Знания – это только тогда знания, когда они приобретены усилиями твоего мозга, а не твоей памятью.
Л.Н.Толстой
Цель: создать условия для проверки и усвоения учебного материала средствами технологии ИОСО.
Задачи:
- Образовательные: закрепить и привести в систему знания и умения по теме “ Население Земли”.
- Развивающие: продолжить обучение интеллектуальным приемам самостоятельной познавательной деятельности ( выделение главного, структурирование учебного материала, систематизация знаний, оформление выводов); учить выступать публично, учить анализировать карты, схемы.
- Воспитательные: способствовать пониманию собственных интеллектуальных достижений как успешной характеристики современного человека.
Методы: репродуктивный, частично-поисковый.
Оборудование и материалы: учебник “ Экономическая и социальная география мира “ 10 класс В.П. Максаковский , атласы для 10 класса, контурные карты, настенная карта “ Политическая карта Мира”, фрагмент к/ф “Южная Индия”.
Формы организации: фронтальная, групповая, индивидуальная
ХОД УРОКА
I. Психологический настрой –2 минуты.
С географией населения вы начали знакомиться в
предыдущих курсах географии. Однако эта тема еще
далеко не исчерпана. Еще в 40-е годы Н.Н. Баранский
резко критиковал авторов географических книг за
недооценку вопросов, связанных с населением. “
Человека забыли!” - писал он. Теперь география
населения стала одной из главных ветвей
экономической и социальной географии,
получившей очень большое развитие.
На протяжении нескольких уроков мы изучали этот
материал и важный раздел курса, и сегодня вы
попробуете показать свои знания.
В течение всего урока перед вами будет Круг
познания. Во время работы, обращаясь к Кругу
познания, задавайте себе, мне, товарищам вопросы.
На занятии вы будете оценивать себя сами, вас
будут оценивать товарищи в группе, всё это вы
будете фиксировать в листе самооценки.
Лист самооценки
Знания и умения по разделу “ Население мира” |
Оценка |
|
Я |
Команда |
|
1. Объяснение понятий. | ||
2. Работа с учебником и дополнительной литературой. | ||
3. Работа с картами. | ||
4. Умение выступать публично. |
II. Фронтальная беседа с классом – 3 мин.
- Какова численность планеты?
- Как называется наука, изучающая народонаселение?
- Что такое естественный прирост?
- Что такое депопуляция?
- Кого на Земле больше: мужчин или женщин?
- Что такое экономически активное население?
- Что такое урбанизация?
- Что такое агломерация?
- Что такое мегалополис? Примеры!
III. Групповое повторение изученного материала – 10 мин.
Просмотр фрагмента кинофильма.
Вопросы:
1. О каком регионе идет речь?
2. Свяжите увиденное со своим заданием.
Алгоритм работы в группе
- 1 этап – сбор необходимой информации.
- 2 этап – оценка собранных данных, анализ информации, проведение диагностики, формулировка проблемы
- 3 этап – определение пути решения проблемы методом “мозгового штурма”
- 4 этап – принятие решения
Задание 1 группы:
- Почему население, участвующее в труде, называют главной производительной силой?
- Что такое воспроизводство населения? (Cоставить схему)
- Что влияет на воспроизводство населения?
- Задание 2 стр.76 учебника.
- К какому типу воспроизводства относятся люди в фильме?
Задание 2 группы:
- Чем характеризуется понятие “ Качество населения”?
- Почему в нефтедобывающих странах мужчин больше? А в Европе больше женщин?
- Составить схему классификации народов, используя учебник.
- Где преобладают однонациональные государства?
- Задание 5 стр.77 учебника.
- Что можете сказать о половозрастном составе страны из к/ф.
Задание 3 группы:
- Охарактеризуйте основные мировые религии.
- Составьте схему религиозного состава.
- Назовите горячие точки, вызванные религиозной рознью. Покажите на карте.
- Какие религии преобладают в отдельных крупных регионах Земли?
- Задание 7 стр. 77 учебника.
- К какой религии относятся люди в к/ф?
IV. Работа с контурными картами – 8 мин.
Нанесите на контурную карту мира по памяти следующие страны со столицами, упоминаемые в тексте учебника:
- На “3” - Чехия, Словакия, ФРГ, Бельгия, Индонезия, Пакистан, Шри-Ланка, Эфиопия, Кения, Куба.
- На “4” - Япония, Бразилия, Мексика;
- На “5” - Египет, ЮАР, Бангладеш.
V. Работа по ИОП(ам) – 20 мин.
На “3” - тест;
На “4” - тест + составить кроссворд по теме (не менее 20 слов);
На “5” - мини-экзамен по теме “ Население мира”.
Тест:
- Главной причиной быстрого увеличения численности населения в последние десятилетия является:
- резкое увеличение рождаемости;
- снижение смертности.
- Второй тип воспроизводства характерен для стран:
- Индии;
- Индии и Индонезии;
- Индии, Индонезии и Аргентины.
- “ Демографический взрыв” свойствен:
- всем странам мира;
- в основном развитым;
- в основном развивающимся.
- Мужское население преобладает в странах:
- России и Иране;
- Канаде и Саудовской Аравии;
- Германии и Франции.
- Главной причиной высокой плотности населения в странах Южной и Юго-Восточной Азии является:
- исключительно благоприятные природные условия;
- занятие трудоемким сельским хозяйством;
- высокий уровень развития промышленности.
- Основным показателем уровня урбанизации является:
- количество крупных городов;
- соотношение городского и сельского населения;
- наличие городской агломерации.
- Распределите страны мира по мере возрастания доли городского населения:
- США;
- Франция;
- Кувейт;
- Чад.
- Первое место в мире по абсолютной численности горожан занимает:
- Россия;
- Китай;
- США;
- Индонезия.
VI. Подведение итогов.
- Какой из этапов урока учил вас думать?
- Какой из этапов урока заставлял вас наблюдать?
- На каком этапе урока вы пробовали применить свои знания?
- Какое ощущение у вас в конце урока?