Программа мастер-класса "Инновационные методы учебно-воспитательной работы на уроках информатики в младших классах"

Разделы: Информатика


ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Представленная программа мастер – класса рассчитана на два года обучения и состоит из 12 самостоятельных логически завершенных занятий, объединенных общей темой “Инновационные методы учебно-воспитательной работы на уроках информатики в младших классах”.

Программа мастер – класса предназначена для молодых учителей информатики и для учителей начальных классов, преподающих предмет “информатика” в младших классах и целенаправленна на работу по формированию у слушателей педагогических умений, форм и методов обучения.

Необходимое условие успешного проведения программы мастер – класса – доступ к ТСО( кодоскоп, магнитная доска, классная доска, компьютеры).

Регулярность проведения занятий – один раз в неделю. Это позволит качественно подготовиться к следующему занятию как учителю – мастеру, так и слушателям, так как предполагается регулярная выдача домашнего задания слушателям с целью контроля усвоения текущего материала и повышения эффективности работы программы мастер – класса. Длительность занятий 3 - 4 часа. Форма занятий – комбинированная, что позволяет длительное время поддерживать работоспособность слушателей.

Предполагается добиться следующих результатов по завершению работы программы мастер – класса:

- углубление предметных знаний и их применения слушателями в своей работе;

- изучение передового педагогического опыта;

- получение конкретных рекомендаций;

- расширение общего кругозора.

Занятие 1.

Тема: Цели и задачи обучения информатике в начальной школе.

Цели занятия:

1. Познакомить слушателей с целями и задачами пропедевтики обучения информатике в начальной школе.

2. Анализ содержания существующих курсов информатики для начальной школы( машинный и безмашинный варианты).

3. Обсудить возможные виды построения обучения основам информатики в младших классах.

4. Познакомиться на практике со структурой основных разделов учебно-методического комплекта “Роботландия”.

Форма занятия: Вводная беседа + анкетирование + лекция + презентация + практическая работа.

Ход занятия:

1. Вводная беседа. Знакомство с программой занятий.

2. Анкетирование. Вводная анкета кроме общих сведений предполагает сбор информации о значимых для слушателей целях обучения, о степени затруднений в своей работе, а также предлагается указать, каким опытом своей работы они хотели бы поделиться с коллегами и по какой проблеме.

3. Лекция о концепции содержания образовательной области “информатика” в 12-летней школе; целях и задачах обучения информатике в начальной школе.

4. Анализ содержания существующих курсов информатики.

5. Беседа о возможном построении обучении основам информатики в младших классах: отдельный курс, практикум по информатике, включение элементов информатики в содержание обучение по другим предметам.

6. Презентация собственной программы обучения информатике в младших классах с применением учебно-методических комплектов “Роботландия” и “Вундеркинд”.

7. Практическая работа: знакомство со структурой основных разделов УМК “Роботландия”.

8. Домашнее задание: принести с собой педагогическую, методическую литературу, которая помогает в введении урока, и подготовить небольшую презентацию по ним для коллег-слушателей.

Занятие 2.

Тема: Методика ведения учебных занятий по информатике в начальной школе.

Цели занятия:

1. Познакомить слушателей с планом урока и его основными составляющими, выбором форм обучения.

2. Показать методы и приемы развития самостоятельного мышления учащихся на примере открытого урока и его анализа.

3. Научить анализировать урок.

4. Обменяться знаниями по педагогической литературе.

Форма занятия: Лекция + открытый урок + беседа + презентация.

Ход занятия:

1. Лекция о видах и типах урока, о составляющих урока. Традиционные и новые формы обучения. Сочетание коллективных и индивидуальных видов учебной деятельности на уроках информатики. Домашнее задание, оценка его объема и времени выполнения.

2. Открытый урок по информатике в младших классах.

3. Самоанализ урока. Разбор инновационных методов и педагогических технологий, использованных на уроке.

4. Презентация слушателями педагогической литературы.

5. Разбор методических новинок, программного обеспечения.

6. Домашнее задание: принести к следующему занятию план любого урока информатики в начальных классах с применением инновационных методов и педагогических технологий.

Занятие 3.

Тема: Методика изучения основных разделов курса информатики с учетом возрастных особенностей.

Цели занятия:

1. Выделить основные разделы курса информатики.

2. Проанализировать предлагаемый тематический план с учетом возрастных особенностей детей.

3. Продемонстрировать собственную методику изучения основных разделов курса информатики.

4. Проверить правильность выполнения домашнего задания.

5. Научиться работать в учебно-методическом комплекте “Роботландия” в разделе “Тренажер”.

6. Обменяться знаниями по другим программным продуктам.

