Цель: Продолжить знакомство с народными промыслами; познакомить детей с новым для них народным промыслом – филимоновская свистулька.
Задачи:
- Познакомить с особенностями этого промысла (материал, форма, цвет, узор).
- Освоить простейшие элементы филимоновской росписи – полоски, “елочки”; познакомить с традиционным элементом филимоновской росписи – “цветком”.
- Научить расписывать силуэты филимоновских лошадок и петушков.
- Развивать восприятие, воображение и эмоционально-волевую сферу.
- Формировать нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное в народном творчестве.
Материал для учителя:
- гуашевые краски желтого, зеленого, красного цвета;
- кисти № 2 и № 4;
- банка с водой;
- мягкая салфетка для снятия лишней краски с кисти;
- альбомные листы;
- шаблоны филимоновских игрушек;
- лотки с названием промыслов и иллюстрации изделий для игры “Ярмарка”;
- Незнайка.
Материал для учащихся:
- альбом;
- гуашевые краски желтого, зеленого, красного цвета;
- кисти № 2 и № 4;
- банка с водой;
- мягкая салфетка для снятия лишней краски с кисти.
Зрительный ряд:
- филимоновские свистульки,
- иллюстрации,
- открытки.
Литературный ряд:
- Н. Грибачев “Художник”,
- загадки.
Музыкальный ряд:
- Запись народных музыкальных инструментов.
План урока:
- Организационный момент.
- Игра “Ярмарка”.
- Беседа “Филимоновская игрушка”.
- Педагогический рисунок.
- Практическая работа учащихся.
- Выставка. Подведение итогов.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Приветствие.
– Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Надеюсь, что вы готовы сейчас превратиться в художников.
Стихотворение Н. Грибачева “Художник”.
– Прослушайте стихотворение “Художник”, подумайте и скажите, каким должен быть настоящий художник.
Наш Сережка как художник
Тяп да ляп – спешит всегда.
Рисовал в окошке дождик,
Получилась – борода.
Солнце толстое, как мыло,
У цыпленка три ноги,
Танк похож на крокодила,
А дома на утюги,
На кувшин без ручки – кошка,
Слон – на ящик и кровать,
И не может сам Сережка,
Кто и что тут, разобрать.Удивляется – откуда
Хвост на шее у верблюда
И рогатая у льва
Где-то с боку голова?
Ну, а нам не в удивленье,
Тут простой на все ответ:
Нет терпенья –
Нет уменья,
Нет уменья –
Толку нет!
– Можно ли Сережку назвать Художником? (…)
– Почему? Каким должен быть художник? (…)
– Надеюсь, что вы будете внимательными, старательными, терпеливыми, аккуратными художниками. А чтобы работалось нам легко, надо приготовить все материалы, инструменты и помнить, что у каждой вещи – свое место.
Дети отгадывают загадки –проверяют и размещают нужные инструменты и материалы на парте.
Он признался ножу:
“Без работы я лежу.
Построгай меня, дружок,
Чтобы я трудиться мог”.
Если ей работу дашь,–
Зря трудился карандаш.Разноцветные сестрицы
Заскучали без водицы,
Дядя длинный и худой,
Носит воду бородой,
И сестрицы вместе с ним
Нарисуют дом и дым…
2. Игра “Ярмарка”.
– Сегодня мы отправимся с вами на ярмарку, где продаются изделия самых разных народных промыслов. (Звучат народные инструменты.) Вот беда – народ собрался, шумит, галдит, а ярмарка не открывается. Что случилось? Лотки готовы. Вывески повешены. А изделия еще не разложены. Как же так? … Все понятно, расставить, разложить игрушки и посуду попросили Незнайку, а он не смог. Надо, ребята, ему помочь.
Дети по одному выходят и расставляют изделия по лоткам, объясняя свой выбор.
– Смотрите, один лоток остался пустым, а рядом ящик, надо навести порядок, достать игрушки и расставить их.
Из ящика достаются филимоновские игрушки-свистульки. Дети называют, какие фигурки видят.
3. Беседа “Филимоновская игрушка”.
– Петушок, коник, собачка, невеста с женихом, солдат, корова. Лоток заполнен, а вот и вывеска к нему – “Филимоновские игрушки”.
– Как вы думаете, из какого материала сделаны эти фигурки? (…)
– Где их впервые стали делать: в городе или в деревне? Почему вы так решили? (…)
Филимоновская деревушка!
Синий лес, холмы, косогор.
Лепят там из глины игрушки
И расписывают до сих пор.Да, из красной обычной глины
Появляются вдруг на свет
Зайцы, коники и павлины
И солдатики – войска цвет.
– В живописном уголке Нечерноземья, в Тульской области, над речкой Упой стоит русская деревня Филимоново, в которой издавна живут гончары (уж очень много кругом красной глины): и дома здесь не деревянные, а кирпичные и крыши крыты черепицей. Да и по местному поверью основал деревню еще при Иване Грозном умелый гончар Филимон. А прославилась деревня на весь свет веселой, забавной игрушкой. Игрушку лепят красивую, но несколько странную – удлиненную.
Удлиненные пропорции фигурок объясняют свойствами местной глины. Она здесь вязкая и однородная, как тесто, так что у мастера нет необходимости лепить фигурку по частям, примазывая кусочки друг к другу. Зато пока глина сохнет, игрушку много раз оглаживают, “подтягивают”, выравнивая её поверхность, пока она не “замрет”. Так вот с каждым таким “подтягиванием” игрушка удлиняется в пропорциях.
И раскрашивают в основном тремя красками:
Рис. 1
– Какими? (Красный, зеленый и желтый.)
– И узоры не цветы и травки, а? (Полосы, елочки, снежинки – цветы.)
– По длинной-длинной шее и маленькой головке, по полосатому узору каждый сразу узнает филимоновскую игрушку.
После возрождения промысла в 60-е годы игрушка стала разнообразнее, но роспись в целом не изменилась – пишут быстро и легко, как будто в шутку.
4. Педагогический рисунок.
Рисунок выполняется на доске учителем и одновременно детьми в альбомах.
Рис. 2
- Желтый фон.
- Тонкие и толстые прямые линии – полосы.
- Узор из полос.
- “Елочки”.
Узоры демонстрируются на доске, дети зарисовывают их в альбомы.
5. Практическая работа учащихся.
Рис. 3
Дети обводят силуэт фигурки по шаблону. Один ученик рассказывает план работы. Дети раскрашивают, рисуют узоры, подражая мастерам из Филимонова.
6. Подведение итогов.
Выставка.
Рис. 4
Рис. 5
– Что нового узнали на уроке?
– Кому понравилось рисовать филимоновские игрушки?
– Кому нравится своя работа?
– Какая работа с выставки тебе больше нравится?
– Вы замечательно работали. У вас получились очень красивые работы.