Урок обобщения изученного по теме: "Причастие"

Разделы: Русский язык, Общепедагогические технологии


Цели:

  • закрепление знаний по теме “Причастие”;
  • развитие навыков применения на практике полученных знаний;
  • выявить уровень усвоения темы;
  • вызывать интерес к предмету;
  • учить самостоятельно оценивать свои знания и умения.

Тип урока – обобщение материала.

Форма урока – практикум.

Оборудование:

  • запись темы на доске;
  • эпиграф;
  • столы расставлены для работы в группах;
  • папки заданий для каждой группы.

Эпиграф:

Причастие – это часть речи, причастная к глаголу в образе прилагательного. (В.И. Даль).

Краткий комментарий к организации урока:

  1. Класс делится на группы, что дает учителю возможность дифференцированно подойти к обучению.
  2. Каждая группа получает папку с заданиями (это может картонная папка или развернутый альбомный лист, красочно оформленные. На внутренней стороне папки наклеены кармашки, в которые вложены карточки с заданиями (по количеству учеников в группе). На кармашках написаны задания.

Учитель может на каждый вид задания подготовить индивидуальные карточки, либо они будут одинаковыми для всех.

ХОД УРОКА

  1. Организация работы
  2. (Приветствие, сообщение темы и цели урока, настрой на работу).

  3. Знакомство с папкой заданий, формой работы.
  4. Работа в группах.

Задание № 1

Запишите в тетрадях тему, эпиграф и подумайте над словами В.И. Даля.

Дайте устный комментарий эпиграфа.

Задание № 2

Составьте предложение с причастным оборотом по схеме и запишите его:

(Выполняется коллективно)

(В кармашек вложены записанные на отдельных карточках слова, которые нужно расположить в соответствии со схемой).

Звенят под ногами поблекшие листья, высушенные крепким утренником.

Задание № 3

(Выполняется коллективно)

Распределите слова на 2 группы:

  • действительные причастия;
  • страдательные причастия.

Выделите суффиксы.

(Это задание записано на двух кармашках соответственно; слова написаны на карточках), например:

Гонимый, увитый, засеянное, обвешанный, рассказанная, вычитаемое, рассказавший, несущий, несший, бледнеющий, зацветающий.

Задание № 4

НЕ с причастиями. Слитно или раздельно?

(Каждый ученик выполняет работу на своей карточке).

рассказ (не)окончен

(не)оконченный рассказ

(не)покрасневшее, а зеленое яблоко

(не)сделанная мною работа

(не)выполнивший задание ученик

(не)вспаханное поле

Задание № 5. Н или НН ?

(Выполняется индивидуально)

Вставьте буквы, выделите суффикс, обозначьте орфограмму.

Ошибка исправле?а

Застекле?ая веранда

Засея?ое поле

Краше?ый пол

Асфальтирова?ая улица

Сломле?ый прутик

Задание № 6. А, Я или Е?

(Выполняется коллективно или индивидуально)

Напишите, от какого глагола образовано причастие, вставьте буквы а(я), е.

Намыл_нные руки

Потер_нное письмо

Сгорбл_нная спина

Размеш_нный чай

Расстрел_нные патроны

Нахмур_нные брови

Задание № 7

(Выполняется индивидуально)

Сделайте морфологический разбор причастия.

(На карточках написаны словосочетания), например:

  • смеющийся мальчик
  • заспиртованная лягушка
  • фильм не окончен
  • посаженная бабушкой морковь

Если в группе не все ученики справились с работой, они могут получить помощь тех, кто уже выполнил свои задания. Кроме того, в каждой группе есть консультант.

Затем вся группа заполняет кроссворд.

1, 2 – часть речи, признаки которой имеет причастие.

3, 4 – признаки глагола у причастия.

5, 6, 7 – признаки прилагательного у причастия.

8 – как называется слово, к которому относится причастие?

9 – как называется причастие, обозначающее признак того предмета, который сам производит действие?

10 – как называется причастие, обозначающее признак того предмета, который испытывает на себе действие со стороны другого предмета?

11 – какую форму имеют страдательные причастия, но не имеют действительные?

  1. Этап самооценки.
  2. Надпись на кармашке:

    Как ты усвоил тему “Причастие” ?

    Поставь себе оценку. Напиши какую тему ты недостаточно хорошо усвоил или не понял.

    (В кармашек вложены чистые листочки).

  3. Итог урока.

Каждая группа (представитель от группы) отчитывается кратко о выполненной работе и дает оценку уроку (было ли интересно работать, что понравилось, не понравилось, почему. Какие предложения, идеи появились в процессе работы). Эти предложения могут быть представлены в письменном виде.

Папки сдаются учителю.

Следующий урок будет посвящен анализу работы.

На дом.

Проработать тему, которая оказалась сложной или подготовить вопросы по теме для лингвистической разминки.