Эпиграф:
Был я на копанце,
Был я на топанце,
Был я на кружале,
Был я на пожаре,
Был я на обваре,
Когда молод был, людей кормил,
Когда стар стал, пеленаться стал.
(из русского фольклора)
Цель занятия:
Воспитательный аспект: привить интерес к традиционной культуре России через знакомство с искусством керамики, воспитать чувство патриотизма, гордости за народных мастеров – умельцев.
Обучающий аспект: познакомить обзорно с некоторыми гончарными промыслами России. Дать представление о работе мастера – гончара, керамиста. Познакомить с работой на гончарном станке.
Развивающий аспект: развивать глазомер, координацию движений в процессе работы на гончарном круге, чувство гармонии в пропорциях гончарных изделий.
Задачи урока:
- Активизировать и пополнить знания учащихся о русской керамике, народных промыслах и мастерах.
- Дать представление об основах работы с гончарным станком.
- Научить определять детали строения русского горшка.
- Познакомить с различными видами посуды в крестьянском быту.
Оборудование урока:
Гончарный станок, глина, вода, инструменты, наглядные пособия, карточки с заданиями, видеомагнитофон.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ:
- Организационная часть: знакомство с учащимися, организация рабочего места.
- Введение в тему: – русские народные загадки о горшке,
- составные части горшка,
- знакомство с различными видами гончарных изделий,
- видеосюжет о русских гончарах.
Практическая часть: работа на гончарном станке.
Итог урока: посвящение в гончары – подмастерья.
Конспект занятия
Учитель сидит за гончарным кругом. Дети входят в класс.
Учитель: Добрый день! Подходите, подходите, устраивайтесь поудобнее, давайте знакомиться. Татьяной Владимировной меня зовут – величают. Из Нижегородской губернии приехала я к вам, долго добиралась. Кони железные меня привезли сюда, на горы Уральские, горы каменные. Сегодня мы с вами и поговорим, и руками поработаем – всем на удивление, нам на умение. Я привезла вам из нашего края приветы от мастеров народных, мастеров русских. А, кроме них, еще от одного, да вот забыла от кого. С памятью моей что-то стало: видно устала. Вот память и ослабела. Как же его зовут?.. Ребята, может быть, вы сами мне поможете вспомнить его имя – вот у меня и визитные карточки его есть.
Учитель раздает детям карточки с загадками о горшке. Дети читают загадки вслух по просьбе учителя.
Учитель: Да что же это? У всех по-разному написано. Может быть, я что-то перепутала. Да, я захватила с собой его портрет. Поглядите…
Показывает (вешает на доску) плакат с терминами – названиями деталей горшка.
Ой, беда, портрет – то по дороге истерся, одни названия остались. Без очков я сегодня. Помогите мне, ребята, почитайте, что здесь написано.
Дети читают: “устье”, “губы”, “шейка”, “горлышко”, “плечики”, “тулово”, “дно, основание”.
Все на месте, а портрета нет. А ведь там еще и носик был, и ручка была, и ушки… Ой, беда-беда. А ведь он просил, чтобы вы его портретик себе на память взяли, да чтобы я про родителей его рассказала, мастеров народных. Он так радовался, что я к вам еду – родня у него здесь, да у него по всей России родня.
Что же делать-то?
Включает станок.
Ручки мои умелые, ручки мои золотые, попробуйте вспомнить. Закрутилось кружало – крутись, крутись… Издревле на Руси мастерство это в ходу было. Ваня, прочитай первую строчку своей визиточки.
Ученик читает первую строчку загадки: “Был я на копанце”.
“Был я на копанце” – копали глину, делали ее податливой, гладкой, к работе готовой.
Учитель делает комок, показывает детям.
Копали глину в овраге. У каждого мастера была своя ямка, свое заветное место. Потрогайте, ребята, попробуйте (заготовка). Прочитай, Ваня, вторую строчку.
Ученик читает: “Был я на топанце”.
“Был я на топанце” – глину подготавливали к работе.
