Цель:
1. Познакомить детей с пчелиной семьей. Показать важность и необходимость продуктов пчеловодства.
2. Воспитывать бережное и чуткое отношение к природе, любовь к родному краю.
3. Работать над развитием внимания, логического мышления, памяти, любознательности.
Оборудование:
Таблица с изображением медоносной пчелы, кроссворд; продукты пчеловодства: мед, перга, прополис, маточное молочко.
Класс оформлен как лесная поляна. Тихо звучит музыка. В центре стоит стол с самоваром.
МАТРОСКИН: Стойте, стойте. Шарик, ты не знаешь, что за переполох? Откуда на лесной поляне появились дети? Они же вытопчут всю траву. А мне еще сено для моей коровы на зиму заготавливать надо. Эдак одни убытки будут.
ШАРИК: Да перестань ты, Матроскин, ворчать! Подумаешь, траву вытопчут! Новая вырастет! Эти ребята едут в гости пасечнику. Поздоровайся, расспроси о жизни, может, им помощь наша нужна.
МАТРОСКИН: Вот еще! Некогда мне. Идут себе и идут, мне какое дело! Это ты у нас специалист по части поболтать. А у меня хозяйство. Вот я Дяде Федору расскажу, как ты наше добро охраняешь.
ШАРИК: Да вы ребята, не обращайте на него внимания. Он добрый, только ворчливый, как все коты.
УЧЕНИК: Мы торопимся к пасечнику, узнать как можно больше о пчелах и попробовать самого вкусного и полезного меда.
МАТРОСКИН: А, так вы торопитесь. Тогда можете не спешить, все равно не успеете!
ШАРИК: Это почему же?
МАТРОСКИН: Потому что народная мудрость гласит……..
ШАРИК: (перебивая) А, я понял! Ты имеешь в виду пословицы и поговорки!
МАТРОСКИН: Вот именно. Вот ты, Шарик, какие знаешь, пословицы и поговорки о том, что спешка не всегда поможет делу?
ШАРИК: А давай лучше ребята об этом спросим. Ну, ребята, не подкачайте, поговорки называйте. А я буду считать.
РЕБЯТА: - Тише едешь - дальше будешь;
- Поспешишь – людей насмешишь;
- Поспешай не торопясь;
- Семь раз отмерь, один раз отрежь.
(Появляется Почтальон Печкин)
ПЕЧКИН: Здравствуйте ребята!
МАТРОСКИН: О! Кто к нам пожаловал! Сам Почтальон Печкин. Наверное, посылку принес от Дяди Федора. (потирает лапы)
ПЕЧКИН: Посылку принес, но вам не отдам. Документов у вас как не было, так до сих пор и нет.
МАТРОСКИН: Почему это нет?! У нашего Шарика есть родословная. Шарик, покажи.
ПЕЧКИН: Не нужна мне ваша родословная. Она только для выставок годится, а для серьезного учреждения это не документ.
(Появляется Дядя Федор)
ДЯДЯ ФЕДОР: Не ругайтесь. Это я прислал вам посылку. И пришел к вам не один. Здравствуйте ребята! Знакомьтесь это пасечник, Сергей Михайлович. Он пришел к нам, чтобы вы узнали о пчелиной семье и о продуктах пчеловодства.
ШАРИК: А, правда, говорят, что если хочешь долго жить и сохранить молодость, обязательно ешь мед.
СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ: Конечно. В древние времена мед считали одним из главных средств укрепления здоровья и продления жизни человека.
2500 лет назад Гиппократ писал – “Мед, принимаемый с другой пищей полезен, и придает лицу здоровый вид”
По преданиям богатырь, Илья Муромец слез с печи, на которой просидел сиднем 33 года, только тогда, когда выпил лечебного “питья медового”.
УЧЕНИК: Расскажите о пчелиной семье. Как рождаются пчелы, чем они занимаются?
ПАСЕЧНИК: Присаживайтесь поудобнее и послушайте. Сначала она была яичком, потом куколкой, потом стала пчелой, прогрызла восковую крышку ячейки, в которой сидела до этого положенные дни, и – вот вам готовая пчела.
Только вылезла, отряхнулась, и сразу стала чистить ячею, в которой сидела – грызла ее, выскабливала. Потом пошла, искать другую ячейку, третью. Так она без устали работала 4 дня.
Потом ее совсем перестало интересовать чистота в ячейках. Она почувствовала, что изо рта у нее капельками стало выступать молочко – очень ценный и питательный пчелиный корм.
Прошла еще неделя , молочко стало пропадать. Она теперь кормила детву, молочко вперемежку с нектаром отдавала в ячейку, куколкам. И те росли.
Затем у пчелы совсем не стало молочка. К этому времени на брюшке у нее стали расти крохотные и тончайшие пластинки воска. Вместе с огромной армией таких же строительниц, как она, пчела снимала с себя частицы воска , разжевывала, разминала их, прилепляла к недостроенной стенке ячеи, вытягивала стенку. Потом терпеливо ждала, когда у нее вырастут новые восковые “кирпичики”.