Форма занятия: Лекция + беседа + практическая работа.

Ход занятия:

1. Лекция об основных разделах информатики и особенностях изучения их в начальной школе.

2. Анализ тематического плана.

3. Демонстрация методики изучения: информационных процессов; устройства компьютера; информационных технологий( текстовый, графические, музыкальный редакторы).

4. Проверка выполнения домашнего задания (план урока по информатике) с целью обмена опытом использования инновационных методов и педагогических технологий.

5. Практическая работа в “Роботландии” в разделе “Тренажер”:

- Работа с курсором и управляющими клавишами в подразделе “Курсор”. Прохождение лабиринтов.

- Диалоговый режим работы с ЭВМ в подразделе “Привет!”.

- Процесс передачи информации и назначение основных устройств ЭВМ в подразделе “Компьютер”.

- Компьютер как средство обучения, проверки и оценки в подразделе “Правилка”.

6. Домашнее задание: принести к следующему занятию анализ урока информатики, план к которому был составлен.

Занятие 4.

Тема: Методика изучения раздела курса информатики “Исполнители” с учетом возрастных особенностей.

Цели занятия:

1. Дать определение терминам “исполнитель”, “формальный и неформальный исполнитель”, “среда исполнителя”, “набор команд исполнителя”, “элементарное действие”, алгоритм.

2. Понять значение исполнителя и алгоритма.

3. Продемонстрировать собственную методику изучения раздела курса информатики “Исполнители”.

4. Научиться краткой записи оформления задачи.

5. Рассмотреть возможные виды отказов, вызванных ошибками в алгоритме.

6. Проверить правильность выполнения домашнего задания.

7. Научиться работать в учебно-методическом комплекте “Роботландия” в разделе “Исполнители”.

Форма занятия: Мозговой штурм + тестирование + беседа + практическая работа.

Ход занятия:

1. Мозговой штурм: работа с терминами.

2. Беседа о значении исполнителя и его свойствах, нравственных аспектах понятия “формальный исполнитель”.

3. Тестирование слушателей по изученным ранее темам с целью контроля усвоения материала и обучению еще одному виду педагогической технологии – тесту.

4. Анализ результатов теста.

5.Демонстрация методики изучения исполнителей: “Квадратик”; “Машинист”; “Автомат”; “Плюсик”.

6.Проверка выполнения домашнего задания (анализ урока по информатике) с целью контроля усвоения.

7. Практическая работа в “Роботландии” в разделе “Исполнители”: построение и исполнение алгоритма для заданного исполнителя.

8. Домашнее задание: принести к следующему занятию самодельный комплект раздаточного материала( задания) по одному из изученных исполнителей.

Занятие 5.

Тема: Метод проектов. Изучение раздела курса информатики “Информационные технологии” с учетом возрастных особенностей.

Цели занятия:

1. Познакомить с методом проектов.

2. Продемонстрировать собственную методику изучения раздела курса информатики “Информационные технологии”.

3. Провести выставку самодельного раздаточного материала, выполненного слушателями.

4. Научиться работать в учебно-методическом комплекте “Роботландия” в разделе “Редакторы”.

Форма занятия: Лекция + выставка + практическая работа.

Ход занятия:

1. Лекция о проектной деятельности как методе, позволяющем активно развивать у учащихся основные виды мышления, творческие способности, стремление самому созидать.

2. Демонстрация методики изучения: текстового редактора “Микрон”; графических редакторов “Раскрашка”, “Силуэт”, “Художник”; музыкального редактора “Шарманщик”.

3. Проверка выполнения домашнего задания. Выставка самодельного раздаточного материала.

4. Практическая работа в “Роботландии” в разделе “Редакторы”: выполнение заданий по раздаточному материалу для каждого редактора.

5. Домашнее задание: принести к следующему занятию продуманный тематический план уроков по информатике.

Занятие 6.

Тема: Здоровьесберегающие технологии на уроках информатики в начальных классах и санитарно – гигиенические требования к кабинету ИВТ. Зачетная работа.

Цели занятия:

1. Познакомить слушателей со здоровьесберегающими технологиями на уроках информатики и санитарно– гигиеническим требованиям к кабинету ИВТ.

2. Проверить выполнение домашнего задания.

3. Выполнить зачетную работу.

4. Подвести итоги работы программы мастер - класса.

Форма занятия: Лекция + практическая работа + анкетирование.

Ход занятия:

1. Лекция о здоровьесберегающих технологиях и санитарно – гигиенических требованиях к кабинету.

2. Проверка выполнения домашнего задания (тематический план уроков по информатике).

3. Выполнение зачетной практической работы.

