Занимательная математика для дошкольников

Разделы: Математика, Работа с дошкольниками


Цель:

Закрепить умения и знания детей, полученные ими на занятиях раздела “Развитие элементарных математических представлений” программы Л.А. Венгера “Развитие”.
Развивать внимание, память, речь, любознательность, смекалку и умственную активность.
Формировать интерес к занятиям по математике.

Материал:

Два набора карточек с цифрами от 0 до 9 и числа 10.
Корона и письмо “Королевы Математики”.
Ободки с цифрами и знаками “+”, “-”, “=”, для детей.
Рисунки формата А3 “На что похожа цифра”.
Дорожка в виде числовой оси.
Костюм робота.

Зал украшен в соответствии с темой праздника.

В зале домики “Королевства Математики” и “Страны Цифирии”.

Звучит песня “Дважды два — четыре”

Дети заходят в зал (кроме "детей-цифр ). "Дети-цифры " – за ширмой. Это страна "Цифирия ".

Ведущий: Далеко-далеко, за синими морями, за стеклянными горами находится страна “Цифирия”, где весело живут её обитатели.

И сегодня они придут к вам в гости.

Как вы думаете, кто будет вашими гостями?

Кто эти жители ”Цифирии”?

Дети: Цифры.

(если дети не отвечают, ведущий подводит их к правильному ответу).

Ведущий: Конечно, это цифры и числа.

Я думаю, вы с ними подружитесь, а помогут вам в этом ваши верные друзья: песни, загадки, игры... Встречайте ваших гостей!

Звучит песня “Считалочка”.

По очереди выходят “цифры” от О до 9. На головах детей ободок с цифрой, а в руках рисунки “На что похожа цифра”.
Песня прозвучала, “цифры” все вышли.

Ведущий: Здесь все цифры по порядку, от нуля и до девятки.

А сейчас послушаем, что наши гости расскажут о себе.

Дети читают стихи “На что похожа цифра”.

О: Я цифра вроде буквы О –
Это ноль иль ничего.
Можешь назвать меня мячом,
А хочешь, дыркой назовём,

А можно бубликом,
Почти что кругленьким.
Но как меня не назовём,
Я называюся нулём.

1: Очень тонкая, как спица.
Называюсь единица.
Я похожа на крючок,
На обломанный сучок.
И ещё, немного может,
На свечу сейчас похожа.

2: Что за прелесть — цифра два.
Шея есть, есть голова.
Спинка есть и хвостик тоже,
Я на лебедя похожа.

3: На меня ты посмотри,
Называюсь цифрой три!
На столе банан лежит –
Мы ещё положим.
Получилась цифра три!
Посмотри – похоже?

4: Мы четверки – силачи
Подымаем кирпичи,
Выжимаем гири,
Пуда по четыре.

(Выходят два ребёнка с цифрами 4 на ободках разного написания).

5: Я теперь пошла плясать
По бумаге цифра пять.
Руку вправо протянула,
Ножку круто изогнула.
Налитая,
Симпатичная,
Цифра
Самая отличная1

6
9: Мы цифры — акробатки:
То шестёрка, то девятка.
Если на голову встану,
Цифрой шесть я сразу стану.

7: Я семёрка-кочерга,
У меня одна нога.
Я очень похожа на клюшку
Для хоккеиста и для старушки.

8: Щупальцев у осьминога
Целых восемь. Очень много.
Цифра восемь – это я.
Посмотрите на меня!
Если я перевернусь,
То совсем не изменюсь.
У восьмёрки два кольца
Без начала и конца.

10: Если ноль ко мне добавят,
Рядом нас стоять поставят,
Мы побольше будем весить,
Потому что это – десять!

Ведущий:

Цифры знаете теперь?
Ровно десять их, проверь!

Дети называют цифры от О до 9, загибая пальцы.
Если называют 10, то ведущий выясняет, 10 — это цифра или что это такое, как называется. Выясняют, что это число.

Ведущий: С цифрами и числами (а ведь 1, ...,9, могут быть и числами) мы встречаемся каждый день: дома, на улице, в садике и даже тогда, когда приходим на музыку.

Не верите? А давайте проверим.

Звучит песня "Капельки".

Ведущий:

Какие числа нам встретились?
Ребята, а ведь с числами мы встречаемся не только у композиторов и поэтов, но ещё и у писателей, когда читаем их сказки.
Вспомните, в названиях каких сказок встречаются числа?

Дети называют сказки. (12 месяцев, Три медведя, Два мороза, Три поросёнка, Волк и семеро козлят, Цветик-семицветик, Белоснежка и семь гномов, и т.д.)

Звучит музыка, входит Робот.

Ведущий: А это кто к нам пришёл?

Дети: Робот.

Робот:

Я не обычный робот.
Я робот-почтальон.
С самою королевой лично я знаком.
Она мне порученье важное дала,
Письмо для вас доставить
И в гости позвала.
Она вас с нетерпеньем в королевстве ждёт.
Кто смелый и находчивый,
Тот до неё дойдет.

Ведущий: Спасибо, робот.

Робот уходит.

Ведущий: Вскроем конверт? Вам интересно, что в нём?

Дети: Да, интересно.

Ведущий читает письмо.

Уважаемые дети,
Королевство есть на свете.
Королевою в нём – я,
А со мной мои друзья.
В математике живём,
Вас к себе мы в гости ждём.
Спешите ко мне в королевство скорей,
А слуги мои вас уж ждут у дверей.
Скорее спешите, дорога зовёт,
И каждый из вас здесь друзей обретёт.

Ведущий: Хотите встретиться с королевой Математикой?

Дети: Да.

Ведущий: Чтобы легче было в пути, разминку надо провести.