Несколько дней все было чудесно. Но вот почему-то воск начал расти хуже. И сама пчела вдруг из опытного строителя превратилась в полную неумеху. Забыла секрет, не могла больше лепить на диво ровные шестигранники сот.
Вскоре она совсем ушла от строительниц. Ей теперь нравилось другое. Она стояла у самого летка, и как только в него вбегала прилетевшая с цветов пчела, наша подходила к ней, раскрывала рот и прилетевшая пчела отдавала ей крохотную каплю нектара, свою добычу.
Однако наша пчела вовсе не ела нектар, она относила его в глубь улья, в медовые кладовые, и там выливала в ячею – раз за разом, снова и снова, пока ячейка не наполнялась до краев. Наша пчела стала теперь приемщицей корма.
В улье много таких, как она. Но только одни принимают нектар, а другие – комочки перги – цветочной пыльцы, без которой пчелы тоже не могут прожить. Недаром ее называют пчелиным хлебом. Третьи приемщицы брали воду, но не выливали ее в соты, а держали в своих зобиках и становились как бы пчелами-бидонами. Каждый, кто хотел пить, подбегал к ним и напивался.
Вода нужна в пчелином хозяйстве, чтобы разбавлять корм для детвы. А еще, чтобы разбрызгивать в улье, когда становится слишком жарко.
Поработав недельку приемщицей, наша пчела стала санитаром. Она выбрасывала на улицу всякий сор и трупы зажаленных врагов, проникших в улей.
В жаркие дни пчелы-санитары становятся вентиляторщицами. Они поворачиваются спиною к летку, поднимают брюшко, и начинают отчаянно бить по воздуху крыльями.
Когда вентиляторщицы работают – из ульев идет нагретый воздух, медовый дух. И тут на пасеку слетается немалая армия всякого жулья: мухи, жуки, муравьи.
В последние дни перед вылетом из улья наша пчела сделалась сторожем, стала злой и недоверчивой.
Наконец новое поколение пчел вылетает из улья. Но улей любит больше, чем полеты.
УЧЕНИК: Сколько же всего она живет?
ПАСЕЧНИК: Зимняя - дольше, а летняя – месяц.
ДЯДЯ ФЕДОР: У летней пчелы трудная работа. Собрать нектар или пыльцу, потом с огромной ношей лететь в родной улей. Теперь я понимаю, почему так тяжело опускается пчелы на прилетную доску. И сидят несколько секунд, вздрагивая брюшком, дышат. Потом, скорей-скорей в леток к приемщице корма. И снова на работу – ей надо много успеть.
День за днем летала наша пчела. Но вот настал ее срок, она состарилась. Старая пчела больше не любит своего гнезда. Теперь она стремится только к одному – прочь отсюда! Она выползает из летка и улетает. Санитарам будет меньше работы – последний долг перед ульем выполнен.
УЧЕНИК: А кто еще живет в улье?
ПАСЕЧНИК: Главная в улье – это матка. Она в 2 раза крупнее обычной пчелы. Ее называют царицей. Без нее не будет детвы, а значит, погибнет семья. Когда рой остается без матки, из улья слышен тоскливый и тревожный гул. В суровые зимы, когда пчелам приходится плохо, последний кусочек тепла и последняя пластинка еды будет отдана матке. Пока она жива, есть надежда, что семья не умрет.
ШАРИК: А я еще знаю, что в улье живут и трутни. Живут припеваючи ничего не делают. Только едят. Причем сами еду добывать не умеют, они неповоротливые, толстые. Ползет пчела, а навстречу ей трутень, рот раскроет, выпрашивает поесть. Пчела выпускает капельку – “На уж!”
МАТРОСКИН: Вот, вот трутни вы и есть трутни. Что от тебя, что от них толку никакого нет. Зачем вы нужны дармоеды?
ШАРИК: (обиженно) Неправда, я пользу приношу, я дом охраняю в Простоквашино. А без трутней матка не смогла бы откладывать яички. После зимовки молодые, только что выведенные матки отправляются в весенний брачный полет. Солнце сверкает, и матка летит в окружении целой дивизии трутней из своего улья и из чужих.
После брачного полета обязанности перед семьей для матки только начались, а для трутня уже кончились. Теперь он вольный казак. Хочешь, в улье сиди, хочешь, лети на прогулку.
Трутню не позавидуешь. Что за удовольствие весь век провести лентяем и побирушкой.
Да и смерть у них бывает ох как нехороша. Он хоть и здоровый, но беззащитный – жала у него нет. В конце лета пчелы сердитой толпой выталкивают неловких трутней на улицу. Иная, усевшись, с жужжанием гонит его прочь.
МАТРОСКИН: Да, не сладкая жизнь у трутней. Жалко их.
(звучит мелодия песни “Сердце, тебе не хочется покоя…..” , и пчела под эту мелодию накрывает на стол)
Как много пчел трудолюбивых,
На каждой пасеке живет,
Они нам дарят это диво,
Душистый и целебный мед.
О, дивный мед.
Припев:
Пчелка, тебе не хочется покоя
Пчелка, как хорошо на свете жить,
Пчелка, а знаешь чудо ты такое,
Спасибо пчелка, что ты сумела всех сдружить.
