ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Представленная программа мастер – класса рассчитана на два года обучения и состоит из 12 самостоятельных логически завершенных занятий, объединенных общей темой “Инновационные методы учебно-воспитательной работы на уроках информатики в младших классах”.
Программа мастер – класса предназначена для молодых учителей информатики и для учителей начальных классов, преподающих предмет “информатика” в младших классах и целенаправленна на работу по формированию у слушателей педагогических умений, форм и методов обучения.
Необходимое условие успешного проведения программы мастер – класса – доступ к ТСО( кодоскоп, магнитная доска, классная доска, компьютеры).
Регулярность проведения занятий – один раз в неделю. Это позволит качественно подготовиться к следующему занятию как учителю – мастеру, так и слушателям, так как предполагается регулярная выдача домашнего задания слушателям с целью контроля усвоения текущего материала и повышения эффективности работы программы мастер – класса. Длительность занятий 3 - 4 часа. Форма занятий – комбинированная, что позволяет длительное время поддерживать работоспособность слушателей.
Предполагается добиться следующих результатов по завершению работы программы мастер – класса:
- углубление предметных знаний и их применения слушателями в своей работе;
- изучение передового педагогического опыта;
- получение конкретных рекомендаций;
- расширение общего кругозора.
Занятие 1.
Тема: Цели и задачи обучения информатике в начальной школе.
Цели занятия:
1. Познакомить слушателей с целями и задачами пропедевтики обучения информатике в начальной школе.
2. Анализ содержания существующих курсов информатики для начальной школы( машинный и безмашинный варианты).
3. Обсудить возможные виды построения обучения основам информатики в младших классах.
4. Познакомиться на практике со структурой основных разделов учебно-методического комплекта “Роботландия”.
Форма занятия: Вводная беседа + анкетирование + лекция + презентация + практическая работа.
Ход занятия:
1. Вводная беседа. Знакомство с программой занятий.
2. Анкетирование. Вводная анкета кроме общих сведений предполагает сбор информации о значимых для слушателей целях обучения, о степени затруднений в своей работе, а также предлагается указать, каким опытом своей работы они хотели бы поделиться с коллегами и по какой проблеме.
3. Лекция о концепции содержания образовательной области “информатика” в 12-летней школе; целях и задачах обучения информатике в начальной школе.
4. Анализ содержания существующих курсов информатики.
5. Беседа о возможном построении обучении основам информатики в младших классах: отдельный курс, практикум по информатике, включение элементов информатики в содержание обучение по другим предметам.
6. Презентация собственной программы обучения информатике в младших классах с применением учебно-методических комплектов “Роботландия” и “Вундеркинд”.
7. Практическая работа: знакомство со структурой основных разделов УМК “Роботландия”.
8. Домашнее задание: принести с собой педагогическую, методическую литературу, которая помогает в введении урока, и подготовить небольшую презентацию по ним для коллег-слушателей.
Занятие 2.
Тема: Методика ведения учебных занятий по информатике в начальной школе.
Цели занятия:
1. Познакомить слушателей с планом урока и его основными составляющими, выбором форм обучения.
2. Показать методы и приемы развития самостоятельного мышления учащихся на примере открытого урока и его анализа.
3. Научить анализировать урок.
4. Обменяться знаниями по педагогической литературе.
Форма занятия: Лекция + открытый урок + беседа + презентация.
Ход занятия:
1. Лекция о видах и типах урока, о составляющих урока. Традиционные и новые формы обучения. Сочетание коллективных и индивидуальных видов учебной деятельности на уроках информатики. Домашнее задание, оценка его объема и времени выполнения.
2. Открытый урок по информатике в младших классах.
3. Самоанализ урока. Разбор инновационных методов и педагогических технологий, использованных на уроке.
4. Презентация слушателями педагогической литературы.
5. Разбор методических новинок, программного обеспечения.
6. Домашнее задание: принести к следующему занятию план любого урока информатики в начальных классах с применением инновационных методов и педагогических технологий.
Занятие 3.
Тема: Методика изучения основных разделов курса информатики с учетом возрастных особенностей.
Цели занятия:
1. Выделить основные разделы курса информатики.
2. Проанализировать предлагаемый тематический план с учетом возрастных особенностей детей.
3. Продемонстрировать собственную методику изучения основных разделов курса информатики.
4. Проверить правильность выполнения домашнего задания.
5. Научиться работать в учебно-методическом комплекте “Роботландия” в разделе “Тренажер”.
6. Обменяться знаниями по другим программным продуктам.
Форма занятия: Лекция + беседа + практическая работа.
Ход занятия:
1. Лекция об основных разделах информатики и особенностях изучения их в начальной школе.
2. Анализ тематического плана.
