Тип урока: педагогическая мастерская.
Цели.
Обучающие: Обучение умению анализировать литературный текст, выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении, умению применять компьютерные технологии.
Развивающие: Развитие творческого воображения, чувства музыки, цветового восприятия. Формирование навыков владения профессиональной юридической лексикой. Обучение умению применять к конкретным жизненным обстоятельствам нормативно – правовые акты на примере уголовного права.
Воспитательные: Приобщать детей к радости творчества, законам открытия нового, к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности. Воспитывать личность социально значимую, духовно – нравственную, умеющую сострадать.
Эпиграф:
Человек определяется тем, каков он наедине со своей совестью.
Олег Волков.
Оформление: На доске эпиграф, цветным мелом нарисованы листья, ветки деревьев, символизирующие парк, где происходит действие, силуэт обелиска.
Ход урока:
1. Начало, мотивирующее творческую деятельность.
Учительская. Диалог преподавателей (роли преподавателей из повести исполняют учителя права, литературы, психолог)
Зоя Владимировна:
Вы только вспомните, что сказала Юля Студенцева на сцене! “Люблю школу, как волчонок свою нору. Школа не научила меня выбирать правильную дорогу в жизни. Вы заставляли нас знать все, кроме того, что мы любили, хотели”. И кто произнес эти страшные слова?! Юля! Та, которую все на руках носили, славили хором. Предательство, уважаемые коллеги! Я вижу только плевок в сторону учителей.
Ольга Олеговна:
Да разве она виновата, что высказала наболевшее. Я вижу здесь не плевок, а страх, смятение. Ничем не увлечена, не знает, куда податься, что выбрать, к чему себя приспособить.
Директор школы:
Как же это произошло? Дети выходят из школы и не могут выбрать дорогу, по которой будут идти всю жизнь. Что же мы делали не так? Почему ребенок не любит школу? А одноклассники? А дружба? Выходит, все впустую? В чем наша вина? Ребенок не может выбрать дорогу…
Зоя Владимировна:
А если эта дорога начнется с преступления?
Парк. Скамейка. На ней с гитарой сидят выпускники. Их шестеро.
Генка: Это же хорошо, хорошо! Тысячи дорог! На какую – нибудь все равно попадешь, промашки быть не может ни у тебя, Юлька, ни у меня, ни у Натки…Вот Игорю труднее – он одну дорогу выбрал. Тут и промахнуться можно.
Игорь: Старичок! Без риска нет успеха.
Юля: Даже если Игорь и промахнется, тогда у него будет, как и у нас, те же тысячи дорог без одной дороги. Счастливый! Только он что – то не хочет такого счастья, и я не хочу. Хочу тоже рисковать!
Сократ: Человек – забыли, фратеры, – создан для счастья, как птица для полета! Лети себе, куда несет (на гитаре играет, напевая).
Эх, по морям, по волнам! Нынче здесь, а завтра – там! Вот так – то!
Игорь: Птица и против ветра летает. А ты не птица, ты пушинка от одуванчика.
Генка: Пушинка – то с семечками. Куда не упадем – корни пустим. И вырастем!
Юля: На камни может семечко упасть!
Натка: Летать. Мыкаться. Лучше ждать.
Вера: Тебе, Наточка, долго ждать не придется. Ты, как светлый фонарик, издалека видна. К тебе счастье само прилетит.
Юля: Какие мы все разные!
Появляется героиня в светлом платье. Монолог.
Здесь самое высокое место в городе. Сюда приходит молодежь, потому что здесь красиво даже ночью – лежит рассыпанный огнями город внизу, шелестят липы, и ночь бодряще пахнет рекой. (Всматривается в надпись на обелиске) Никогда не хватало времени и терпения дочитать этот список до конца.
Артюков Павел Дмитриевич – рядовой…
Бутырин Василий Георгиевич – старший сержант…
И сегодня ребята пришли к обелиску, ведь у них – ночь после выпуска.
2. Сообщение темы, цели урока.
Учитель литературы: На прошлом уроке мы изучили повесть В.Тендрякова “Ночь после выпуска, познакомились с главными героями, составили их литературные портреты, попытались понять, что произошло с ними. Сегодня мы продолжим разговор о поступках, поведении персонажей. Но главная задача – продемонстрировать в творческих работах свое восприятие, понимание произведения, основных проблем, поднятых писателем.
