Министерство образования Российской Федерации обращает внимание учителей русского языка и литературы на то, что недостаточно реализуются воспитательные возможности предметов “Русский язык” и “Литература”. Используемые в настоящее время методы преподавания русского языка в общеобразовательных учреждениях не всегда в достаточной степени ориентированы на развитие творческих способностей учащихся и их самостоятельную деятельность по приобретению и использованию знаний, на сотворчество учащихся и учителя.
Сегодня основные цели обучения должны быть сориентированы на развитие личности ученика. Содержание стандарта обеспечивает не только формирование навыков анализа языка (а именно это до сих пор преобладает в школьной практике), но и, в первую очередь, воспитание культурного человека.
Важнейшей функцией современного языкового и литературного образования является культурообразующая функция: расширение общекультурного кругозора, развитие культуры личности, культуры общения, культуры речи, культуры суждений, эмоционального отношения к языку, речи, к родному краю.
Цель работы учителя – развитие личности, а не только знания, умения и навыки. Осуществлять развитие личности можно лишь новыми формами, методиками. Если из урока в урок, из месяца в месяц ученик выполняет задания репродуктивного характера: “Спишите и подчеркните”, “Вставьте пропущенные буквы” и т. п. – учитель ведет ученика по “накатанным путям”, и развитие его происходит вяло. Преобразуется же человек только в ходе собственной деятельности по добыванию знаний. Ученик должен стать соавтором урока. Лучше всего, на мой взгляд, осуществлять это на уроке – исследовании. Это рассматривание произведений искусства (репродукций картин, фотографий) и ответ на предложенные учителем вопросы, которые должны помочь учащимся сделать “открытие” о средствах образной выразительности, используемых архитекторами, об особенностях изображения героев русскими скульпторами, о том, что умели делать в совершенстве художники-классицисты. “Открытия”- выводы учащихся уточняются и расширяются лекцией учителя. Учащиеся на таком уроке получают возможность прикоснуться к “вечному” искусству, которое учит “равнодушное потомство” любить, страдать, прощать, молчать” (Полонский. К портрету Лопухиной).
Уроки с использованием живописи, музыки, графики, как мне думается, помогают ученикам вырабатывать свою жизненную позицию, расширяют их кругозор, развивают речь, помогают самим убедиться в том, что “Россия – сомобытный, великий мир” (Жуковский).
В девятом классе выпускники пишут изложение с элементами сочинения по открытым текстам. Особую трудность вызывает вторая часть – написание небольшого сочинения. Ученики должны рассказать об истории создания какой-либо известной картины или описать ее. Это трудно. Не зря художник Серов сказал: “Искусства – науки весьма трудные – с”. Эти слова относятся к созданию произведений искусства. Но не менее справедливы они и в отношении восприятия произведений искусства. Чтобы слушать музыку, чувствовать прелесть танца, видеть картину, необходимо уметь слышать, уметь чувствовать, уметь видеть. И вот этому умению учу на уроках русского языка и литературы.
Далее предлагаю разработку урока, в пространство которого включила знакомство с сокровищами русского изобразительного искусства.
Конспект
урока русского языка в 7 классе.
Тема урока: “Частица как часть речи.”
Цели урока:
1. Познакомить учащихся с новой частью речи – частицей, с ее лексическими и грамматическими особенностями;
2. Развивать умение употреблять частицы в предложении и тексте, определять оттенки значения, вносимые каждой частицей в речь;
3. Учить учащихся воспринимать произведения искусства эстетически, чтобы развился их художественный вкус.
Ход урока.
1. Вступительное слово учителя.
Сегодня на уроке совершим заочную экскурсию. Мы входим в картинную галерею и невольно останавливаемся. Уже в вестибюле нас встречают величественные мраморные статуи. Широкая лестница застлана алым ковром. Мы еще не вошли в залы, но нас охватывает торжественное настроение. Вступаем на лестницу. Мягкий ковер заглушает шум шагов. Поднимаемся, идем не спеша. Осмотритесь вокруг: никто не спешит. В театре вы торопитесь, боясь опоздать к началу спектакля. Прозвенит третий звонок – и без вас распахнется тяжелый занавес, заиграет музыка и начнется спектакль. А здесь, в галерее, тысячи картин ожидают вас, и каждая из них в любой час готова вступить в беседу с вами. В музейных залах всегда – волшебный праздник живописи.
