Новый предмет - синкретика

Разделы: Музыка, Начальная школа, Работа с дошкольниками, Спорт в школе и здоровье детей, Общепедагогические технологии


Об авторе.

В 1968 году закончил Ленинградский ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта по специальности тренер-преподаватель по плаванию. Получил распределение в “сороковку” ныне г. Озёрск. В городе организовал Всеобуч по плаванию в трёх направлениях: дошкольники (4-7лет), классы начальной школы (6-9 лет) и группы начальной подготовки в ДЮСШ. В этом образовательном пространстве работали: воспитатели, методисты, заведующие детских садов, медицинские работники, учителя школ. У каждой свой темперамент, характер, стиль работы, взгляды, пути реализации педагогических методов и приёмов. “Присваивал опыт”, преломляя через призму своих индивидуальных особенностей. Находился, как бы в устье, где полноводная река дошколят вливалась в школьный океан. Узнал требования учителей в подготовке к школе дошколят и работу воспитателей. Знал и то, что физически подготовленные дети легче справляются со школьными программами по различным предметам.

С чего начать? “ Не лучше ли начать с того, советовал С.Т. Шацкий, чтобы разбудить и укрепить потребность в искусстве… искусство, как таковое, может чувствоваться детьми…оно им близко и необходимо. Надо только найти пути к детской душе. Когда дети поймут (вначале, быть может, очень элементарно), как много даёт искусство, то они сами захотят и знаний, и навыков, и станут добиваться большего, чтобы идти вперёд и расширять область доступного их пониманию”.

Чем воспользоваться? “Мы должны воспользоваться играми, говорил П.Ф. Лесгафт, для того чтобы научить детей владеть собой, сдерживать свои расходившиеся чувствования и тем самым подчинить все свои действия сознанию”. Я играл, пел, танцевал, читал стихи, отбивал ритмы.

Но главным действующими лицами в этом образовательном пространстве были дети. Масса детей. Из этой массы отбирал в группы ДЮСШ детей на мой взгляд расположенных к плаванию. Остальных был обязан научить плавать, увидеть их предрасположенность к другим видам спорта и рекомендовал записаться в наши отделения ДЮСШ. Масса детей. Примерно одинаковый уровень подготовки. Приходилось из урока в урок, изо дня в день обучать одному и тому же, говорить одно и то же. Пришёл к мысли. Написать Роль-каркас, зарифмовать, выучить и выходить на урок как артист на сцену. Превратить урок в спектакль, представление, а спортивные арены в сцены. За ночь создал “шедевр”. Провёл уроки, сделал выводы:

1) отдельные моменты прошли на бис,
2) высоко поднял планку,
3) “написанное пером” не позволит опуститься ниже достигнутого уровня в педагогическом мастерстве,
4) не учёл интересы детей.
5) касаясь такой проблемы как роль, следует “стать на плечи гигантов”, как любил говорить Ньютон.

У В.Э. Мейерхольда взял две мысли. “Сцена без декораций” - это наши спортивные арены. Дети в своём воображении нарисуют их. Мысль об “активном зрителе” ещё больше утвердила мои убеждения в том, что дети способны стать творцами своих спектаклей.

Труды К.С. Станиславского не только открыли глаза на мою проблему Роль-каркас, но и чётко показали приёмы, методы и пути реализации этой проблемы в практической деятельности.

В начале брал то, что мог сам понять, применить совместно с детьми на наших занятиях.

“Работа над ролью”,Работа актёра над собой” дали понять, что роль “с листа” не сыграть, следует тщательно готовиться к уроку. Хорошо отрепетированная роль способствует импровизации на уроке. Роль-каркас позволяет легко соскользнуть на детскую импровизацию и так же легко вернуться к основной теме урока. Готовить не только роль, работать надо над собой. Научиться “сдерживать свои расходившиеся чувствования, подчинить их сознанию”.

