Материал в представленном перспективном плане расположен понедельно, с постепенным усложнением, с учетом дидактических целей и возраста.
Перспективный план по правовому воспитанию детей в подготовительной к школе группе
I квартал
I неделя |
II неделя |
III неделя |
IV неделя |
|
сентябрь |
Беседа “Каждый имеет право” Ж.”Обруч” №5-2001 стр.28 “Ваши права”, - Е.Шабельник, Е.Каширцева |
Рассматривание иллюстраций к Конвенции о правах ребенка Ж. “Обруч” №5/2001 |
Чтение стихов “В какой стране хотел бы жить?” Ж. “Читаем, учим, играем” №3/2002 стр.7 |
Беседа “Как люди пришли к тому, что права надо защищать” Ж. “Читаем, учимся, играем” №3/2002 стр.17 |
октябрь |
Беседа “Мы все разные, но мы все равны” Ж. “Ребенок в детском саду” №5/2002 стр.83 |
Проблемные ситуации на тему: “Мы все разные, но мы все равны” Ж. “Ребенок в детском саду” №5/2002 стр.84 |
Игра “Спиной друг к другу” Ж. “Ребенок в детском саду” №5/2002 стр.83 |
“Конкурсы Бабы-Яги во дворце сказок” Ж. “Читаем, учим, играем” №3/2002 стр.18 |
ноябрь |
Чтение “Приключения маленького человечка” А.Усачева |
Беседа: “Ты и твои права” Авторский конспект |
Праздник “Самый счастливый день в году” (Всемирный день прав детей – 20.11) Ж. “Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки” |
Игровая программа “Азбука правоведения”, - совместно с родителями Авторский конспект |
II квартал
I неделя |
II неделя |
III неделя |
IV неделя |
|
декабрь |
Познавательный урок “Балда у сказки “Репка” |
Игры литературных героев |
Конкурс “Песня о правах” |
Игра-путешествие “Где живет человек?” Авторский конспект |
январь |
Беседа “Я – ребенок, я – человек” |
Словесно-дидактическая игра “Найдите неверные по смыслу предложения” |
Игра “Я не должен” Ж. “Ребенок в детском саду” №4/2002 стр.80 |
Разгадывание кроссвордов, головоломок правовой тематики |
февраль |
Беседа “Наши имена” Авторский конспект |
Развлекательная программа “Что в имени тебе моем?” Ж. “Читаем, учим, играем” №3/2002 стр.28 |
Игровой тренинг “Если чужой стучится в дверь” Ж. “Ребенок в детском саду” №4/2002 стр.81 |
Семейный фольклорно-литературный праздник “Клуб веселых именинников” Ж. “Читаем, учим, играем” №3/2002 Стр.32-41 |
III квартал
I неделя |
II неделя |
III неделя |
IV неделя |
|
март |
Час права “Правовая неотложка”
|
Игры “Аленушки и братца Иванушки” Ж. “Читаем, учим, играем” №3/2002 стр.19 |
Викторина “Что? Кто? Когда? Где?” |
Книжно-иллюстративная выставка “Ваши права, дети” |
апрель |
Турнир знатоков права “Чтобы достойно жить” |
Игра “Поводырь”
|
Эстафеты сказочных героев Ж. “Читаем, учим, играем” №3/2002 стр.20 |
Игра “Герои книг имеют право” “Литературные герои “за” и “против” Ж. “Читаем, учим, играем” №3/2002 стр.15 |
май |
Викторина “Права литературных героев” |
Организация книжной выставки “Мир детства” |
Игра-упражнение “Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся” Ж. “Ребенок в детском саду” №4/2002 стр.83 |
Рассматривание плакатов на тему “Детям – счастливое детство” |
Деловая игра. Справочное педагогическое бюро "Защита прав и правовое воспитание ребенка"
Цель: закрепить знания педагогов по проблеме "Защита прав и правовое воспитание ребенка"
Задачи: используя знания, систематизировать материал, упражнять в активном изучении нормативно-правовых документов. Формировать коммуникативные умения, способность общаться, сотрудничать, умение направлять обсуждение вопросов по заданному руслу, способность действовать в рамках ограниченного времени, обмениваться опытом работы по данной проблеме.
Правила игры
- Каждый участник имеет право выступать, задавать вопросы, не отклоняясь от темы.
- Отвечать четко, последовательно, конкретно, укладываясь во времени.
- Время на обдумывания вопроса не предоставляется.
- Чем активнее работа внутри группы, тем выше оценка (ответы оцениваются по пятибалльной системе)
Звучит лирическая мелодия.
Ведущий: уважаемые коллеги. Сегодня мы говорим о защите прав и достоинства ребенка. Такая тема выбрана нами не случайно. Ведь благодаря праву человек получил возможность не только что-либо делать, действовать, поступать каким-либо образом, но и требовать соблюдения своих прав.
