Тип урока: закрепление.
Цель: развивать умение правильно писать слова с разделительным мягким знаком.
Задачи:
- Образовательные: развивать умение сравнивать языковые факты; сопоставлять мягкий разделительный знак и мягкий знак – показатель мягкости согласных, уточнить знания о разделительном мягком знаке.
- Развивающие: развивать внимание, зрительную память и орфографическую зоркость.
- Воспитательныя: воспитывать доброе отношение к природе, к птицам.
Оборудование:
- учебник Рамзаева Т. Г. / Русский язык, 2 класс.– М.:Дрофа, 2002 ;
- толковый словарь;
- девочки Снежинка и Пушинка;
- снежки с гласными буквами для игры “Попади в цель”;
- зашифрованное слово “снегирь”;
- силуэты кормушек и слова-дощечки на магнитах.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Приветствие.
- Проверка готовности рабочего места.
- Настрой на урок русского языка.
– Ребята, нас ждут тайны русского языка. Будьте внимательны к словам русского языка и друг к другу. Вместе мы раскроем многие секреты.
Оформление доски:
- Классная работа.
- Доброе утро, русский язык!
Дежурный ученик комментирует запись, отмечает на доске орфограммы (Оформление предложений: знаки в конце и в середине предложения; безударные гласные, двойные согласные, парный согласный на конце).
2. Минутка чистописания.
– К нам в гости пожаловали подружки Снежинка и …Пушинка (дети должны подобрать рифму к слову “Снежинка”, чтобы узнать, как зовут другую девочку). Снежинка любит рисовать слова-узоры Рис.1.
Рис. 1
– Посмотрите на этот узор, подумайте, прочитайте слово. (Молодцы.)
– Объясните, что надо было сделать, чтобы прочитать слово.
– Какую букву мы будем писать, в чем её секрет? (Буква ь, не обозначает звука.)
– Рассмотрите верхний узор с этой буквой, подберите слова, где встретим –ль-, -нь-. (Мальчик, крыльцо, деньки, окуньки, …)
– Рассмотрите нижний узор, подберите слова, в написании которых встречается мягкий знак 2 раза. (Сельдь, женьшень,…)
Комментирование и запись узоров.
– Как вы думаете, какое любимое время года у подружек. (Зима.)
– А вам нравится это время года, почему? (Ответы детей.)
3. Работа над словами для запоминания.
– Весело играть с друзьями зимой в снежки. Вот и Пушинка предлагает вам игру “Попади в цель”: Цель – это слово из группы “Зима”, а снежки – безударные проверяемые и непроверяемые гласные.
Запись на доске:
З__ма
П__года
Вет__р
Сев__р
М__роз
Хол__д
К__ток
К__ньки
Ин__й
– Назовите слово, где звуков меньше, чем букв. (Коньки)
– Объясните, почему в этом слове звуков меньше, чем букв. (Ответы детей).
– Составьте предложение с этим словом, запишите его.
– Почитайте слова еще раз, выберите и запишите 5 слов из данной группы.
4. Письмо по памяти.
– Зима веселое время года, но кому-то она доставляет много забот и хлопот.
Открывается текст для письма по памяти, записанный на доске:
Трудно птицам зимовать.
Надо птицам помогать.
- Чтение. Запоминание. Проговаривание по памяти.
- Поиск орфограмм.
- Орфографическое чтение. Орфографическое проговаривание по памяти.
- Запись по памяти, обозначение орфограмм..
- Взаимопроверка.
5. Физкультминутка.
– Почему птицам трудно зимовать? Как вы можете им помочь? (Ответы детей)
– Когда птицам холодно, они взъерошивают, поднимают перья – хохлятся. Нахохлиться – взъерошить, поднять перья. Попробуйте изобразить такую птицу.
Дети изображают нахохлившуюся птицу.
6. Работа над пройденным материалом.
– Подумайте, расшифруйте, какая птица прилетела к нам за помощью. (Снегирь) Рис.2
Рис. 2
Дети делают звуко-буквенный анализ слова “снегирь”, ставят ударение, определяют количество слогов, звуков, букв. Объясняют, почему в слове звуков меньше, чем букв.
– Снегирь передает вам просьбу птиц, которые зимуют в наших городских парках. Построить из этих слов-дощечек на магнитной доске кормушки. Для левой кормушки нужно брать слова с мягким знаком, показателем мягкости, а для правой слова с ь – разделительным. Рис. 3.
Рис. 3
Вьюга, хлопья, пальто, печенье, апельсин, братья, скользко, гроздья, играть, перья, учитель, жилье, тетрадь, пьеса, окуньки, резьба.
Дети по очереди выходят к доске и располагают слова-дощечки в силуэтах кормушек.
– Внимательно прочитайте слова, из которых построили левую кормушку, объясните, где и когда пишется Ь – показатель мягкости. (Ответы детей)
– Внимательно прочитайте слова, из которых построили правую кормушку, объясните, где и когда пишется Ь – разделительный. (Ответы детей)
Обобщение результатов наблюдения. По ответам детей с помощью готовых карточек заполняется следующая таблица на магнитной доске.
Ь – показатель мягкости | Ь – разделительный |
1. Пишется на конце и в середине слова. | 1. Пишется в середине. |
2. После согласного. | 2. После согласного. |
3. Перед согласным. | 3. Перед гласными Я Ё Е Ю И, когда слышится звук [Й] |
– Ребята, вы быстро и правильно сделали это задание. Снегирь благодарит вас за кормушки.
Чтение правила на странице учебника 106, подбор своих примеров.
7. Физкультминутка.
– Пушинка предлагает вам поиграть: перекидываем воображаемую пушинку с одной руки на другую. Следим глазами за её движением.
Игра проводится стоя.
– Какого цвета у тебя пушинка?
8. Закрепление пройденного материала.
Выполнение упражнения 204 (письменно).
Ученик читает задание к упражнению, учащиеся по цепочке читают слова к данному упражнению. Выясняется, уточняется значение непонятных слов по толковому словарю.
вьюга – снежная буря, сильный ветер со снегом.
крольчатник – помещение для кроликов.
Дети выполняют упражнение.
– Снежинке интересно узнать, какие слова вы записали в левый столбик. (Ученик читает, остальные проверяют запись в тетрадях)
– Пушинке интересно узнать, какие слова вы записали в правый столбик. (Ученик читает, остальные проверяют запись в тетрадях.)
– Допишите по два слова в каждый столбик.
– Какое правило надо знать, чтобы выполнить задание упражнения 204. (2-3 ученика рассказывают правило.)
Работа с деформированным текстом (устно).
– Прочитайте написанный на доске текст, дополняя его словами с разделительным мягким знаком, используйте слова для справок.
_________ был мороз. утром _______ и __________ увидели на стекле красивые узоры. Они были точь-в-точь, как узоры на __________ у мамы.
Слова для справок: днем, ночью, ольга, софья, дарья, игорь, илья, пальто, платье.
Дети читают варианты своих текстов.
– Снежинке и Пушинке понравилось, как вы справились с этим заданием.
9. Домашнее задание.
– Дома надо выполнить упражнение 206.
10. Подведение итогов.
– Что мы делали сегодня на уроке?
– Что вам понравилось делать?
– Над каким правилом мы сегодня работали?
– Сегодня мы раскрыли ещё один секрет русского языка. Снежинка и Пушинка говорят вам “до свидания” и надеются, что скоро снова увидят таких умных и внимательных учеников.