Сквозное действие” урока-спектакля стало у нас путешествие. Мы едем, летим, плывём с песнями, танцами, ритмами. В путешествии дети сами придумывают различные приключения. Моя задача была записать, обработать, преподнести детям их находки. Отношения к занятиям изменилось в лучшую сторону. Играя роль, дети стали понимать “как много даёт им искусство”.

Стал использовать на уроках “темпо-ритм”. Знакомый материал проходили в более высоком темпе (мчались к новизне). Новый материал усваивали основательно, рассматривая со всех сторон. “Куски и задачи”. К.С. Станиславский разбивал весь спектакль на каждой репетиции все более на мелкие куски, моя задача была соединять отдельные куски, придуманные детьми в спектакль. “Чувство партнёра”. Стал всматриваться, вглядываться более тщательно в детей. Развивал в себе чувство смотреть и видеть себя со стороны. Перечитывая, каждый раз находил новые педагогические приёмы, понимая, реализовывал (совместно с детьми) на практике готовые идеи.

Освобождение от зажимов” и пример с котом помогли нам придумать “Кошкину Зарядку”. Дети входили в роль, придумывали новые происшествия “Озорника котёнка”.

От группы к группе, от занятия к занятию развивался сюжет, пополняясь всё новыми упражнениями, дети с интересом исполняли, казалось бы, обычный комплекс упражнений. Все наши находки выливались, в сочинённые совместно с детьми, четверостишья. Находили мотивы, пока знакомых песен, по возможности дети подпевали мне во время исполнения. Моя роль теперь была напевать Роль-Каркас, сопровождая своё пение ритмами, ударяя по различным предметам. Этими ритмами хотел показать детям то, что всё вокруг нас звучит и поёт, только надо уметь извлечь звук и прислушаться. Приём не пропал даром. В короткие паузы дети начинали сами извлекать звуки, пока просто барабаня по различным предметам. Мелькнула мысль обучать детей ритмам.

По предложению детей придумали позы – породы собак, изображали повадки, их характеры.

“Лайка” веселая. “Боксёр” всегда чем-то недоволен. “Овчарка” красивая, умная, строгая, добрая. Подобрали каждой породе “профессию”. “Пограничная овчарка” несла военную службу, предварительно пройдя “Общий и специальный курс дрессировки”, могла исполнять команды подаваемые голосом и жестом. Боевым подвигам “Овчарки” мы посветили целую “поэму”.

“Болонка” озорная, весёлая, умная, выступала в цирке. Умела считать до пяти и решать примеры. Умела петь, танцевать собачий вальс и другие танцы. Она научила и нас петь, танцевать, инсценировать песни, стихи, предлагаемые детьми. Дети были “активными зрителями”, творцами своих спектаклей и самыми требовательными судьями. Отмечал отрадный факт. Дети стали более раскованными, свободными, но вместе с тем, более сосредоточенными и сознательными.

Изучение трудов позволило мне сделать качественный скачок в педагогическом мастерстве. Развивающее “чувство партнёра” шептало на ухо: “Чего-то всё-таки не хватает”. А что конкретно, подсказала мысль Януша Корчака “мыслей у детей не меньше чем у взрослых, но не надо впадать в детство, необходимо дойти до уровня их понимания”. Как “дойти до уровня их понимания”? Надо знать возрастные психофизиологические особенности. Не упрёк, а специфика.

В институте нам давали общую и спортивную психологию, а знания о возрастных особенностях детей, должен добыть сам. Изучал литературу по различным предметам дошкольного (4-6 лет) и младшего школьного (6-9 лет) возрастов.

В 1971 вышла книга А.А. Люблянской “Детская психология”. Зная общей курс психологии, разобрался в возрастных особенностях детей. Меня удивила и увлекла одна из особенностей детской психики синкретизм. По мнению А.А. Люблянской “Осмысливание всего предмета по какой-то одной случайной детали, без предварительного анализа носит название синкретизм”.

Вопросами синкретизма занимались Э.Клаперед, Ж. Пиаже, К.Бюхер и другие психологи.