Проводится физкультминутка и пальчиковая гимнастика (делают дети и гости).

Физкультмииутка.

Раз – нагнуться, разогнуться.
Два – нагнуться, потянуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять, шесть – тихо сесть.

Ведущий: Давайте и пальчики разомнём.

Игра “Пальчики”

Ведущий читает текст и делает соответствующие движения, все
повторяют их за ним.

Пальчики уснули,
В кулачок свернулись.
Сжать пальцы правой руки в кулак.
Один !
Два!
Три.'
Четыре!
Пять!
Сжать пальцы правой руки в кулак.
Захотели поиграть! Пошевелить всеми пальцами.
Разбудили дом соседей, Поднять левую руку (пальцы сжаты в кулак)
Там проснулись шесть и семь,
Восемь, девять, десять –
Отогнуть пальцы один за другим на счёт.
Веселятся все! Покрутить обеими руками.
Но пора обратно всем:
Десять, девять, восемь, семь
Загнуть пальцы левой руки
Шесть калачиком свернулся, один за другим.
Пять зевнул и отвернулся. Загнуть пальцы правой руки.
Четыре, три, два, один,
Снова в домиках мы спим.
Поднять обе руки, сжатые в кулаки.

Ведший: Итак, вы готовы в путь?

Дети: Да, готовы.

Выходит знак вопроса:

Я знак вопроса – не простой.
В “Цифирии” я – кто такой?
Вам нужен я при трудном счёте,
Когда вопрос вы задаёте.
Вам без меня не обойтись,

Скорей со мною подружись!

Ведущий: Знак вопроса – верноподданный королевы Математики. Он пришёл спросить, готовы ли мы к встрече с королевой. Давайте покажем, что мы многое уже знаем из математики. Давайте, ребята, поиграем в игру “Живые числа”.

Игра “Живые числа”

Ведущий: Цифры и числа любят порядок. И первая игра “Найди свое место”.

  1. Игра “Найди свое место”.
  2. Игра “Цифра заблудилась”.
  3. Сигнал к началу игры – обрыв музыки.

  4. Игра “Мои соседи”.
  5. Игра “Эхо”.

(Ведущий хлопает в ладоши определённое количество раз, дети как эхо повторяют за ним).

Ведущий обращается к зрителям, к знаку вопроса.

Ведущий: Как вы считаете, достойны ли мы встречи с королевой Математикой?

Зрители и знак отвечают.

Ведущий: Идём же. Проходим через мост, необычный мост. Как он называется?

Дети: Числовая ось.

Дети проходят по числовой оси.

Подходят к домику Математики. Встают с двух сторон.

Дети:

Раз, два, три, четыре, пять.
Научились мы считать.
Математика!
Задачи кто научит нас решать?

Выходит Математика.

Математика: Здравствуйте, мои юные друзья! Я рада встрече с вами.

Но я пришла не одна. Со мной мои помощники.

Как нету на свете
Без ножек столов.
Как нету на свете
Без рожек козлов.
Котов без усов,
И без панцирей раков.
Так нет в математике
Действий без знаков.

Знаки читают о себе стихи.

“+”

Я – плюс
И этим я горжусь!
Я для сложения гожусь.
Я — добрый знак соединенья.
И в том моё предназначенье.

“–”

Я – минус,
Тоже добрый знак.
Ведь не со зла я отнимаю.
А свою роль лишь выполняю.

“=”

А узнать
Что получается
Помогает
Знак “равняется”.

Математика:

Считайте, ребята, точнее считайте.
Хорошее дело смелей прибавляйте.
Плохие дела поскорей вычитайте.
Считайте, считайте, считайте, считайте!

(Последнюю строчку Математика говорит вместе со знаками.)

Ведущий: Уважаемая королева! Дети рады встрече с тобой и хотят подарить тебе танец, который называется “Седьмой прыжок”.

Танец “Седьмой прыжок”.

Математика: Спасибо за подарок. А я приготовила вам загадки.

Загадки:

1.

Вот смотри стоят у входа
Коля с Петей,
Но смотри:
Одному четыре года,
А другому только ... (три)

2. Сколько ушей у трёх мышей?
3. Сколько лап у двух медвежат?
4. Гусь весит 4 кг. Сколько он будет весить, если встанет на одну ногу?

5.

Пять ступенек – лесенка,
На ступеньках - песенка.

6.

Семь воробушек спустились на грядки,
Скачут и что-то клюют без оглядки.
Котик – хитрюга внезапно подкрался.
Мигом схватил одного и умчался.
Вот как опасно клевать без оглядки.
Сколько теперь их осталось на грядке?

 Математика: Скажем скороговорку?

Скороговорка:

Опять пять ребят
Нашли у пенька пять опят.

Математика: Вот видите, многому ещё вам надо у меня научиться. А сейчас давайте поиграем.

Игра “Вышли мыши...”

(Обыгрывание считалочки.)

Математика: Мне понравилось, как вы играли, отгадывали загадки. Понравился ваш танец.

И чтобы вы меня не забывали, я тоже принесла вам небольшие подарки.

Математика дарит детям подарки.

(Раскраска “Счёт до 10”.)

Ведущий: Ну, вот и всё. Надеюсь всем было весело и интересно на нашем празднике.
Но думаю, вы не только повеселились, но и узнали для себя немало полезного и нужного, а главное, поняли, что МАТЕМАТИКА – ДЕЙСТВИТЕЛЬНО КОРОЛЕВА ВСЕХ НАУК И ЧТО С НЕЙ НАДО ДРУЖИТЬ!

Звучит песня “Дважды два четыре”.

Дети уходят вместе с Математикой.