3. Диалог с учащимися.
Литератор: Инсценировка, представленная вашему вниманию, напомнила всем, что действие повести происходит у реки над обрывом.
– Чье присутствие здесь ощущается? (обелиск)
– Зачем автор вводит этот элемент? (обелиск – память о пережитом, история страны, погибшие сражались за свободу родины)
Герои тоже говорят о свободе, но наполняют это слово другим содержанием.
– Какое определение этого слова дает “Толковый словарь”?
Обратимся к компьютеру (на компьютере появляется словарная статья, в которой дается определение слова).
– Что значит для героев данное слово? (делаю то, что хочу, свободу для всех).
Учитель права:
Здесь, у обелиска, ребята много спорят о человеке, о его жизненной позиции, моральном облике.
– Каково значение слова “мораль”? Обратимся к компьютеру (читают определение).
– Как мы оценим выпускников с точки зрения морали? Можем ли мы сказать, что во взрослую жизнь вступают высоко нравственные личности, с точки зрения морали, имеющие представление о совести?
Психолог:
– Как вы понимаете слово “совесть”? Посмотрим в словарь. (“Совесть – понятие морального сознания, внутренняя убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение”).
– Присутствует ли в наших героях эта нравственная ответственность за свое поведение?
Литератор:
– Каковы же выпускники наедине со своей совестью?
Психолог:
– Что движет ребятами, когда они обвиняют друг друга? (зависть).
Правовед:
– К чему могла привести зависть? (к преступлению). Бруно Ясенский писал: “Бойтесь равнодушных, они не убивают и не предают. Но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство”.
– Кем могли стать вчерашние одноклассники? (соучастниками).
– Кто такие соучастники? Обратимся снова к компьютеру.
– Как вы можете оценить с точки зрения уголовного права действия ребят? (неоконченное преступление, оставление в опасности).
4. Творческая работа.
Правовед: Было ли преступление? Ответ на этот вопрос, исходя из правовых знаний и отношения к действующим лицам, даст группа юристов, подготовив обвинительную речь и защиту.
Литератор: Мы закрыли последнюю страницу повести. Как сложится судьба ребят? Извлекли ли они уроки и происшедшего? Точки в произведении автор не ставит. Ее должны поставить мы с группой литераторов, придумав конец произведения.
Психолог: Группа психологов выразит свое эмоциональное состояние, свои чувства, восприятие героев в цвете, музыке, рисунках.
5. Работа в творческих группах.
6. Презентация творческих работ.
Конспект урока – мастерской в 6 классе “Верь в великую силу добра” (по повести А. Платонова “Юшка”).
Цели урока.
Образовательная: Знать содержание рассказа А. Платонова “Юшка”, проблемы, поднятые автором в произведении.
Развивающая: Развивать ассоциативное мышление.
Воспитательная: Воспитывать личность самостоятельную, творческую, свободную, духовно-нравственную. Помочь ученику раскрепоститься, раскрыть свои индивидуальные способности, почувствовать себя личностью.
Оборудование: плакаты о добре, милосердии, опорные слова из текста произведения, карточки с заданиями.
Ход урока:
1. Индуктор. Начало, мотивирующее деятельность.
Звучит тихая музыка. Учитель читает стихотворение С. Есенина.
Шел Господь пытать людей в любови.
Выходил он нищим на кулижку.
Старый дед на пне сухом, в дуброве,
Жамкал деснами зачерствелую пышку.
Увидел дед нищего дорогой,
На тропинке с клюшкою железной,
И подумал: “Вишь, какой убогой, –
Знать, от холода качается, болезный.
Подошел Господь, скрывая скорбь и муку:
Видно, мол, сердца их не разбудишь…
И сказал старик, протягивая руку:
“На, пожуй… маленько, крепче будешь”.
Вопросы:
1. Какого литературного героя напоминает старый дед из стихотворения С. Есенина? (Ефима Дмитриевича, Юшку.)
2. В чем сходство между героями? (дед делится хлебом, Юшка – сахаром, деньгами).