“Синкретизм, согласно Л.С. Выгодскому, имеет большое значение для развития детского мышления, отбирая в процессе последующей практики синкретические связи, соответствующие действительности, ребёнок воссоздаёт для себя истинное значение слова”. В этой же книге узнал и о том что эту особенность детской психики используют художники, прибегая преднамеренно к утрировке отдельных деталей в картинах. Если художники знают, используют особенности детской психики то, почему не воспользоваться этим на уроках физической культуры и в частности на уроках по плаванию. Провёл эксперимент. Поставил руки в стороны, обратился с вопросом:

Что же это? Что такое? Что же это может быть?

Кто придумает название? Первым кто сообразит?

Среди массы ответов, которые записал в Банк Детских Мыслей (БаДеМ), меня поразил один: “Это буква Т”. С помощью детской подсказки, совместно с детьми разработали алфавиты: в полный рост, на пальцах, на лице. Придумали Русскую Алфавитную Зарядку (РАЗ), исполняли под мотивы Русских народных песен. Придумали Английский Алфавит и Английскую алфавитную зарядку. Разработали “ДВА”. Другой Вариант Арифметической Зарядки. Циферблатную зарядку, Векторную зарядку. Изобрели с детьми “Арифметический квадрат” – чётыре действия с цифрами и числами 12, без написания цифр и чисел. Дети с огромным удовольствием и пользой решают примеры и задачи не сидя за партой, а в спортивном зале, пританцовывая и напевая. Проводили эстафеты по звеньям, плавали по воде, могли развивать ум и тело.

Составляя и проводя РАЗ, ребёнок в праве воспользоваться “своим подчерком” – использование вариантов из многообразия абрисов-поз (букв, цифр, чисел, знаков) по своему усмотрению.

Можно сказать что это этап внешней, материальной деятельности ( по П.Я. Гальперину).

При этом воспитывается интеллектульно-мышечная радость. Каждый видит то, что его находки не пропали, его труд вливается в труд нашей “Плавательной республики”.

Заглянул в БСЭ. К моему удивлению, синкретизм есть не только в психологии. Есть в религии, в философии, в искусстве. “Неразделимость всех видов искусства (музыки, пения, танцев, поэзии), характерная для первоначальных стадий развития человеческой культуры – синкретизм в искусстве”. Увлёкся историей возникновения и развития различных видов искусства.

Основоположником теории синкретизма был выдающийся русский учёный А.Н. Веселовский. В своей “Исторической поэтике”, именно в народном обряде, увидел корни не только танца, музыки, но и поэзии. А.Н. Веселовский видел особенность первобытного искусства в “синкретическом безразличии”, из которого постепенно выделяются различные виды искусства.

К. Бюхер в своей книге “Работа и ритм”, опираясь на обширное собрание трудовых песен различных народов, выступил с гипотезой о том, что “на низших ступенях развития работа, музыка и поэзия представляли собой нечто единое, но основным элементом этого триединства была работа”. “Мы, говорит К. Бюхер, приходим к выводу, на низших ступенях своего развития работа, музыка, поэзия представляли собой нечто единое, и что ритм являлся сущностью как древней музыки, так и древней поэзии”.

И.Б. Астахов, подвергал критике теорию трудовых ритмов, отвергающую роль сознания. Ритм как “экономический принцип развития”, как самодовлеющая сила, подтверждает: “Ритм, бесспорно, играет немаловажную роль в искусстве. Без ритма нет ни музыки, ни танца, ни поэзии.

Но ритм является лишь одним из элементов в искусстве”.

