Урок по экономике для учеников 3,5 классов. (Из курса программы социально-экономической подготовки учащихся 1-11 классов общеобразовательных школ под ред. И.А. Сасовой)
Вопросы:
- Индивидуальная безопасность.
- физическая
- психологическая
- медицинская.
Цели:
1) познакомить учащихся с понятием потребность в
безопасности (индивидуальная и медицинская), ее
значении для человека. Знать основные требования
безопасности и необходимости их выполнения.
2) уметь использовать данные знания в любых
жизненных ситуациях, знать куда и к кому можно
обратиться за помощью.
3) Закрепить знания основных нравственных норм
(правил) и уметь применять их в жизни
4) Формировать умения и навыки аналитической
работы.
5) Воспитание гражданской активности учащихся.
Тип урока: объяснение нового материала.
Оборудование: Схемы (раздаются каждому ученику); реквизит к сказке “Муха Цокотуха”: надпись“Базар”, “Гости”; денежка
Методы обучения: рассказ, беседа, объяснение, демонстрация схем.
Ход урока
- Орг. момент
- Изучение нового материала.
Учитель. Ребята, мы знаем, что человек главной целью своей жизни считает удовлетворение своих потребностей.
Отгадайте потребности:
“ Я лежу, болею
Сам себя жалею!” (Потребность в медицине)“ В коридоре, в классе-ли
Всюду стены красили,
Терли краску, терли мел,
Каждый делал, что умел” (В ремонте)“Лешенька, Лешенька, сделай одолжение
Выучи, Алешенька, таблицу умножения (потребность в учебе)“ Муха, Муха- Цокотуха
Позолоченное брюхо.
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар
И купила самовар” ( Потребность в покупке посуды)
Давайте вспомним сказку о трех поросятах. Для чего они стали строить дома? Какие потребности они пытались удовлетворить?
Ученик. Потребность в жилище, потребность в защите (безопасности)
Учитель. Защита от кого?
Ученик. От волка
Учитель. Значит волк хотел съесть поросят, он посягнул на их жизнь. А человеку нужна потребность в защите? (ДА)
Что человеку угрожает в жизни, от каких опасностей надо защищать людей? Заполните таблицу и сделайте вывод.
Таблица 1 Когда возникает опасность?
1. При играх на перемене | + |
2.При несоблюдении правил поведения в школе | |
3. При движении по улице, дороге | |
4. При обращении с огнем | |
5. При обращении с газом | |
6. При обращении с электричеством |
Учитель. Для того, чтобы человек был полностью защищен, создается Закон, которого должен придерживаться человек. Закон состоит из определенных правил, норм жизни и поведения.
Например, в школе тоже существуют определенные правила, создающие условия для развития каждого ученика, в том числе и физической безопасности ученика.
Итак, сегодня мы обсудим с вами потребности в физической безопасности в школе каждого из вас. Для этого в школе существуют правила поведения ученика, которые он должен выполнять. Придумай и запиши 3 правила, которые помогут чувствовать себя в школе защищенным.
Ученик.(например)1) нельзя бегать по школе
2) драться
3) уходить с уроков без разрешения учителя.
4) приносить в школу предметы, которые могут быть опасны для окружающих (бьющиеся, легко воспламеняющиеся, колющие, режущие и т.д.)
Учитель. Что может произойти при нарушении этих правил? Приведите примеры из школьной жизни.(Дети приводят примеры, а учитель дополняет: Правильно ребята. В школе массовое скопление людей, если бегать, то можно столкнуться и сильно удариться, и даже сломать себе конечность. Можно упасть на лестнице, если толкать друг друга. Драки тоже бывают разными и даже такими, которые приводят к инвалидности. Нельзя сидеть на окне, так как можно случайно разбить стекло и пораниться.
