Западная Европа в первой половине ХХ в. Итоговый урок истории в 9-м классе

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

  • Образовательная – систематизировать и обобщить знания учащихся.
  • Развивающая – продолжить развитие умений анализировать исторические события, делать выводы, выделять причинно-следственные связи.
  • Воспитательная – закрепление навыка работы в группе, умения аргументировать свои выводы.

Форма урока: интеллектуальная игра.

Оборудование:

  • карта “Западная Европа после Первой мировой войны”;
  • аудиокассета “Танцевальные мелодии 30-х гг.”;
  • контурные карты “Западная Европа в 1924-1939гг.”;
  • цветная бумага, ножницы, клей.

Организационная часть:

Класс делится на команды из 5-6 человек. Учитель знакомит с порядком и правилами игры: игра идёт на условные денежные единицы; каждый правильный ответ приносит деньги, за неверные ответы команда штрафуется.

1-й этап:

Команды получают логическую схему:1


1 Рисунки предоставлены автором. улучшить качество изображения не представляется возможным. - Прим. ред.

Используя предложенные элементы, необходимо составить логическую цепочку, объяснить её:

- пересмотр Версальской системы;
- бурный промышленный рост Германии, США, Японии;
- Вторая мировая война;
- обострение противоречий между странами;
- Версальско-Вашингтонская система – новый мировой порядок;
- мировой экономический кризис;
- Первая мировая война.

Дальнейшая работа ведётся по этапам логической схемы.

2-й этап:

"Кто оказался “не в своей тарелке”?"

С помощью табличек с названиями государств - Англия, Франция, Россия, Германия, Австро-Венгрия, Италия, Япония, США, СССР) показать развитие международных отношений с начала ХХ века до конца 30-х гг.

3-й этап:

Командам предлагается ассоциативный видеоряд.

Нужно узнать событие, назвать даты, исторические персоналии.

4-й этап:

“Поединок у карты”.

К настенной карте вызываются представители команд, которые должны ответить на вопросы по карте:

  • Какие империи исчезли с карты мира после первой мировой войны?
  • Показать новые государства, возникшие в Европе?
  • Какие изменения произошли на карте мира в 20-е гг.?
  • Какие изменения произошли на карте мира в 30-е гг.?

5-й этап:

Команды получают круги из бумаги. С помощью только ножниц показать потери территории Германии после Первой мировой войны.

 

Смысл задания заключается в том, что потери составили 1/8 территории, т.е. учащимся нужно сложить круг по линиям, проходящим через центр и полученный сектор вырезать. Это и есть 1/8 круга.

6-й этап:

Кому из президентов США принадлежат эти слова?

1) “Государство должно заботиться о приведении производства в соответствие с потреблением, о более справедливом распределении богатств и товаров, приспособлении существующей экономической организации к нуждам народа”.

2) “Государство не должно быть вовлечено в управление экономикой страны. Социальная помощь безработным будет пагубно сказываться на их предприимчивости”.

Необходимо определить автора, объяснить его позицию, назвать политику и годы её проведения.

7-й этап:

На примере политического спектра Германии определить, от чего зависит политическая стабильность государства. Попытайтесь провести аналогию из физики (“Золотое правило механики”).

8-й этап:

“Четыре шага до войны”.

На контурных картах отобразить четыре события, приведшие ко второй мировой войне (индивидуальное задание).

9-й этап:

“Мир в цвете”.

Команды получают картон и набор цветной бумаги.

 

Каждый цвет ассоциируется с событиями, явлениями. Это выясняется в предварительной беседе с учащимися. После чего даётся задание сделать композицию на картоне из цветной бумаги. Каждая команда представляет свою композицию. Это задание на приз зрительских симпатий.

10-й этап:

“Интеллектуальная лестница”

  • Какой регион мира называли в начале ХХ в. “пороховым погребом” Европы? Почему?
  • Автор германского плана “молниеносной войны”?
  • Почему военные действия в 1914г. на Западном фронте назывались “окопной войной”?
  • Назовите два пути развития мира после Первой мировой войны?
  • Как и почему называлась система послевоенного мира?
  • Почему экономический кризис стал мировым?
  • Политические последствия мирового экономического кризиса?
  • Почему политика Ф.Д. Рузвельта называлась “новым курсом”?
  • Что такое “народный фронт”?
  • В каких странах Европы “народный фронт” победил на выборах?
  • Кто автор “политики умиротворения”?
  • Что такое “политика умиротворения”?
  • Место заключения сделок по торговле ценными бумагами, валютой, крупными партиями товаров?
  • Нетерпимость, враждебность в отношении к евреям?
  • Внешняя политика, ограничивающая взаимоотношения с другими странами?
  • Город, где была решена судьба Чехословакии?
  • Обесценивание денег?
  • Международная организация коммунистического движения?
  • Страна Африки, захваченная Италией до начала Второй мировой войны?
  • Чем мотивировал А. Гитлер присоединение новых территорий до 1939г.?

Вопросы предлагаются командам по порядку, до первого неверного ответа.

10-й этап:

“Уроки истории”

Вместе с учащимися делаются выводы об альтернативах общественного развития стран, путях предотвращения международных конфликтов, войн.

Подводится итог урока, оценивается работа учащихся.