4. Анкетирование слушателей с целью выявления: достоинств и недостатков программы мастер – класса; самооценки уровня владения педагогическими умениями, в том числе и инновационными методами учебно-воспитательной работы на уроках информатики в младших классах; характера изменений профессионального мастерства по сравнению с начальной самооценкой.

5. Подведение итогов работы 1 года обучения программы мастер - класса.

Занятие 7.

Тема: Цели и задачи обучения информатике в начальной школе.

Методика ведения учебных занятий в младших классах.

Цели занятия:

1. Познакомить слушателей с целями и задачами обучения информатике в начальной школе.

2. Проанализировать содержание существующих курсов информатики для начальной школы( машинный и безмашинный варианты).

3. Познакомить слушателей с планом урока и его основными составляющими, выбором форм обучения.

4. Показать методы и приемы развития самостоятельного мышления учащихся на примере анализа урока.

5. Познакомиться на практике со структурой основных разделов учебно-методического комплекта “Роботландия”.

Форма занятия: Анкетирование + лекция + практическая работа.

Ход занятия:

1. Вводная беседа. Знакомство с программой занятий.

2. Анкетирование. Вводная анкета кроме общих сведений предполагает сбор информации о значимых для слушателей целях обучения, о степени затруднений в своей работе, а также предлагается указать, каким опытом своей работы они хотели бы поделиться с коллегами и по какой проблеме.

3. Лекция о целях и задачах обучения информатике в начальной школе и анализ содержания существующих курсов информатики.

4. Беседа о видах и типах урока, о составляющих урока. Традиционные и новые формы обучения.

5. Сочетание коллективных и индивидуальных видов учебной деятельности на уроках информатики. Домашнее задание, оценка его объема и времени выполнения.

6. Разбор урока по информатике в младших классах.

7. Самоанализ урока. Разбор инновационных методов и педагогических технологий, использованных на уроке.

8. Практическая работа: знакомство со структурой основных разделов УМК “Роботландия”.

9. Домашнее задание: принести с собой педагогическую, методическую литературу, которая помогает в введении урока, и подготовить небольшую презентацию по ним для коллег-слушателей.

Занятие 8.

Тема: Ролевая игра – одна из форм педагогических технологий.

Методика изучения раздела курса информатики “Алгоритмы”.

Цели занятия:

1. Познакомить слушателей с методом ролевой игры.

2. Показать методы и приемы использования ролевой игры на примере анализа плана урока по теме “Исполнитель Перевозчик”.

3. Продемонстрировать собственную методику изучения раздела “Алгоритмы”.

4. Научиться работать в учебно – методическом комплекте в разделе “Алгоритмика”.

5. Обменяться знаниями по педагогической литературе.

Форма занятия: Лекция + анализ урока + практическая работа.

Ход занятия:

1. Лекция о значении ролевой игры.

2. Анализ плана урока по теме “Исполнитель Перевозчик”.

3. Знакомство слушателей с методикой изучения раздела “Алгоритмика”.

4. Практическая работа в учебно – методическом комплекте “Роботландия” в разделе “Алгоритмика”. Выполнение заданий по самодельному раздаточному материалу к каждому из перечисленных ниже подразделов: Перевозчик; Угадайка; Монах; Переливашка.

5. Презентация слушателями педагогической литературы.

6. Разбор методических новинок, программного обеспечения.

7. Домашнее задание: принести к следующему занятию самодельный комплект раздаточного материала ( задания) по одному из изученных исполнителей.

Занятие 9.

Тема: Интенсификация обучения и формирование активного, самостоятельного и творческого мышления.

Цели занятия:

1. Продолжить знакомство слушателей с методикой изучения раздела “Алгоритмы”.

2. Продемонстрировать методику на примере открытого урока по информатике.

3. Научиться работать в учебно – методическом комплекте в разделе “Алгоритмика”.

4. Провести выставку самодельного раздаточного материала, изготовленного слушателями.

Форма занятия: Лекция + открытый урок + практическая работа + выставка.

Ход занятия:

1. Лекция о видах мышления и способах их формирования.

2. Продолжить знакомство слушателей с методикой изучения раздела “Алгоритмика”.

3. Открытый урок по информатике по теме “Шахматные задачи. Исполнитель Конюх”.

4. Анализ урока. Разбор инновационных методов и педагогических технологий, использованных на уроке.

5. Практическая работа в учебно – методическом комплекте “Роботландия” в разделе “Алгоритмика”. Выполнение заданий по самодельному раздаточному материалу к подразделу “Исполнитель Конюх”.

6. Выставка самодельного раздаточного материала, изготовленного слушателями.