В трудах Г.Д. Гачева открыл для себя факт: “из трудовых процессов выросло “Синкретическое действо”, его место промежуточное между теоретическим познанием и материально-практической деятельностью”. Мимические действа, пантомима, ритмические телодвижения, ритмические выкрики, сопровождали все эти действа. Ритм надо выделить из хаоса, из аморфного движения, из естественного потока. Основа ритма - повтор. Ритм является организующей, координирующей, общественно значимой единицей. “Ритм всеобщ от “дионисийского” начала до “апполоновского” (разумного), вся сфера искусства охватывается ритмом”. “В ритме мы получаем ощущения, что что-то движется, и движется прекрасно, согласованно, но что движется - это не ясно”. “Но именно потому, что ритм наиболее элементарен и всеобщ, он ещё наименее богат конкретным содержанием”. “Ритм должен быть преодолён и заменён”. Древнейшие синкретические действа показывают, что слово на первых порах играло ничтожную роль и имело не столько смысловой характер, сколько ритмический сигнал, осуществляемый с помощью звука (выкрика). Первые слова выражают движения и произносятся одновременно с ним. В синкретическом действе постепенно уменьшается удельный вес телодвижений и пения, увеличивается удельный вес слов. “Слово уже не звук, не материал, в котором отливается ритм, а мысль, отношение. Оно впитало в себя ритм, действо”.

С.Ю. Неклюдов в сборнике статей “Ранние формы искусства” пишет о том, что “синкретизм проявляется в первобытной культуре не только в формах деятельности, но и в формах мышления, но синкретическое мышление, утрачиваемое человечеством в целом, сохраняется в детской психике. Здесь в мире детских представлений и игр ещё можно обнаружить следы минувших эпох. Тот же путь - от элементарного действия к сложным формам сознательной деятельности проходит и первобытное искусство”.

Так вкратце, не вникая в тонкости, представляю себе генетический, естественный путь возникновения и развития человеческой культуры и искусства в частности. Знакомство с литературой позволило утвердиться в правильности выбранного пути и опереться на принцип историзма, который проповедовал Л.С. Выгодский.

Практическая польза из всего выше сказанного огромна. Возьмём для примера “естественный природный поток” жизненно необходимый двигательный навык-ходьбу. Стоит только начать отбивать ритмы марша, как дети сразу преображаются и начинают маршировать. Из массы ритмических рисунков марша вычленяем один, как организационную единицу. Ритм четыре четверти, с акцентом на первую долю - шаг левой. Дети продолжают маршировать. Ускоряется темп, дети с радостью реагируют на изменение темпа. В тот момент, когда дети осознают то, что надо делать, но физически не могут исполнить и вот эта “вилка” вызывает у них положительные чувства. Прибегаю к личному опыту детей. Обращаюсь к детям с вопросом:

Что же это? Что такое? В жизни можно с чем сравнить

Кто придумает название? Первым кто сообразит?

Все детские находки записываю в “БаДеМ”. Как правило, большинство детей сравнивают

данный ритм с паровозом, а это уже путешествие. Вновь обращаюсь к детям с вопросом: “Кто знает стихи, песни о паровозе”? По ответам детей определяем репертуар, ближайшее поле нашей “театральной” деятельности.

Руку держишь ты красиво, рад я этому дружок.

Расскажи сам перед группой какой знаешь ты стишок.

Рассказывая стишок, ребенок входит в роль паровоза, двигает ногами, руками, пыхтит, гудит. Ускоренный темп, ускоренная ходьба (спортивная ходьба), исполнение песни, выстукивание ритма ногами, звукоподражание, комментируем каждое слово движением, жестом. Всё это синкретическое действо. Переходим к инсценировке одной из знакомых песен из нашего репертуара.

“Мы едем, едем, едем...”. Пою я трата та.

Вал эмоций нарастает, скачет всяко детвора.

У взрослого человека такая абракадабра не вызывает ни мыслей, ни чувств, но для детей она приносит вполне объяснимый прилив чувств и мыслей. Вот теперь из всего многообразия детских движений надо выбрать одно, наиболее привлекательное упражнение, простое в исполнении доступное всем. Мало того, ещё надо выбрать исполнителя из числа действующих лиц, чтобы он пользовался уважением в группе, мог привлечь к себе внимание и как исполнитель, и как авторитетная личность. Он показывает прыжковое упражнение “скачок-шаг”. Коллектив воспринимает и принимает это упражнение в целом. Поскакали, порезвились, интерес пошёл на спад. Для того, чтобы пробудить интерес к данному упражнению, прибегаем к поиску образа, привлекая к решению этого вопроса детей. Ставлю перед ними проблему.