Учитель мнет глину, сбивает в комок.
Ее месили с водой, она вымешивалась, вылеживалась. Затем топтали глину ножками, причем вся семья помогала. (Подготовка) Прочитаем третью строчку.
Ученик читает: “Был я на кружале”.
Учитель начинает делать горшок.
Кружало – гончарный круг. Раньше, давным-давно посуду изготавливали вручную, жгутиками, а позже для этого стали пользоваться гончарным кругом. Читайте дальше.
Ученик читает: “Был я на обваре”.
Учитель рассказывает о декорировании керамических изделий.
Ученик читает: “Был я на пожаре”.
Учитель рассказывает об обжиге керамических изделий.
Ученик читает последнюю строчку: “Когда молод был – людей кормил, а стар стал – пеленаться стал”.
В старину бережно относились к посуде. Разбитую и треснутую посуду старались сохранить, обвивали берестой – “пеленали”.
Учитель заканчивает изготовление горшка, показывает его детям.
Но вот и получился мой дружок. Поглядите ребята, какой он ладный да красивый. Кто же это?
Дети: Горшок
Учитель: А он ли это? Давайте посмотрим, есть ли у него шейка, горлышко, плечики?..
Дети показывают детали горшка.
Он, он красавец мой – Горшок Иванович Нижегородский.
Учитель демонстрирует плакаты с изображением различных видов керамических изделий из различных регионов страны, просит детей найти общее в них. Дети говорят, что все эти изделия сделаны из глины, предназначены для человеческого быта, изготовлены на гончарном круге.
Демонстрируется видеосюжет о гончарах России.
Учитель: В разных регионах нашей страны мастера используют гончарный круг. А сегодня и мы с вами станем мастерами – гончарами. Садитесь поудобнее! Кружись, кружало.
Учитель вместе с детьми работает на гончарном круге.
Молодцы, ребята, ловко у вас получается. Если не великими мастерами, то уж юными подмастерьями вы сегодня станете.
Практическая часть занятия: изготовление горшка на гончарном круге.
Учитель: А еще наказывал мне, ребята, мой дружок – Горшок Иванович Нижегородский: “Если будут ребята толковые, да к труду не равнодушные, если в их глазах увидишь ты свет особенный, если заметишь в них тепло душевное, да еще, если они и к глине доброй с любовью прикоснутся, посвяти-ка ты их, Татьяна Владимировна, в подмастерья. Да еще и грамотку дай, означающую сей великий почин, чтобы память осталась об этом дне, чтобы были они с сей поры учениками искусства знатного, древнего – керамики, да гончарного дела.
Учитель раздает детям памятные грамоты.
Поздравляю вас, ребята, теперь вы посвящены в народное искусство. Посмотрите дома, нет ли у вас родственников Горшка Ивановича. Как узнать их - вы теперь знаете, да и кто есть кто с виду определите.
Пусть народное искусство останется с вами на всю жизнь. Оно, конечно же, сделает ее интереснее, ярче, богаче. А я отправляюсь к себе домой, в Нижегородский край. До свидания, ребята, успехов вам!
Литература
- Акунова Л.Ф., Приблуда С.З. “Материаловедение и технология производства художественно-керамических изделий”, М., “Высшая школа”, 1979г.
- Акунова Л.Ф. Крапивин В.П. “Технология производства и декорирования художественных керамических изделий”, М., “Высшая школа”, 1984г.
- Под редакцией Барадулина В.А. “Основы художественного ремесла в 2-х частях”, часть 2, Пособие, М., “Просвещение”, 1987г.
- Поверин А.В. “Гончарное дело”, М., 2001г.
- Федотов Г.Я. “Послушная глина: основы художественного ремесла”, М., “АСТ-пресс”, 1997г.
- Журнал “Народное творчество” № 5 1996г., “Тайны гончарного мастерства”, А. Поверин.
- Журнал “Народное творчество” №6 1999г., “На круги своя” А. Поверин.