2. Откроем тетради, запишем число, пропустим строчку для темы, вы потом сами ее сформулируете. Спишем текст с доски, вставим пропущенные буквы, выделим орфограммы. Сделаем синтаксический разбор последнего предложения.
На доске заранее.
Исаак Ильич Левитан (1860 -1900) был выдающимся художником – п:йзажистом конца XIX века. Левитан – явление в истор… м…ровой ж…вописи ре…кое,зам…чательное. В…сной 1895 года художник пр…ехал в усадьбу Турчаниновых, друзей Левитана.
Здесь он ув…дел однажды, как лошадь Дианка, впр…жен…ая в сани, ост…новилось у крыльца больш…го дома, выходящего в парк. Его пр…влек этот мотив. Картина “Март” была написана быстро, в несколько дней. Как пр…красно запечатлел художник на полотн… предчу…ствие весны! (повествовательное, восклицательное, простое, двусоставное, распространенное)
В тексте встретилось новое слово пейзажист.
Посмотрим толковый и этимологический словари.
Пейзаж – картина, изображающая природу. Заимствовано в XVII веке из французского языка.
Пейзажная (живопись), а художник, изображающий природу – пейзажист (сравни со словом маринист).
Мы запнулись на слове как . Это, ребята, частица.
– Какую же тему запишем?
Частица как часть речи.
Еще раз рассмотрим это предложение.
– Можно ли назвать это слово как самостоятельной частью речи?
Почему?
( Kак – частица, служебная часть речи, т.к. не называет ни предмета, ни признака, ни действия, ни количества, не имеет конкретного лексического значения. Они, не изменяются. Нельзя поставить вопрос – не является членом предложения.
1ый вывод. Частица – служебная часть речи.
– А для чего же служит?
– Прочитаем предложение без частицы и сравним.
– Изменился ли основной смысл предложения?
– Какое значение вносит частица в предложение?
(Частица как вносит дополнительный оттенок – усиливает значение слово – сочетания прекрасно запечатлел.
2ой вывод. Вносит различные оттенки значения в предложение.
На доске заранее.
Посмотреть бы картину Левитана “Март.” Пусть экскурсовод познакомит нас с этим произведением живописи.
– Давайте посмотрим, для чего служат эти частицы?
( Служат для образования наклонений глагола: условного и повелительного.)
3ий вывод. Частицы служат для образования наклонений глагола.
– Что же такое частица?
Обобщим сказанное. (Частица – служебная часть речи, которая вносит дополнительные оттенки значения в предложение или служит для образования наклонений глагола).
3. Работа с учебником.
– Откроем учебники § 67, стр. 135.
– Прочитаем правило.
Частицы – сравнительно молодая часть речи, в русском языке их немного. Но если взять сто самых частотных слов, то там будет одиннадцать частиц. Чаще других мы употребляем частицы: не, же, вот, только, еще, уже, ну, ни, даже, ли, ведь.
4. На доске висит репродукция картины Левитана “Март”. Ученик – экскурсовод знакомит всех с этой картиной.
5. Сделайте предложение с прямой речью, докажите, что выделенные слова – частицы.
Только повеет весной, на меня нападает тоска, мне не усидеть дома, даже моя кисть находит новые силы.
И.И. Левитан.
6. Творческий диктант.
Запишите предложения, вставив частицы для усиления, отрицания, для образования наклонений глагола.
(Вот). Картина “Март”.
Видел (ли) ты раньше это полотно ? Художник изображает начало весны, когда (только) начал таять снег. Слышен гомон птиц. (А если отрицательную частицу вставим как получится?). (Уж) Теплые лучи весеннего солнца начинают согревать землю. (Именно) Этот мягкий солнечный свет и вызывает ощущение наступления весны. (Что за) Прелесть эта картина! (Пусть) Каждый рассмотрит ее внимательно!
Прочитаем этот текст без частиц и с частицами.
Вывод: частицы делают текст эмоциональнее, выразительнее.
Домашнее задание: § 67, упражнение 310 (списать и доказать, что выделенные слова – частицы.