3. Демонстрация методики изучения: информационных процессов; устройства компьютера; информационных технологий( текстовый, графические, музыкальный редакторы).
4. Проверка выполнения домашнего задания (план урока по информатике) с целью обмена опытом использования инновационных методов и педагогических технологий.
5. Практическая работа в “Роботландии” в разделе “Тренажер”:
- Работа с курсором и управляющими клавишами в подразделе “Курсор”. Прохождение лабиринтов.
- Диалоговый режим работы с ЭВМ в подразделе “Привет!”.
- Процесс передачи информации и назначение основных устройств ЭВМ в подразделе “Компьютер”.
- Компьютер как средство обучения, проверки и оценки в подразделе “Правилка”.
6. Домашнее задание: принести к следующему занятию анализ урока информатики, план к которому был составлен.
Занятие 4.
Тема: Методика изучения раздела курса информатики “Исполнители” с учетом возрастных особенностей.
Цели занятия:
1. Дать определение терминам “исполнитель”, “формальный и неформальный исполнитель”, “среда исполнителя”, “набор команд исполнителя”, “элементарное действие”, алгоритм.
2. Понять значение исполнителя и алгоритма.
3. Продемонстрировать собственную методику изучения раздела курса информатики “Исполнители”.
4. Научиться краткой записи оформления задачи.
5. Рассмотреть возможные виды отказов, вызванных ошибками в алгоритме.
6. Проверить правильность выполнения домашнего задания.
7. Научиться работать в учебно-методическом комплекте “Роботландия” в разделе “Исполнители”.
Форма занятия: Мозговой штурм + тестирование + беседа + практическая работа.
Ход занятия:
1. Мозговой штурм: работа с терминами.
2. Беседа о значении исполнителя и его свойствах, нравственных аспектах понятия “формальный исполнитель”.
3. Тестирование слушателей по изученным ранее темам с целью контроля усвоения материала и обучению еще одному виду педагогической технологии – тесту.
4. Анализ результатов теста.
5.Демонстрация методики изучения исполнителей: “Квадратик”; “Машинист”; “Автомат”; “Плюсик”.
6.Проверка выполнения домашнего задания (анализ урока по информатике) с целью контроля усвоения.
7. Практическая работа в “Роботландии” в разделе “Исполнители”: построение и исполнение алгоритма для заданного исполнителя.
8. Домашнее задание: принести к следующему занятию самодельный комплект раздаточного материала( задания) по одному из изученных исполнителей.
Занятие 5.
Тема: Метод проектов. Изучение раздела курса информатики “Информационные технологии” с учетом возрастных особенностей.
Цели занятия:
1. Познакомить с методом проектов.
2. Продемонстрировать собственную методику изучения раздела курса информатики “Информационные технологии”.
3. Провести выставку самодельного раздаточного материала, выполненного слушателями.
4. Научиться работать в учебно-методическом комплекте “Роботландия” в разделе “Редакторы”.
Форма занятия: Лекция + выставка + практическая работа.
Ход занятия:
1. Лекция о проектной деятельности как методе, позволяющем активно развивать у учащихся основные виды мышления, творческие способности, стремление самому созидать.
2. Демонстрация методики изучения: текстового редактора “Микрон”; графических редакторов “Раскрашка”, “Силуэт”, “Художник”; музыкального редактора “Шарманщик”.
3. Проверка выполнения домашнего задания. Выставка самодельного раздаточного материала.
4. Практическая работа в “Роботландии” в разделе “Редакторы”: выполнение заданий по раздаточному материалу для каждого редактора.
5. Домашнее задание: принести к следующему занятию продуманный тематический план уроков по информатике.
Занятие 6.
Тема: Здоровьесберегающие технологии на уроках информатики в начальных классах и санитарно – гигиенические требования к кабинету ИВТ. Зачетная работа.
Цели занятия:
1. Познакомить слушателей со здоровьесберегающими технологиями на уроках информатики и санитарно– гигиеническим требованиям к кабинету ИВТ.
2. Проверить выполнение домашнего задания.
3. Выполнить зачетную работу.
4. Подвести итоги работы программы мастер - класса.
Форма занятия: Лекция + практическая работа + анкетирование.
Ход занятия:
1. Лекция о здоровьесберегающих технологиях и санитарно – гигиенических требованиях к кабинету.
2. Проверка выполнения домашнего задания (тематический план уроков по информатике).
3. Выполнение зачетной практической работы.
4. Анкетирование слушателей с целью выявления: достоинств и недостатков программы мастер – класса; самооценки уровня владения педагогическими умениями, в том числе и инновационными методами учебно-воспитательной работы на уроках информатики в младших классах; характера изменений профессионального мастерства по сравнению с начальной самооценкой.
