Страна треугольников

Разделы: Математика


Цели урока:

  • научить выделять признаки различных видов треугольников;
  • научить объединять треугольники по группам на основе выделенных признаков;
  • научить вести исследование с опорой на алгоритм действий;
  • научить анализировать полученные данные и делать выводы;
  • развивать геометрическую интуицию;
  • повысить мотивацию к изучаемому предмету;

Оборудование: компьютер, телевизор (дополнительное устройство для визуализации изображения), разноцветные палочки, раздаточный материал, денежная единица (триангл), презентации в Power Point.

План урока:

  • Организационный момент, инициализация урока. 2 мин
  • Подготовка к восприятию учебного материала. 3 мин
  • Практическая работа. 15 мин
  • Первичное закрепление изученного материала. 12 мин
  • Домашнее задание. 3 мин
  • Итоги урока. 3 мин
  • Рефлексия учащихся. 4 мин
  • Резерв. 3 мин

Ход урока:

  1. Организационный момент, инициализация урока: (объявление темы, определение целей деятельности)
  2. Учитель приветствует учащихся.

    Сегодня мы с вами продолжим путешествие в страну треугольников, где существует своя денежная единица триангл, которую каждый из вас может заработать за правильный ответ. Накопив семь трианглов, вы сможете получить отличную оценку. В этом путешествии мы откроем и узнаем много нового и интересного, и прежде чем отправиться туда прошу вас разделиться на группы (ученики уже не первый раз работают в группах постоянного состава).

    А сейчас мы вытащим из тайников памяти кое-что ценное и восхитимся глубокими знаниями, которые пригодятся нам сегодня на уроке, а для этого проведём маленький устный опрос.

  3. Подготовка к восприятию нового материала:
  4. Давайте вспомним, о какой фигуре мы говорили с вами на прошлом уроке.

    Ответ: о треугольнике (появляется первый слайд на экране телевизора).

    По какому признаку мы выделили с вами группу треугольников?

    Ответ: в зависимости от величины угла (появляется второй слайд).

    Какие виды треугольников входят в эту группу?

    Ответ: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный (на экране появляется третий слайд).

     

    Какой треугольник называется прямоугольным?

    Ответ: треугольник, у которого один из углов прямой.

    Какой треугольник называется тупоугольным?

    Ответ: треугольник, у которого один из углов тупой.

    Какой треугольник называется остроугольным?

    Ответ: у которого все углы острые.

  5. Практическая работа (исследовательского характера)
  6. Познакомимся со второй группой треугольников, и попробуем выяснить по какому признаку её можно выделить. Перед вами карточки с изображением различных треугольников (на столе у учащихся карточки с изображением равностороннего, равнобедренного, разностороннего треугольника).

    Ваша задача выполнить следующие действия (на экране появляется слайд с алгоритмом действий):

    1. Возьми одну из карточек.
    2. Измерь стороны треугольников.
    3. Запиши результаты измерения в тетрадь.
    4. Повторить команды с 1 по 3 для всех видов треугольников.
    5. Сделайте выводы.
      Что интересного вы видите?

    Давайте попробуем дать названия этим треугольникам.

      • Как можно назвать треугольник, у которого все стороны равны?
      • Ответ: равносторонний

      • Как можно назвать треугольник, у которого все стороны разные?
      • Ответ: разносторонний

      • Как можно назвать треугольник, у которого две стороны равны?
      • Ответ: равнобедренный

      • У нас появилась ещё одна группа. По какому признаку она определилась?
      • Ответ: по числу равных сторон.

    Теперь всё большое семейство треугольников можем разделить на две группы (появляется слайд на экране)

    img-3.gif (6139 bytes)

    Учащиеся перечерчивают схему в тетрадь.

    А как вы думаете, из любых 3 палочек можно сложить треугольник?

    Возьмите в руки палочки красного цвета (на столах у учащихся находятся палочки красного цвета, длиной 4 см, 2 см, 7 см и синего цвета длиной 4 см, 3 см, 5 см) и попробуйте из них сложить треугольник.

    img-4.gif (657 bytes)

    Получилось?

    Ответ: нет.

    А теперь попробуйте сложить треугольник из палочек синего цвета.

    Получилось?

    Ответ: да.

    Почему же не получился треугольник из палочек красного цвета?

    1. Измерьте длины красных палочек
    2. Запишите результат: короткая палочка –
      длинная палочка –
      средняя палочка –
    3. Сравните: а) сумму короткой и средней палочек с длинной;
      б) сумму короткой и длинной со средней;
      в) сумму длинной и средней с короткой.
    4. Проделайте то же самое с синими палочками.
    5. Сравните полученные результаты и сделайте вывод.

     

    Итак: Сумма двух сторон треугольника всегда больше третьей стороны (на экране появляется слайд).

    Теперь вы можете объяснить, почему не получилось собрать треугольник из красных палочек?

  7. Первичное закрепление нового материала.
  8. Молодцы, все хорошо поработали. Пересядьте на свои места. Сейчас мы немного отдохнём и послушаем сказку-вопрос. (Текст сказки перед каждым учащимся на столе).

    СКАЗКА – ВОПРОС.

    Собрались представители всех видов треугольников на лесной поляне и стали обсуждать вопрос о выборе своего короля. Долго спорили и никак не могли придти к единому мнению. И вот один старый треугольник сказал: “Давайте отправимся все в царство треугольников. Кто придёт первым, тот и будет королём”. Все согласились. Рано утром отправились все в далёкое путешествие. На пути путешественников повстречалась река, которая сказала: “Переплывут меня только те, у кого все углы острые”. Часть треугольников остались на берегу, остальные благополучно переплыли и отправились дальше. На пути им встретилась высокая гора, которая сказала, что даст пройти только тем, у кого хотя бы две стороны равны. Преодолевшие второе препятствие продолжили путь. Дошли до большого обрыва, где был узкий мост. Мост сказал, что пропустит тех, у кого все стороны равны. По мосту прошёл только один треугольник, который первым добрался до царства и был провозглашён королём.

    Вопросы:

    1. Кто стал королём?
    2. Кто был основным соперником?
    3. Кто первым вышел из соревнования?

    Задание 1. Периметр равностороннего треугольника АВС - 156см. Найдите все стороны.

    Задание 2. Существует ли треугольник, длины сторон которого равны 5 дм, 2 дм, и 70 см?

    Задание 3. Сколько всего треугольников на рисунке? Какие виды треугольников имеются на рисунке?

    Задание оформлено в виде карточек, каждый ученик работает индивидуально. Затем задания обсуждаются вместе с классом.

  9. Домашнее задание.
  10. Домашнее задание будет интересным и потребует от вас фантазии и воображения. По вашему желанию вы можете сочинить рассказ, сказку или стихотворение о стране треугольников, или из различных видов треугольников составить картинку: это может быть животное или геометрический рисунок.

    (Например, учитель может показать изображение различных видов рисунков, созданных из треугольников)

  11. Итоги урока.
  12. Итак, давайте подведём итог нашего путешествия по стране треугольников.

    По какому признаку мы выделили новую группу треугольников?

    Какие треугольники входят в эту группу?

    Всегда ли существует треугольник?

    Выставляются отличные оценки учащимся, набравшим 7 трианглов, по желанию за 5 трианглов выставляется оценка 4. Накопительная система существует с прошлого урока и продолжает действовать на следующем. То есть те, кто не набрал сегодня нужное количество трианглов, может заработать их на следующем уроке, и получить оценку.

    VII. Рефлексия.

    1.Что больше всего тебя заинтересовало на уроке, что удивило?

    2. Что понравилось больше всего?