Три очка тому в награду. Кто нам сможет подсказать?

Кто в природе вот так резво может прыгать и скакать?

Среди массы предложений выбираем своего героя любимца кузнечика. Опять поскакали, порезвились. Отдыхаем от физической нагрузки, напрягаем ум. Активизирую детей, задаю вопрос:

“Кто из вас знает стихи или песни о кузнечике”? Все знают песню “В траве сидел кузнечик”. Это художественное произведение-песня поможет пробудить интеллектуально-мышечную радость к исполнению. Дети скачут, по возможности подпевают слова. Каждое слово сопровождается движением или жестом рук. После того, когда дети наиграли роль кузнечика, наступает следующий этап. Анализ слов песни. “Сидел, в траве, ел, зелёный как огуречик, не думал, не гадал, не ожидал, не трогал он козявок, с мухами дружил”. Пытаюсь пробудить в сознании детей черты характера кузнечика: “Кто из вас хочет с мухами дружить? Почему он позволил себя съесть”?

Был трусом, слабеньким, не занимался плаванием. Давайте сочиним песню про нашего кузнечика, вы скачите и высказывайте свои мысли, говорите свои слова, я запишу. Невысокая нагрузка, умеренный темп не подавляют умственную деятельность, а находятся, как бы в равновесии. Однако, при очень тщательном наблюдении, можно увидеть и нарушение этого равновесия. В момент сосредоточения дети не произвольно переходят со скачков на ходьбу. Поделившись своими мыслями или сказав придуманное слово, дети с особым подъёмом исполняют вновь “скачок-шаг”. Но физическая нагрузка даёт о себе знать. Дети переходят на ходьбу. Есть запас слов, мыслей.

Совместно с детьми начинаем искать слова по смыслу, увязываем в сюжет, играем в рифму и в процессе шествия ( при активном физическом отдыхе доминирует умственная деятельность), создаём новый свой “шедевр”.

А был бы тот кузнечик спортивный человечек.

Спортивный человечек ни кто его не съел.

Взмахнул бы он крылами, толкнулся бы ногами,

Вспорхнул и улетел.

Представьте себе, представьте себе

Вспорхнул и улетел.

В процессе создания “шедевра” находим новые движения, жесты, мимику, пантомимы, используем возгласы. За каждую новинку автор получает “авторское свидетельство” и признание друзей. Разработана уровневая система поощрения, позволяющая стимулировать активность детей.

Наш кузнечик добрый не по своей слабости, а по силе ума и тела. Он не агрессор, не даёт сдачи, если ситуация приближается к конфликту он просто улетает со своим мнением.

Вот теперь можно приступить к изучению ритма “скачок - шаг”. Восьмая с четвертью.

Визуализация ритма на пальцах. На левой руке указательный палец меньше и потише будет звук приземление после скачка, давайте его назовём “ти”. Средний палец подлиннее и погромче это звук от шага. Его назовём “ДА”. Стучим по пальцам, поём, используя интервалы “ти ДА”.

Применяя визуализацию ритма и релятивную систему, вытаптывая ритм ногами и выстукивая по пальцам, тактильно воспринимаем и закрепляем ритм. Наступил следующий этап. Игра в слова. Исполняя “скачок-шаг”, дети придумывают сами такие слова. Первый слог безударный, второй слог ударный. Ударяю сам по полу кулаком, шутя, неуклюже по-детски, показываю им кулак. Этот приём всегда воспринимается так как надо. Детям становится понятно что такое ударный слог. Набирается запас слов, (в процессе исполнения) располагаем по смыслу, играем в рифму, создаём новый наш “шедевр”.