К кому же обратиться, если все же произошло несчастье? ( К школьному врачу или к учителю)
Кроме того, что мы с вами обсудили, каждый из вас имеет право быть защищенным от насмешек, оскорблений, позора (потребность в психологической защите). Для этого необходимо соблюдать определенные правила. Попытайтесь сформулировать несколько правил самостоятельно. А теперь все суммируем:
- не считать человека плохим, если он совершил ошибку, не насмехаться над ним, не позорить его из-за этого, а дать ему возможность исправить ошибку, даже помочь ему в этом
- не насмехаться, не позорить тех, кто отличается от вас чем-либо (внешностью, привычкой, манерой говорить и т.д.)
- внимательно относиться к чувствам других людей, не оскорблять их
Вывод. Итак, давайте сделаем вывод кто поможет нам удовлетворить потребность в индивидуальной безопасности, если собственных сил не хватает.
Запиши, чьи услуги тебе понадобятся, если:
- В школе пожар_______________________________________
- Если тебя обижают___________________________________
- Если ты болен_______________________________________
- Если явно чувствуешь запах газа_______________________
- Если тебе мешают на уроках___________________________
- Если тебе грустно___________________________________
Итак, люди вправе жить, работать, отдыхать так, как им хочется, то есть свободно, никто не имеет право посягать на их свободу и жизнь, если это не ущемляет права других людей. Ведь все мы принадлежим к одной большой группе- человечество.
А теперь поиграем. (закрепление знаний
нравственных норм)
Учащиеся выбирают водящего, которому предлагается выйти на несколько минут из класса. Ребята в классе загадывают сказку и определяют какими понятиями можно передать содержание сказки и инсценируют ее. С начало определяют характерные черты героев. Например, сказка “Муха Цокотуха” . Муха- добрая, приветливая, деловая, общительная. Паук- жестокий. Комар- смелый, решительный. Предполагаемая инсценировка(без слов). “ Муха” идет и находит денежку. На доске написано “Базар” , около доски сидит ученик- продавец и показывает на свой товар- самовар . На первой парте сидят гости и пью чай. Потом появляется паук. Тащит муху и ее спасает комар. Водящий должен определить сказку и описание героев.
Учитель. Часто люди успокаивают друг друга в связи с жизненными неприятностями, говорят: “ Не волнуйся. Главное- было бы здоровье” Насколько вы согласны с таким мнением? Что дает человеку здоровье и почему его надо беречь?
У больного человека происходят изменения в организме, которые сказываются на всем: человек не может быстро ходить, выполнять какую- то работу, образуется апатия ко всему. Поэтому здоровье дает человеку энергию для жизнедеятельности и для продления человеческого рода.
К кому мы обратимся за медицинской помощью? (К врачу поликлиники или в скорую помощь – 03) Законом предусмотрено бесплатное мед. обслуживание . Считаете вы здоровье человека богатством человека и народа в целом?
Ученик. (Если возникает затруднение, то помогает учитель). Здоровый человек приносит больше пользы, чем больной. На больного человека государство будет тратить деньги, выплачивать ему заработную плату за пропущенные по болезни дни, а это экономически очень не выгодно. И сам больной должен потратить деньги на покупку лекарств. Поэтому здоровье- это богатство человека и государства в целом.
Учитель.
Что нужно человеку для того, чтобы быть здоровым( заполняется самостоятельно)
- Здоровый образ жизни.
- правильное питание- т.е в пищу употреблять не то, что вкусно, а то, что полезно
- общефизические упражнения ( утренняя зарядка, занятие спортом)
- отсутствие вредных привычек (курение, употребление алкоголя)
- Закаливание
- Соблюдение норм личной гигиены.
Учитель. Что ещё может повлиять на здоровье человека?
Ученик. Экологические проблемы в данной местности.
Учитель. Природа положительно влияет на здоровье человека, даже если просто любоваться ею- поднимает настроение, радует глаз, вдохновляет. Больная природа, наоборот- угнетает человека. Поэтому человек должен поддерживать чистую природу, а не загрязнять ее
Вывод. Таким образом здоровье человека- это дело государственное, но не только правительство может и должно сохранить ваше здоровье, но и вы сами являетесь активными участниками данного процесса.
- Домашнее задание.
Нарисуйте плакат “За чистую окружающую среду ”