Оригинальные практические задания на отработку навыка манипуляций с окнами в операционной системе Windows.
Начальное изучение информатики обычно
включает в себя знакомство с операционной
системой Windows.
В этой операционной системе необходимо уметь
работать с окнами: сворачивать, разворачивать,
закрывать, перемещать, изменять размеры окна.
Как избежать ситуации, когда владеющие этими навыками ученики скучают, а только что увидевшим компьютер нужно эти навыки отработать?
Предлагаю следующие практические задания, которые не утомят владеющих этими навыками учеников, но и с другой стороны, позволят комфортно себя чувствовать остальным детям. Ведь часто бывает ситуация, когда дети стыдятся или стесняются того, что у них нет опыта работы на компьютере.
ХОД УРОКА
Слово “Windows” в переводе с английского
языка на русский означает “окна”. Почему?
Все прикладные программы в OS Windows представлены в
виде окон, которые можно перемещать по рабочему
столу, сворачивать на панель задач,
разворачивать, закрывать, изменять размеры.
Элементы окна и действия, которые можно над ними
производить кратко даются в виде таблицы:
После пояснений необходимо на демонстрационной модели (распечатанный вид окна программы Блокнот, например) показать каждый из элементов окна и объяснить, как переместить окно, развернуть, свернуть и т.д.
Практические задания:
Задание 1.
1. Запустите программу Блокнот (Пуск-->
Программы--> Стандартные--> Блокнот).
2. Повторите это действие ещё три раза.
3. Сверните все окна на панель задач.
Задание 2.
1. Измените размеры всех окон и расположите их на рабочем столе так, чтобы все четыре окна закрывали весь рабочий стол, и ни одно окно не накладывалось на другое.
2. Закройте все окна.
Задание 3.
1. Расположите окна на рабочем столе в виде следующих орнаментов.
2. Закройте все окна.
Количество заданий будет зависеть от скорости новичков. С помощью таких, простых на первый взгляд, заданий можно решить проблему разного уровня подготовленности детей на начальном этапе обучения компьютерной грамотности.
Разработка компьютерной игры в среде ЛогоМиры “Черепашьи бега”
Цель игры: почувствовать тонкую зависимость скорости черепахи от различных параметров команд ЖДИ и ВПЕРЕД.
Учащиеся должны: знать основные команды (вперед, жди, новый курс, новый цвет); уметь управлять черепашкой через личную карточку и поле команд; владеть инструментальным меню (инструмент стрелка, новая черепашка, глаз, кнопка, ножницы) и графическим редактором, встроенным в ЛогоМиры.
ХОД УРОКА
1. Объяснить назначение новой команды
ЖДИ_число.
2. Ученики должны расчертить таблицу и заполнить
последний столбец (черепаха с самой большой
скоростью движения занимает первое место, пятое
место – самая медленная черепаха).
3. Проверить полученные результаты с помощью
компьютера, разработав следующую игру.
Имя черепахи |
Инструкция (много раз) |
Место |
синяя |
нк 90 вп 1 жди 3 |
5 |
черная |
нк 90 вп 2 жди 1 |
2 |
красная |
нк 90 вп 1 жди 2 |
4 |
желтая |
нк 90 вп 3 жди 1 |
1 |
оранжевая |
нк 90 вп 1 жди 1 |
3 |
Реализация игры на компьютере в среде ЛогоМиры:
1. Создать новый проект и с помощью
графического редактора расчертить беговые
дорожки для пяти соревнующихся черепах.
2. Задать границы старта и финиша.
3. Поставить на поле к линии старта ещё 4 черепахи
(первая всегда появляется при создании нового
проекта в центре экрана головой на север). Каждую
черепаху поставить на свою беговую дорожку.
4. Покрасить каждую черепашку в свой цвет (с
помощью графического редактора, либо командой
нц_число в личной карточке черепахи).
5. В личной карточке каждой из черепах прописать
имя черепахи (ее цвет) и инструкцию
(прямолинейное движение с различными скоростями,
которые будут зависеть от параметров команд ЖДИ
и ВПЕРЕД). Эти параметры заданы в таблице выше.
6. Выделить всех черепах (с помощью инструмента
“Стрелка”) и щелкнуть по любой из них.
7. Через некоторое время (когда самая быстрая
черепаха будет подходить к финишной прямой)
остановите всех черепах (Ctrl+Break) и проверьте,
правильно ли присудили места в таблице.
Дополнительные задания:
1. Поставьте на лист шестую черепаху со
скоростью не выше желтой черепахи, но и не ниже
черной (т.е. сместите черную черепаху на третье
место).
2. Измените скорость шестой черепахи, не меняя ее
II места.
3. Создать кнопку запуска и остановки всех
черепах.
Вместо черепах могут стоять машинки различных цветов. Скорости можно подбирать любые.
Игра “Черепашьи бега” позволяет в игровой форме понять и почувствовать зависимость скорости от параметров команд ВПЕРЕД и ЖДИ, а также интересна детям младшего возраста тем, что они становятся активными участниками игры. Именно от них зависит какая из черепах победит.