Цели:
- закрепление знаний по теме “Причастие”;
- развитие навыков применения на практике полученных знаний;
- выявить уровень усвоения темы;
- вызывать интерес к предмету;
- учить самостоятельно оценивать свои знания и умения.
Тип урока – обобщение материала.
Форма урока – практикум.
Оборудование:
- запись темы на доске;
- эпиграф;
- столы расставлены для работы в группах;
- папки заданий для каждой группы.
Эпиграф:
Причастие – это часть речи, причастная к глаголу в образе прилагательного. (В.И. Даль).
Краткий комментарий к организации урока:
- Класс делится на группы, что дает учителю возможность дифференцированно подойти к обучению.
- Каждая группа получает папку с заданиями (это может картонная папка или развернутый альбомный лист, красочно оформленные. На внутренней стороне папки наклеены кармашки, в которые вложены карточки с заданиями (по количеству учеников в группе). На кармашках написаны задания.
Учитель может на каждый вид задания подготовить индивидуальные карточки, либо они будут одинаковыми для всех.
ХОД УРОКА
- Организация работы
- Знакомство с папкой заданий, формой работы.
- Работа в группах.
(Приветствие, сообщение темы и цели урока, настрой на работу).
Задание № 1
Запишите в тетрадях тему, эпиграф и подумайте над словами В.И. Даля.
Дайте устный комментарий эпиграфа.
Задание № 2
Составьте предложение с причастным оборотом по схеме и запишите его:
(Выполняется коллективно)
(В кармашек вложены записанные на отдельных карточках слова, которые нужно расположить в соответствии со схемой).
Звенят под ногами поблекшие листья, высушенные крепким утренником.
Задание № 3
(Выполняется коллективно)
Распределите слова на 2 группы:
- действительные причастия;
- страдательные причастия.
Выделите суффиксы.
(Это задание записано на двух кармашках соответственно; слова написаны на карточках), например:
Гонимый, увитый, засеянное, обвешанный, рассказанная, вычитаемое, рассказавший, несущий, несший, бледнеющий, зацветающий.
Задание № 4
НЕ с причастиями. Слитно или раздельно?
(Каждый ученик выполняет работу на своей карточке).
рассказ (не)окончен
(не)оконченный рассказ
(не)покрасневшее, а зеленое яблоко
(не)сделанная мною работа
(не)выполнивший задание ученик
(не)вспаханное поле
Задание № 5. Н или НН ?
(Выполняется индивидуально)
Вставьте буквы, выделите суффикс, обозначьте орфограмму.
Ошибка исправле?а
Застекле?ая веранда
Засея?ое поле
Краше?ый пол
Асфальтирова?ая улица
Сломле?ый прутик
Задание № 6. А, Я или Е?
(Выполняется коллективно или индивидуально)
Напишите, от какого глагола образовано причастие, вставьте буквы а(я), е.
Намыл_нные руки
Потер_нное письмо
Сгорбл_нная спина
Размеш_нный чай
Расстрел_нные патроны
Нахмур_нные брови
Задание № 7
(Выполняется индивидуально)
Сделайте морфологический разбор причастия.
(На карточках написаны словосочетания), например:
- смеющийся мальчик
- заспиртованная лягушка
- фильм не окончен
- посаженная бабушкой морковь
Если в группе не все ученики справились с работой, они могут получить помощь тех, кто уже выполнил свои задания. Кроме того, в каждой группе есть консультант.
Затем вся группа заполняет кроссворд.
1, 2 – часть речи, признаки которой имеет причастие.
3, 4 – признаки глагола у причастия.
5, 6, 7 – признаки прилагательного у причастия.
8 – как называется слово, к которому относится причастие?
9 – как называется причастие, обозначающее признак того предмета, который сам производит действие?
10 – как называется причастие, обозначающее признак того предмета, который испытывает на себе действие со стороны другого предмета?
11 – какую форму имеют страдательные причастия, но не имеют действительные?
- Этап самооценки.
- Итог урока.
Надпись на кармашке:
Как ты усвоил тему “Причастие” ?
Поставь себе оценку. Напиши какую тему ты недостаточно хорошо усвоил или не понял.
(В кармашек вложены чистые листочки).
Каждая группа (представитель от группы) отчитывается кратко о выполненной работе и дает оценку уроку (было ли интересно работать, что понравилось, не понравилось, почему. Какие предложения, идеи появились в процессе работы). Эти предложения могут быть представлены в письменном виде.
Папки сдаются учителю.
Следующий урок будет посвящен анализу работы.
На дом.
Проработать тему, которая оказалась сложной или подготовить вопросы по теме для лингвистической разминки.