ПЧЕЛКА: (держит в руке банку с медом) Ребята, а вызнаете, что “мед – это жидкое золото природы”.
Для того, чтобы я могла дать 100 грамм меда, мне надо облететь миллионы цветков, преодолев расстояние в 450 000 километров.
Мед содержит все микроэлементы и по своему составу напоминает плазму крови человека. Он легко усваивается, не вызывает раздражения пищеварительного тракта. Благодаря содержанию железа, магния, можно увеличить количество гемоглобина в крови.
В Японии на протяжении 1200 лет мед рекомендуют для младенцев при малокровии, задержке роста и многих других заболеваниях. А в развитых странах 30 грамм меда в день рекомендуют каждому человеку, кто находится в контакте с компьютером.
Попробуйте моего медку.
ПАСЕЧНИК: Спасибо, пчелка, тебе за мед. А вы знаете, ребята, что самый ценный продукт, который дают пчелы – это маточное молочко. Его называют “королевским желе”.
Пчелиная матка питается этим продуктом и живет 7-8 лет, тогда как срок жизни рабочей пчелы составляет всего 40-45 дней.
Этот продукт снимает усталость, улучшает сон, аппетит, память, продлевает жизнь.
ПОЧТАЛЬОН ПЕЧКИН: В народе говорят: “Хлеб всему голова” или “Хлебушко слаще меда”. Это можно понимать не только в переносном смысле, но и в прямом. Для пчелы не меньше меда важно заготовить свой “хлебушко”, или как его принято сейчас называть, - перга. Пергой пчелы вскармливают подрастающее поколение и матку.
Целительные свойства перги были известны людям с самых древних времен. Им пользовались языческие предки славян, индийские йоги, тибетские ламы, китайские лекари. Люди, которые регулярно употребляли “пчелиный хлеб”, по легендам, жили до 300 лет. В России “пчелиный хлебушко” был незаменимым средством народных целителей.
УЧИТЕЛЬ: Ребята, нам очень повезло. Мы живем на Черноморском побережье Кавказа, в самом экологически чистом районе нашей Родины. Весь город Сочи полностью находится в Сочинском национальном парке, часть которого входит в Кавказский биосферный заповедник. Все продукты, которые мы употребляем в пищу – экологически чистые.
В горах, в Красной Поляне, с 1962 года организовано опытное хозяйство по разведению пчел. Наши кавказские пчелы по многим признакам отличаются от всех рас пчел обитающих в нашей стране.
“Кавказянки”, как их стали называть, - самые лучшие опылители медоносных растений с глубоким залеганием нектара. Они имеют длинный хоботок, до 7,2 миллиметра, а среднерусские до 6,4 миллиметра. Наши пчелы вылетают на работу в туман и небольшой дождь, работают до самой темноты и при более низких температурах. Они открывают сезон раньше и позже других сородичей прекращают медосбор. Поэтому одна пчелиная семья собирает на 12-13 килограмм меда больше, чем другие семьи.
Очень вкусен и полезен Альпийский мед с горных лугов, и каштановый . Каштан в диком виде растет только на южном склоне Главного Кавказского хребта. Поэтому Каштановым медом полакомиться можно только на Черноморском побережье Кавказа.
На международных конкурсах пчеловодов серые горные кавказские пчелы трижды были удостоены золотых медалей.
ДЯДЯ ФЕДОР: (Достает из посылки кроссворд). Ребята, разгадайте кроссворд и вы узнаете, что несет на своих крыльях труженица пчела.
Г |
Н |
Е |
З |
Д |
О |
|||||
М |
Е |
Д |
||||||||
С |
О |
Т |
Ы |
|||||||
Р |
О |
Й |
||||||||
Ж |
А |
Л |
О |
|||||||
Ц |
В |
Е |
Т |
О |
К |
|||||
Т |
Р |
У |
Т |
Е |
Н |
Ь |
||||
П |
Ч |
Е |
Л |
А |
По горизонтали:
- Место житья, кладка яиц и выведения детвы.
- Сладкое густое вещество, вырабатываемое пчелами.
- Ячейки из воска в виде правильных рядов, делаемых пчелами для меда.
- Семья пчел, образующих во главе с маткой обособленную группу.
- Орган защиты и нападения у пчел.
- Часть растения, с которого собирают нектар.
- Самец в пчелиной семье.
- Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой
Похлопочет над цветком
Он поделится медком.
А теперь все хором прочитаем разгадку: - “Здоровье!!!”
УЧИТЕЛЬ: Закончим наше путешествие в удивительный, загадочный и неповторимый мир пчел стихами Ольги Алтайской.
1 ученик:
Лишь зимнее время минует,
На смену наступит весна,
Красавица – пчелка почует,
Что время лететь из гнезда.
2 ученик:
Лететь на простор, на работу
(Ведь вся ее жизнь в ней одной)
Чтоб данную богом природу,
Использовать с целью благой.
3 ученик:
Хорошо, если б люди трудились,
Как трудится в жизни пчела,
И этим трудом научились
Желать и другим всем добра!
(Ольга Алтайская)
Урок заканчивается чаепитием с медом и медовым тортом.