5. Подведение итогов работы 1 года обучения программы мастер - класса.
Занятие 7.
Тема: Цели и задачи обучения информатике в начальной школе.
Методика ведения учебных занятий в младших классах.
Цели занятия:
1. Познакомить слушателей с целями и задачами обучения информатике в начальной школе.
2. Проанализировать содержание существующих курсов информатики для начальной школы( машинный и безмашинный варианты).
3. Познакомить слушателей с планом урока и его основными составляющими, выбором форм обучения.
4. Показать методы и приемы развития самостоятельного мышления учащихся на примере анализа урока.
5. Познакомиться на практике со структурой основных разделов учебно-методического комплекта “Роботландия”.
Форма занятия: Анкетирование + лекция + практическая работа.
Ход занятия:
1. Вводная беседа. Знакомство с программой занятий.
2. Анкетирование. Вводная анкета кроме общих сведений предполагает сбор информации о значимых для слушателей целях обучения, о степени затруднений в своей работе, а также предлагается указать, каким опытом своей работы они хотели бы поделиться с коллегами и по какой проблеме.
3. Лекция о целях и задачах обучения информатике в начальной школе и анализ содержания существующих курсов информатики.
4. Беседа о видах и типах урока, о составляющих урока. Традиционные и новые формы обучения.
5. Сочетание коллективных и индивидуальных видов учебной деятельности на уроках информатики. Домашнее задание, оценка его объема и времени выполнения.
6. Разбор урока по информатике в младших классах.
7. Самоанализ урока. Разбор инновационных методов и педагогических технологий, использованных на уроке.
8. Практическая работа: знакомство со структурой основных разделов УМК “Роботландия”.
9. Домашнее задание: принести с собой педагогическую, методическую литературу, которая помогает в введении урока, и подготовить небольшую презентацию по ним для коллег-слушателей.
Занятие 8.
Тема: Ролевая игра – одна из форм педагогических технологий.
Методика изучения раздела курса информатики “Алгоритмы”.
Цели занятия:
1. Познакомить слушателей с методом ролевой игры.
2. Показать методы и приемы использования ролевой игры на примере анализа плана урока по теме “Исполнитель Перевозчик”.
3. Продемонстрировать собственную методику изучения раздела “Алгоритмы”.
4. Научиться работать в учебно – методическом комплекте в разделе “Алгоритмика”.
5. Обменяться знаниями по педагогической литературе.
Форма занятия: Лекция + анализ урока + практическая работа.
Ход занятия:
1. Лекция о значении ролевой игры.
2. Анализ плана урока по теме “Исполнитель Перевозчик”.
3. Знакомство слушателей с методикой изучения раздела “Алгоритмика”.
4. Практическая работа в учебно – методическом комплекте “Роботландия” в разделе “Алгоритмика”. Выполнение заданий по самодельному раздаточному материалу к каждому из перечисленных ниже подразделов: Перевозчик; Угадайка; Монах; Переливашка.
5. Презентация слушателями педагогической литературы.
6. Разбор методических новинок, программного обеспечения.
7. Домашнее задание: принести к следующему занятию самодельный комплект раздаточного материала ( задания) по одному из изученных исполнителей.
Занятие 9.
Тема: Интенсификация обучения и формирование активного, самостоятельного и творческого мышления.
Цели занятия:
1. Продолжить знакомство слушателей с методикой изучения раздела “Алгоритмы”.
2. Продемонстрировать методику на примере открытого урока по информатике.
3. Научиться работать в учебно – методическом комплекте в разделе “Алгоритмика”.
4. Провести выставку самодельного раздаточного материала, изготовленного слушателями.
Форма занятия: Лекция + открытый урок + практическая работа + выставка.
Ход занятия:
1. Лекция о видах мышления и способах их формирования.
2. Продолжить знакомство слушателей с методикой изучения раздела “Алгоритмика”.
3. Открытый урок по информатике по теме “Шахматные задачи. Исполнитель Конюх”.
4. Анализ урока. Разбор инновационных методов и педагогических технологий, использованных на уроке.
5. Практическая работа в учебно – методическом комплекте “Роботландия” в разделе “Алгоритмика”. Выполнение заданий по самодельному раздаточному материалу к подразделу “Исполнитель Конюх”.
6. Выставка самодельного раздаточного материала, изготовленного слушателями.
7. Домашнее задание: принести к следующему занятию интересные задачи из копилки передового опыта.
Занятие 10.
Тема: Методы и приемы развития самостоятельного и творческого мышления учащихся.
Цели занятия:
1. Продолжить знакомство слушателей с методами и приемами развития самостоятельного и творческого мышления учащихся.