Звенит звонок, проснись, дружок

Пора вставать, пора скакать.

Это всё наше, всё своё и пусть наивно и не профессионально, но так приятно скакать, декламировать, а подобрав совместно с детьми мотив, напевать свои стихи. После всех этих действ переходим к следующему этапу. Из массы детских рисунков, на конкурсной основе, (судьи сами дети) выбираем визуальный образ кузнечика - тансформер. Из фанеры или картона вырезаются части тела кузнечика. Монтируется плоская фигурка кузнечика ( в профиль) с подвижностью в плечевых, локтевых, тазобедренных, коленных и голеностопных суставах. С помощью трасформера проводится анализ движений “скачок - шаг”: мах одной ногой, толчок другой ногой, полёт, приземление на туже ногу, шаг другой ногой. С его помощью можно моделировать различные движения в одной плоскости. Дети с удовольствием играют с этой фигуркой, Могут легко показать отдельно все фазы данного прыжкового упражнения. Совершенствуем двигательный навык, совершенствуем “поэтическое и актёрское мастерство”, играем в позы, фазы, элементы движений, затрагиваем различные темы: флора, фауна, явления природы, человеческая деятельность.

“Ритм, пишет Г.Д. Гачев, на стыке сознания и подсознания…”. В данной схеме изучения и совершенства двигательного навыка шли от детского представления (сознание) к ритму движений (подсознание). На практике используются различные варианты и схемы.

Следующее сочетание движений. “Скачок – два шага”. По известной схеме дети, сравнительно легче осваивают новое упражнение. Используя принцип концентризма и свойства детского внимания (неустойчивость, переключение) “на опережение”, переключаю с физической деятельности на интеллектуальную. Разработана система переключения “Тумблер”, позволяющая в кратчайший срок, на высоком интеллектуально-эмоциональном уровне менять направление деятельности. Дозировка физической нагрузки определяется визуально, нормируется зарифмованными строками, куплетами, которые положительно влияют на эмоциональное состояние детей. Время интеллектуальной деятельности определяется по интенсивности высказывания детьми своих мыслей и слов на заданный ритм. С наступлением паузы идёт переключение на физическую деятельность. С каждым повтором, из урока в урок концентрические кольца увеличиваются, как круги по воде. В результате совместной работы появляется новый наш “шедевр”:

Кузнечик спортивный танцует красиво.

Захочет поплавать, его мы научим.

Третье сочетание “скачок – три шага”. Вычленение ритма, визуализация, перкутирование, релятивная система с последующим переходом на поиск ключевого слова “ро-ДИ-те-ли”.

Создаём свои “шедевры”. Этот ритм носит ярко выраженный испанский характер, что позволяет легко перейти к элементам испанского танца. Сочиняем, исполняем танец тореадора.

Три ритма начинаются из-за такта. Параллельно им изучаем ритмы в такт, на базе основного ритма на четыре четверти с акцентом на первую долю с добавлением восьмушки.

Первый ритм. Акцентированная первая четверть – шаг левой ногой. Восьмушка – звук от приземления после скачка и три четверти – три шага. Этот куплет имеет спортивную направленность:

До свидания, я вернусь в бассейн,

Встречу вновь друзей.

Второй ритм. Акцентированный шаг левой ногой, шаг правой, скачок и два обычных шага.

Ключевые слова посвящаем родителям. Папа и мама Родина наша.

Третий ритм. Акцентированный шаг левой ногой, два обычных шага, скачок и обычный шаг.

Ключевые слова этого ритма посвящаем родителям родителей (дедушке и бабушке).

Бабушка и дед.

Внукам шлют привет.

По мере усвоения ритмических рисунков переходим к различным сочетаниям ритмов.

Эти ритмические рисунки мы называем “Танцы кузнечика”. После этих танцев легко переходим к элементам народных, классических, современных и сочиняем свои танцы.

Свои находки, мысли, чувства дети выражают в рисунках “На память потомкам”.

