Цели урока:
- Образовательная – систематизировать и обобщить знания учащихся.
- Развивающая – продолжить развитие умений анализировать исторические события, делать выводы, выделять причинно-следственные связи.
- Воспитательная – закрепление навыка работы в группе, умения аргументировать свои выводы.
Форма урока: интеллектуальная игра.
Оборудование:
- карта “Западная Европа после Первой мировой войны”;
- аудиокассета “Танцевальные мелодии 30-х гг.”;
- контурные карты “Западная Европа в 1924-1939гг.”;
- цветная бумага, ножницы, клей.
Организационная часть:
Класс делится на команды из 5-6 человек. Учитель знакомит с порядком и правилами игры: игра идёт на условные денежные единицы; каждый правильный ответ приносит деньги, за неверные ответы команда штрафуется.
Команды получают логическую схему:1
1 Рисунки предоставлены автором. улучшить качество изображения не представляется возможным. - Прим. ред.
Используя предложенные элементы, необходимо составить логическую цепочку, объяснить её:
- пересмотр Версальской системы;
- бурный промышленный рост Германии, США, Японии;
- Вторая мировая война;
- обострение противоречий между странами;
- Версальско-Вашингтонская система – новый
мировой порядок;
- мировой экономический кризис;
- Первая мировая война.
Дальнейшая работа ведётся по этапам логической схемы.
2-й этап:
"Кто оказался “не в своей тарелке”?"
С помощью табличек с названиями государств - Англия, Франция, Россия, Германия, Австро-Венгрия, Италия, Япония, США, СССР) показать развитие международных отношений с начала ХХ века до конца 30-х гг.
3-й этап:
Командам предлагается ассоциативный видеоряд.
Нужно узнать событие, назвать даты, исторические персоналии.
4-й этап:
“Поединок у карты”.
К настенной карте вызываются представители команд, которые должны ответить на вопросы по карте:
- Какие империи исчезли с карты мира после первой мировой войны?
- Показать новые государства, возникшие в Европе?
- Какие изменения произошли на карте мира в 20-е гг.?
- Какие изменения произошли на карте мира в 30-е гг.?
5-й этап:
Команды получают круги из бумаги. С помощью только ножниц показать потери территории Германии после Первой мировой войны.
Смысл задания заключается в том, что потери составили 1/8 территории, т.е. учащимся нужно сложить круг по линиям, проходящим через центр и полученный сектор вырезать. Это и есть 1/8 круга.
6-й этап:
Кому из президентов США принадлежат эти слова?
1) “Государство должно заботиться о приведении производства в соответствие с потреблением, о более справедливом распределении богатств и товаров, приспособлении существующей экономической организации к нуждам народа”.
2) “Государство не должно быть вовлечено в управление экономикой страны. Социальная помощь безработным будет пагубно сказываться на их предприимчивости”.
Необходимо определить автора, объяснить его позицию, назвать политику и годы её проведения.
7-й этап:
На примере политического спектра Германии определить, от чего зависит политическая стабильность государства. Попытайтесь провести аналогию из физики (“Золотое правило механики”).
8-й этап:
“Четыре шага до войны”.
На контурных картах отобразить четыре события, приведшие ко второй мировой войне (индивидуальное задание).
9-й этап:
“Мир в цвете”.
Команды получают картон и набор цветной бумаги.
Каждый цвет ассоциируется с событиями, явлениями. Это выясняется в предварительной беседе с учащимися. После чего даётся задание сделать композицию на картоне из цветной бумаги. Каждая команда представляет свою композицию. Это задание на приз зрительских симпатий.
10-й этап:
“Интеллектуальная лестница”
- Какой регион мира называли в начале ХХ в. “пороховым погребом” Европы? Почему?
- Автор германского плана “молниеносной войны”?
- Почему военные действия в 1914г. на Западном фронте назывались “окопной войной”?
- Назовите два пути развития мира после Первой мировой войны?
- Как и почему называлась система послевоенного мира?
- Почему экономический кризис стал мировым?
- Политические последствия мирового экономического кризиса?
- Почему политика Ф.Д. Рузвельта называлась “новым курсом”?
- Что такое “народный фронт”?
- В каких странах Европы “народный фронт” победил на выборах?
- Кто автор “политики умиротворения”?
- Что такое “политика умиротворения”?
- Место заключения сделок по торговле ценными бумагами, валютой, крупными партиями товаров?
- Нетерпимость, враждебность в отношении к евреям?
- Внешняя политика, ограничивающая взаимоотношения с другими странами?
- Город, где была решена судьба Чехословакии?
- Обесценивание денег?
- Международная организация коммунистического движения?
- Страна Африки, захваченная Италией до начала Второй мировой войны?
- Чем мотивировал А. Гитлер присоединение новых территорий до 1939г.?
Вопросы предлагаются командам по порядку, до первого неверного ответа.
10-й этап:
“Уроки истории”
Вместе с учащимися делаются выводы об альтернативах общественного развития стран, путях предотвращения международных конфликтов, войн.
Подводится итог урока, оценивается работа учащихся.