2. Продемонстрировать эти методы и приемы.
3. Проверить выполнение домашнего задания (задачи из копилки).
4. Научиться работать в учебно – методическом комплекте “Роботландия”в разделах “Черный ящик” и “Игры”.
Форма занятия: Лекция + игра с аудиторией + практическая работа.
Ход занятия:
1. Лекция о развивающем методе обучения (элементы проблемного обучения, проблемные задачи с недостающими и излишними данными, система диагностических и прогностических задач, многовариантные задачи).
2. Игра с аудиторией – демонстрация этих методов и приемов. Проверка выполнения домашнего задания (интересные игры из копилки педагогического опыта) с целью обмена опытом.
3. Практическая работа в учебно – методическом комплекте “Роботландия” в разделах “Черный ящик” и “Игры”.
4. Домашнее задание: принести к следующему занятию материал по внеклассной работе с учащимися по информатике.
Занятие 11.
Тема: Внеклассные формы работы по информатике. Аукцион идей.
Цели занятия:
1. Обменяться опытом по организации внеклассных форм работы.
2. Продемонстрировать некоторые приемы.
3. Проверить выполнение домашнего задания.
Форма занятия: Беседа + игра с аудиторией + аукцион идей + групповая работа.
Ход занятия:
1. Беседа о приемлемых формах внеклассной работы по информатике.
2. Игра с аудиторией – демонстрация этих форм работы.
3. Проверка выполнения домашнего задания (материал по внеклассной работе из копилки педагогического опыта) с целью обмена опытом.
4. Аукцион идей. Совместное решение проблемной задачи: составление плана работы в неделю информатики.
5. Работа в творческих группах по детальной разработке мероприятия, запланированного для проведения в неделю информатики.
6. Домашнее задание: принести к следующему занятию готовый сценарий мероприятия в неделю информатики.
Занятие 12.
Тема: Здоровьесберегающие технологии на уроках информатики в начальных классах и санитарно – гигиенические требования к кабинету ИВТ. Зачетная работа.
Цели занятия:
1. Познакомить слушателей со здоровьесберегающими технологиями на уроках информатики и санитарно– гигиеническим требованиям к кабинету ИВТ.
2. Проверить выполнение домашнего задания.
3. Выполнить зачетную работу.
4. Подвести итоги работы программы мастер-класса.
Форма занятия: Лекция + практическая работа + анкетирование.
Ход занятия:
1. Лекция о здоровьесберегающих технологиях и санитарно – гигиенических требованиях к кабинету.
2. Проверка выполнения домашнего задания.
3. Выполнение зачетной практической работы.
4. Анкетирование слушателей с целью выявления: достоинств и недостатков программы мастер – класса; самооценки уровня владения педагогическими умениями, в том числе и инновационными методами учебно-воспитательной работы на уроках информатики в младших классах; характера изменений профессионального мастерства по сравнению с начальной самооценкой.
5. Подведение итогов работы программы мастер – класса.
Тематический план занятий по программе мастер – класса
1 – й год обучения |
||||
№ |
Тема занятия |
Количество часов |
||
Теория |
Практика |
Всего |
||
1 |
Цели и задачи обучения информатике в начальной школе. | 2 |
1 |
3 |
2 |
Методика ведения учебных занятий по информатике в начальной школе. | 2 |
1 |
3 |
3 |
Методика изучения основных разделов курса информатики с учетом возрастных особенностей. | 2 |
2 |
4 |
4 |
Методика изучения раздела курса информатики “Исполнители”. | 2 |
2 |
4 |
5 |
Метод проектов. Изучение раздела курса информатики “Информационные технологии”. | 2 |
2 |
4 |
6 |
Здоровьесберегающие технологии на уроках информатики и санитарно – гигиенические требования к кабинету ИВТ. Зачетная работа. | 2 |
2 |
4 |
2-й год обучения |
||||
№ |
Тема занятия |
Количество часов |
||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | Цели и задачи обучения
информатике в начальной школе. Методика ведения учебных занятий. |
2 |
2 |
4 |
2 | Ролевая игра – одна из
форм педагогических технологий. Методика изучения раздела курса информатики “Алгоритмы”. |
2 |
2 |
4 |
3 | Интенсификация обучения и формирование активного, самостоятельного, творческого мышления. Алгоритмические этюды. | 2 |
2 |
4 |
4 | Методы и приемы развития самостоятельного мышления учащихся. | 2 |
2 |
4 |
5 | Внеклассные формы работы по информатике. Аукцион идей. | 2 |
2 |
4 |
6 | Здоровьесберегающие технологии на уроках информатики и санитарно – гигиенические требования к кабинету ИВТ. Зачетная работа. | 2 |
2 |
4 |