По таким рисункам дети сами могут проводить отдельные сцены из наших уроков-спектаклей.

Разработана, апробирована система педагогических приёмов на протяжении более трёх десятков лет, адаптирована по возрастам. Эту систему педагогических приёмов назвал “ФИНТ”.

Физика, Искусство, Наука, Творчество. Как спортивный термин “финт” подразумевает наличие технических приёмов, отточенных до совершенства и позволяющие обыграть соперника.

Наличие педагогических приёмов позволяет “обфинтить” нестандартное, неординарное поведение ребёнка и преподнести ему, его друзьям как проявление активности, инициативы и творчества.

Все то, что пробудилось в детях, останется с ними на всю жизнь. Как говорил Л.С. Выгодский: “Искусство – это организация всей последующей жизни”.

Подобные действа назвал синкретинками, как некий синтетический жанр, вытекающий из синкретизма различных видов искусства. Предмет, в состав которого входят синкретинки, различной тематики и направленности назвал СИНКРЕТИКА. Это мой термин. Под ним подразумеваю: синкретизм в искусстве, в психологии. СИН – синтезирование различных видов искусства как процесс и синтез как результат. …КРЕ – креативность. …ЕТИКА – этика и эстетика.

Размышляя о значении терминов С.Н. Соколов-Ремизов пишет: “В удачном термине уже заложена концепция, как правило, он не рождается случайно или умозрительно, а возникает в конкретных квалифицированных размышлениях о предмете”.

Условные разделы предмета СИНКРЕТИКА:

Начальное Физическое Образование – НФО

Детская Военная Доктрина – ДВД

Элементы Различных Видов Искусства – ЭРВИ

Элементы Различных Предметов Науки – ЭРПН

В начале педагогической деятельности “оттолкнулся” от роли, пришёл к театру, от театра опустился “к низшей генетической границе” – “работа и ритм”. На самом деле всё наоборот.

Поэтому твёрдо убеждён в том, что прежде чем педагогу воздействовать на детей необходимо знать генетический путь развития человеческой культуры, чтобы “не искать чёрную кошку в тёмной комнате, когда её там нет”, так сказал Конфуций.

В 1994 году в город приехал Ш.А. Амонашвили. Представилась возможность показать наработанный материал. Ознакомившись с рукописями и видеоматериалом, Ш.А. Амонашливили отметил для меня отрадный факт: “Ваш опыт работы уникальный, если Вы молодой человек не против моего предложения, то я отредактирую, начнём печатать. Связь будем пока поддерживать через В. М. Гуливатого”. Но политическая обстановка в стране резко изменилась. В.М. Гуливатый уехал на Украину. Отношения с Грузией обострились, связь с Ш.А. Амонашвили была потеряна.

Заведующая ДОУ №33 Н.А. Беляева пригласила на мои занятия В.В. Белич доктора педагогических наук, профессора, президента “Международной ассоциации педагогических изобретательств инноваций”. Просмотрев мои занятия, в течение недели, изучив мои рукописи, отметил: “Вы пишите “в стол”. Ваш опыт имеет планетарное значение но, прежде чем показывать его, необходимо иметь авторское свидетельство на каждый ваш педагогический приём, этим мы с вами и займёмся сразу после международного симпозиума, на который скоро уезжаю”.

Нелепая случайность унесла жизнь этого прекрасного человека и крупного специалиста.

Каждый новый набор, каждоё поколение проходит по проторенной тропинке, вносит свою лепту, дополняя и развивая “Роль-каркас”. Наш совместный труд с детьми выливается в четверостишья - это ни одна стопка школьных тетрадей. Наши четверостишья не претендуют и не посягают на поэзию, это наша рабочая рифма. Этот наш труд назвал “Педагогическая увертюра”.

Приглашаю к диалогу и сотрудничеству всех заинтересованных этой проблемой лиц.

Тел. (35171) 2-63-29. E-mail: buyanov@mailgate.ru