7. Домашнее задание: принести к следующему занятию интересные задачи из копилки передового опыта.

Занятие 10.

Тема: Методы и приемы развития самостоятельного и творческого мышления учащихся.

Цели занятия:

1. Продолжить знакомство слушателей с методами и приемами развития самостоятельного и творческого мышления учащихся.

2. Продемонстрировать эти методы и приемы.

3. Проверить выполнение домашнего задания (задачи из копилки).

4. Научиться работать в учебно – методическом комплекте “Роботландия”в разделах “Черный ящик” и “Игры”.

Форма занятия: Лекция + игра с аудиторией + практическая работа.

Ход занятия:

1. Лекция о развивающем методе обучения (элементы проблемного обучения, проблемные задачи с недостающими и излишними данными, система диагностических и прогностических задач, многовариантные задачи).

2. Игра с аудиторией – демонстрация этих методов и приемов. Проверка выполнения домашнего задания (интересные игры из копилки педагогического опыта) с целью обмена опытом.

3. Практическая работа в учебно – методическом комплекте “Роботландия” в разделах “Черный ящик” и “Игры”.

4. Домашнее задание: принести к следующему занятию материал по внеклассной работе с учащимися по информатике.

Занятие 11.

Тема: Внеклассные формы работы по информатике. Аукцион идей.

Цели занятия:

1. Обменяться опытом по организации внеклассных форм работы.

2. Продемонстрировать некоторые приемы.

3. Проверить выполнение домашнего задания.

Форма занятия: Беседа + игра с аудиторией + аукцион идей + групповая работа.

Ход занятия:

1. Беседа о приемлемых формах внеклассной работы по информатике.

2. Игра с аудиторией – демонстрация этих форм работы.

3. Проверка выполнения домашнего задания (материал по внеклассной работе из копилки педагогического опыта) с целью обмена опытом.

4. Аукцион идей. Совместное решение проблемной задачи: составление плана работы в неделю информатики.

5. Работа в творческих группах по детальной разработке мероприятия, запланированного для проведения в неделю информатики.

6. Домашнее задание: принести к следующему занятию готовый сценарий мероприятия в неделю информатики.

Занятие 12.

Тема: Здоровьесберегающие технологии на уроках информатики в начальных классах и санитарно – гигиенические требования к кабинету ИВТ. Зачетная работа.

Цели занятия:

1. Познакомить слушателей со здоровьесберегающими технологиями на уроках информатики и санитарно– гигиеническим требованиям к кабинету ИВТ.

2. Проверить выполнение домашнего задания.

3. Выполнить зачетную работу.

4. Подвести итоги работы программы мастер-класса.

Форма занятия: Лекция + практическая работа + анкетирование.

Ход занятия:

1. Лекция о здоровьесберегающих технологиях и санитарно – гигиенических требованиях к кабинету.

2. Проверка выполнения домашнего задания.

3. Выполнение зачетной практической работы.

4. Анкетирование слушателей с целью выявления: достоинств и недостатков программы мастер – класса; самооценки уровня владения педагогическими умениями, в том числе и инновационными методами учебно-воспитательной работы на уроках информатики в младших классах; характера изменений профессионального мастерства по сравнению с начальной самооценкой.

5. Подведение итогов работы программы мастер – класса.

Тематический план занятий по программе мастер – класса

1 – й год обучения

Тема занятия

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Цели и задачи обучения информатике в начальной школе.

2

1

3

2

Методика ведения учебных занятий по информатике в начальной школе.

2

1

3

3

Методика изучения основных разделов курса информатики с учетом возрастных особенностей.

2

2

4

4

Методика изучения раздела курса информатики “Исполнители”.

2

2

4

5

Метод проектов. Изучение раздела курса информатики “Информационные технологии”.

2

2

4

6

Здоровьесберегающие технологии на уроках информатики и санитарно – гигиенические требования к кабинету ИВТ. Зачетная работа.

2

2

4

2-й год обучения

Тема занятия

Количество часов

Теория Практика Всего
1 Цели и задачи обучения информатике в начальной школе.

Методика ведения учебных занятий.

2

2

4

2 Ролевая игра – одна из форм педагогических технологий.

Методика изучения раздела курса информатики “Алгоритмы”.

2

2

4

3 Интенсификация обучения и формирование активного, самостоятельного, творческого мышления. Алгоритмические этюды.

2

2

4

4 Методы и приемы развития самостоятельного мышления учащихся.

2

2

4

5 Внеклассные формы работы по информатике. Аукцион идей.

2

2

4

6 Здоровьесберегающие технологии на уроках информатики и санитарно – гигиенические требования к кабинету ИВТ. Зачетная работа.

2

2

4