3. Как мы называем это качество в людях: готовность помочь кому – либо, простить кого – либо из сострадания, человеколюбия? (милосердие)
2. Объявление цели урока.
Сегодня на нашем уроке – мастерской мы и поговорим о доброте, о человеколюбии, милосердии, любви ко всему живому и прежде всего к человеку.
Мы еще раз обратимся к рассказу А. Платонова “Юшка”. Главная наша задача – передать видение поднятых на уроке проблем в своем творчестве.
3. Работа с эпиграфами.
На доске помещены эпиграфы к уроку. Выберите понравившийся и запишите в тетрадь.
Верю я, придет пора,
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.Б. Пастернак.
Я счастлив счастием мне чуждым
И грустен горестью чужой;
Чужим несчастиям и нуждам
Готов помочь я всей душой.
И. Суриков.
4. Работа в проблемных группах.
1 группа.
Прав ли был Юшка, говоря, что народ его любит? Подтвердите свой ответ примерами из текста.
Вывод: Люди жестоки по отношению к Юшке. Он им послан как испытание на любовь. А, быть может, и Юшку Господь испытывает на любовь к людям, это испытание герой выдержал.
2 группа.
Какие чувства вызвал герой рассказа “Юшка”? Соотнесите свое мнение с библейскими заповедями.
Вывод: Герой рассказа добрый, трудолюбивый, честный. Он нравственный человек. Слово Божие учит нас не мстить, а делать добро и любить врагов. “Побеждает зло добро” – сказано в Библии. Юшка живет по законам Божьим.
3 группа.
“Добро, мама, из добра приходит”, – говорил один из героев сказки А. Платонова “Волшебное кольцо”. Докажите на тексте рассказа правоту этих слов.
Вывод: Пословицы гласят: “Доброе дело навек”. “ Добро из добра приходит”. Доброта Юшки найдет продолжение в добрых поступках девочки – сироты. Значит, его пребывание на Земле не осталось бесследным.
4 группа.
“Шел Господь пытать людей в любови” – одна из главных идей рассказа. Какое разрешение она получила?
Вывод: Любовь милосердствует. Люди же равнодушны по отношению к герою. Об их равнодушии говорит страшное слово, в котором заключена и авторская позиция. Это слово: “Забыли”. Юшка же остался человеком, несмотря на все страдания, которые ему уготовила жизнь.
Учитель:
– Что же завещал нам всем Юшка?
(Не утомляясь, утолять страдания души и тела, ,младших братьев наших, каждого листочка, цветка на планете Земля).
– Какие еще произведения о добре, милосердии вы читали?
Проблемы, поднятые в рассказе А. Платонова “Юшка”, актуальны и в наше время. Посмотрим маленький фрагмент из фильма, снятого по известной вам повести В. Железникова “Чучело”.
5. Просмотр фрагмента из фильма Чучело”.
Вопрос:
– Какие чувства вызвала сцена, изображенная в сюжете? Повторите слова, которые дети написали на доске. О чем говорит эта надпись?
Скажем вслед за героями кинофильма: “Прости нас, Чучело!” “Прости нас, Юшка!” “Простите нас, люди, которым мы когда – то причинили боль и страдания”.
Вывод: А. П. Чехов, великий русский писатель, тонкий психолог, писал:
“Нужно, чтоб за дверью каждого довольного человека, счастливого человека, стоял кто – нибудь с молотком и напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он не был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти – стрясется беда, болезнь, потери, и никто не увидит и не услышит его, как он теперь не видит и не слышит других.”
6. Творческая работа.
Учитель: Мы сегодня много говорили о добре и милосердии. Какие мысли возникли у вас после этого разговора? Передайте свои впечатления, чувства в рисунке, в плакате, в музыке, стихотворении, в сочинении – эссе, просто в ассоциативных словах.
8. Презентация творческих работ.
9. Подведение итога.
Учитель на фоне музыки читает стихотворение:
Хочется крикнуть людям:
“Будьте щедрей на ласку!”
Путь человека труден,
Мало похож на сказку.
Как скопидом монеты,
Ласку не прячьте, люди,
Пусть она добрым светом
Вечно светить вам будет.