Давно, очень давно, еще в древние времена у людей возникла необходимость отстаивать свои права. Право древний человек отвоевывал силой. Слабый не имел никаких прав, если у него не было заступника, желающего отстоять его право на собственность и жизнь. Не так-то быстро люди поняли, что сильным заступником может стать государство. Долгое время в истории человечества царил закон "Око за око, зуб за зуб".
О правах человека как такового начали задумываться в Древней Греции, где еще в седьмом веке до нашей эры первые демократические преобразования провел легендарный Солон. С тех пор прошло много лет. Жить стало опасней. Человечество почувствовало угрозу своему существованию. Какие могут быть права у человека в обществе, сотрясаемом войнами и катастрофами? Нужно было придумать что-то такое, что было бы посильнее государства. Что же придумали люди, мы можем узнать, позвонив в справочное педагогическое бюро.
Итак, организуем справочное педагогическое бюро. Все интересующие нас ответы на вопросы мы можем получить в четырех кабинах. В каждой кабине будет работать по 5 телефонисток. Телефонистки должны отвечать на вопросы кратко, лаконично. Время на обдумывание ответа не предоставляется. Ведущий имеет право задать дополнительные вопросы. Ответ не должен превышать трех минут. Оценивать ответы будет экспертная группа в составе: заведующая, инспектор по охране прав детства, психолог. Ответы оцениваются по пятибалльной системе, итог будет подведен в конце игры. Прошу всех занять свои места.
Первая часть: "Права человека – твои права".
Вопрос регулирования прав детей в России возник еще во второй половине XIX века. К сожалению, благородные начинания россиян по защите прав детства в силу тех или иных причин в тот период не получили поддержки и дальнейшего развития.
Звонок в 1 кабинку:
- Скажите, пожалуйста, какая организация была первым защитником прав детства? Когда она создана?
- В 1919 году Лига Наций создала комитет детского благополучия, деятельность которого была направлена на оказание помощи сиротам и беспризорникам. Комитет выступал против использования детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних.
Звонок во 2 кабинку:
- Какой документ стал первым правовым международным документом по охране прав и интересов детей?
- В 1923 году Лигой Наций была принята Декларация прав ребенка.
Звонок в 3 кабинку.
- Какой важнейший международный документ был разработан на основе Декларации прав ребенка?
- На основе Декларации была разработана Конвенция о правах ребенка. Конвенция признает за каждым ребенком юридические права.
Ведущий: Конвенция не является документом прямого действия. На ее основе разрабатываются нормативно-правовые документы федерального и регионального уровней.
Звонок в 4 кабинку:
- Какие законодательные акты были приняты для создания декларации прав ребенка на защиту?
- Согласно Конституции РФ материнство, детство и семья находятся под защитой государства. Был принят ряд законодательных актов – Семейный кодекс РФ, Закон "Об образовании", Закон "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ".
Ведущий: Мы видим, что сложилась достаточно управляемая система защиты прав детей, но она требует изучения, отработки нормативного сопровождения, методической активности по внедрению в практику сложившихся форм и топов учреждений защиты детей.
Игра продолжается.
Вторая часть: практическая.
Звонки во все кабинки (с первой по четвертую)
- Расскажите о семьях ваших воспитанников, которые вы считаете группой риска. Поделитесь с планом работы с этими семьями.
Экспертная группа зачитывает те пункты плана, которые не повторяются.
Третья часть: игровая "Герои книг и герои песен тоже имеют права"
Звонок в первую кабинку:
- В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь, свободу? Докажите, что выбранное литературное произведение подобрано верно.
- "Красная шапочка", "Серая шейка", "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" и т.д.
Звонок во вторую кабинку:
- Какие литературные герои могли пожаловаться, что нарушено право на неприкосновенность жилища?
- "Три поросенка", "Заюшкина избушка" и т.д.
Звонок в третью кабинку:
- В какой известной сказке Маршака нарушено право ребенка на заботу и попечение?
- "12 месяцев"
Звонок в четвертую кабинку:
- В какой сказке нарушено право ребенка на отдых и развлечения?
- "Золушка"
Ведущий: сказки вы хорошо знаете и с заданием справились. Посмотрим, как вы знаете песни.
Звонок в первую кабинку. Звучит аудиозапись песни бременских музыкантов, муз. Г.Гладкова, слова Ю.Этнина "Ничего на свете лучше нету"
- О каких правах в этой песне идет речь?
- Право на свободу передвижений.
Звонок во вторую кабинку. Звучит запись песни "Учат в школе" , муз. В.Шаинского, слова Пляцковского.
- Право на образование.
Звонок в третью кабинку. Звучит запись песни "До чего дошел прогресс", муз. Е.Крылатова, слова Ю.Этнина.
- Право на пользование благами технического прогресса.
Звонок в четвертую кабинку. Звучит запись песни "На крутом бережку", муз. Е. Шаинского, слова А.Хайта.
- Право на отдых.
Проводится игры с элементами тренинга "Права взрослого и ребенка" и "Карусель".
Ведущий: На примере этих игр мы убедились в том, как личность взрослого воздействует на психоэмоциональное состояние ребенка и приобрели навыки конструктивного взаимодействия в учебном процессе.
Таким образом, на занятиях и в повседневной жизни необходимо разыгрывать ситуации, в которых дети принимали бы самостоятельные решения, подводящие к мысли, что все люди имеют одинаковые права.
Слово предоставляется экспертной группе, которая подводит итог игры и объявляет победителей.
Конспект занятия по правовому воспитанию в подготовительной к школе группе
Тема: беседа "Что означают наши имена"
Программное содержание: дать знания о том, что у каждого человека есть свое имя, которое отличает его от других людей; объяснить, что право на имя закрепляется Конституцией и подтверждается документом "Свидетельство о рождении". Развивать внимание детей. Воспитавать правовую сознательность, желание помочь другому.
Материал: статьи из Конвенции, фотографии, игрушка пупс, поросенок Наф-Наф, бумажные цветы, корзинка, колокольчик, кассета с записями музыкального сопровождения.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня день защиты прав ребенка. А вы слышали о таком празднике? Я вам расскажу.
Воспитатель зачитывает статьи, развешенные на ширме на отдельных листах: "Взрослые должны соблюдать интересы ребенка в первую очередь", "Ребенок имеет право на свое собственное мнение и свободно его выражать".
Раздается плач.
Воспитатель: Ой, а ты кто? И что с тобой"
Поросенок: Это я, поросенок Наф-Наф. Все лето я трудился, строил свой прекрасный дом. А теперь решил отдохнуть, погулять в волшебном лесу, а меня не пускают. Говорят, законов не знаю, которые на волшебной полянке в цветочках заколдованных стоят (показывает на ширму). Ответишь правильно, зазвенит колокольчик. Это значит, что цветочек сорвать можно, а если соберешь целый букет, попадешь в Волшебный лес.
Воспитатель: Твоему горю легко помочь! Мы с ребятами легко такую дорогу преодолеем
Поросенок: Ура! Молодцы. Оказывается, это было так просто, нужно было только позвать на помощь друзей.
Статья 6. Ребенок имеет право на жизнь и здоровое развитие.
Звучит фрагмент из "Музыкальной шкатулки." Звучит голос. Звонят колокола. Воспитатель показывает фотографию:
Воспитатель: И вот появился на свет еще один гражданин России. С первых минут жизни о малыше заботятся медики и родители.
Звучит колокольчик. Срываем один цветок, кладем в корзинку.
Воспитатель: Мы все похожи, но у нас есть кое что, что отличает нас друг от друга. Это имя. Следующее право: "Право на имя".
Звучит колокольчик. Срываем второй цветок.
Воспитатель: Ребята, имена – это слова, но слова особые. Они значат очень многое. На Руси верили в могущество имен и к выбору имени относились очень внимательно. Древние считали, что с именем человека связана его судьба. У многих народов было принято держать имя ребенка в тайне, чтобы силы зла не могли ему навредить. Всем родителям хотелось видеть своего ребенка крепким, добрым, милым. В соответствии с этим ребенок получал свое имя - Добрыня, Людмила.
Еще давали имена по церковному календарю (см. фото), когда крестили ребенка. Многих из вас, наверное, тоже крестили в церкви, но перед этим ребенка обязательно регистрируют в ЗАГСе, где выдают "Свидетельство о рождении". Это ваш первый документ. В нем заполняются фамилия, имя, отчество. Это - статья 8 - сохранение индивидуальности".
Звучит колокольчик, срываем еще цветок.
Воспитатель: Вот видишь, Наф-Наф, еще цветок, и букет готов. Можешь идти гулять в Волшебный лес, где смогут исполниться все твои желания.
Наф-наф благодарит детей, уходит.
Физминутка. Игра "Имена" – под музыку идем по кругу. С окончанием музыки тот, к кому обратиться кукла, называет свое имя, потом имя и отчество, потом имя, отчество и фамилию.
Воспитатель: С первых дней жизни ни одно слово человек не слышит так часто, как свое имя. Давайте поиграем: я вам говорю полное имя, а вы уменьшительно-ласкательное и наоборот.
Игра "Назови имя".
Воспитатель: а сейчас я вам предлагаю математическую загадку: Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка побежали в лавочку и купили прянички. Сколько девочек купили прянички? (одна). Правильно, потому что это все – ласкательные слова от имени Маша, Мария.
Традиционно у народов России является празднование дня рождения. У каждого народа есть свои традиции. Но у всех народов он считается праздником не одного человека. Быть одному в этот день не гоже – так говорили в старину. Ведь день рождения – это тот день, в который человек получил самый большой подарок – жизнь. Этим ты и обязан своим родителям!
Список литературы
- Белая К. 200 ответов на вопросы заведующей детским садом – М.: АСТ,1996
- Журнал "Дошкольное воспитание" №8/2001 с.6
- Журнал "Дошкольное воспитание" №3/2000 с.62
- Журнал "Защити меня" №4/2000 с.2
- Рыбинская Е "Права ребенка" Основные международные документы – М.: "Дом",1992
- Усачев А "Приключения маленького человечка" М.: "Самовар" 2000