Первый урок в 5-м классе по теме: "Повторение изученного в начальной школе"

Разделы: Математика


Форма проведения: урок занимательной математики «Кошки-мышки».

Цели:

- познакомиться с детьми;
- заинтересовать учащихся своим предметом;
- активизировать мыслительную деятельность учащихся;
- составить первое впечатление о знаниях, умениях и навыках ребят.

Оборудование: конверты с «мышками», большое лото «кошка», необыкновенные часы, занимательные рисунки к задачам, перчатки с примерами, «спящая кошка», 13 мышек, среди них одна белая, на магнитах.

ХОД УРОКА:

I. Организационный момент.

Приветствие учащихся , краткие сведения о себе и своих требованиях к уроку.

Учитель: - Сегодня у нас первый урок после длинных летних каникул. Вы пятиклассники. Давайте вспомним, что вы изучали в начальной школе. Но урок у нас будет не совсем обычный, а его главными героями будут хорошо известные вам зверушки. Угадайте, кто они?

II. Выполнение упражнений.

- У вас на столах в конвертах лежат фигурки, из которых вы должны составить портрет одного из главных героев нашего урока, который «живет в норке, грызет корки, небольшие ножки, боится кошки».

Ребята составляют портрет мышки.

- А вот и второй. «Я умею чисто мыться, не водой, а язычком. Мяу, как мне часто снится блюдце с теплым молочком!» Давайте нарисуем портрет второго нашего героя.

Устный счет, лото «Кошка».

17 ·5 ·2
20 ·29 ·5
5 ·8 ·12
33 ·4 · 25
50 ·37 ·2
11 ·15 ·4
15+7+13
16+19+14
38+22+16
85+17+15
49+32+28
49+27+21

Мы рисуем понемножку
Лапы, хвост, усы, бока.
Узнаете нашу кошку?
Так налейте молока.

Что-то кошка смотрит хмуро.
Проведем еще мазок.
Уважаемая Мура,
Ты б мурлыкнула разок.

- Итак, главные герои у нас сегодня - кошка и мышка. Поэтому наш урок называется «Кошки-мышки». И решать все задачи мы будем о них.

– В квартирах №№ 1, 2 и 3 жили три котенка: белый, черный и рыжий. В квартирах №№ 1 и 2 жил не черный котенок. Белый жил не в первой квартире. В какой квартире жил какой котенок?

На доске появляются две картинки с изображением котов в тельняшках. На груди одного написано «Васька», а у другого ничего не написано.

– Давайте отгадаем кличку второго кота. Для этого решим примеры и по нашим необычным часам определим кличку второго кота.

1) 324:54
2) 91:13
3) 126:14
4) 800:80
5) 186:62
6) 144:12
7) 200:25

 

– Итак, нашего кота зовут МУРЛЫКА.

Васька-кот и кот Мурлыка
Говорят мне: «Погляди-ка,
У кого хвосты длинней,
Тот сильнее и умней.

Помоги нам разобраться,
Чтобы нам не разодраться».
Помогите-ка, ребята,
Разрешить кошачий спор.

Длина хвоста Васьки: (599+289):24-23+11, а Мурлыки: (512+256):32+16-15. Чей же хвост длиннее?

Потеряли котятки
По дороге перчатки
И в слезах прибежали домой.
Мама, мама, прости,
Мы не можем найти,
Мы не можем найти перчатки.

Ребятки, давайте поможем найти котяткам перчатки.

Ребята находят перчатки с примерами под сиденьями стульев, под столами. Примеры на перчатках.

1) 4912:16-32 ·6
2) 36 ·54:81+19
3) (928-88):56+456
4) 9633:19+34 ·68

Кто нашел перчатки, решает примеры. Остальные ребята решают задачу-шутку.

Шел Кондрат в Ленинград,
А навстречу 12 ребят.
У каждого по 3 лукошка.
В каждом лукошке кошка.
У каждой кошки 12 котят.
У каждого котенка в зубах
По 4 мышонка.
И задумался старый Кондрат:
- Сколько мышат и котят
Ребята несут в Ленинград?

Ребята размышляют и приходят к выводу: НИ ОДНОГО. Потому что…

Глупый-глупый Кондрат.
Он один шагал в Ленинград,
А ребята с лукошками,
С мышами и кошками
Шли навстречу ему –
В Кострому.

- Кот Мурлыка сладко спит, а во сне видит себя окруженным 13 мышами. 12 мышек серых, одна – белая. И слышит кот, говорит кто-то знакомым голосом: «Мурлыка, ты должен съедать каждую тринадцатую мышку, считая их по кругу все время в одном направлении, с таким расчетом, чтобы последней была съедена белая мышь». С какой мыши надо начать, чтобы правильно решить задачу?

– В каждом из четырех углов комнаты – кошка. Напротив каждой кошки сидят по три кошки. Сколько всего кошек в этой комнате?

III. Итог урока.

Учитель: - Молодцы, мне понравилось, как вы работаете, как вы умеете мыслить! Мы с вами сегодня, во-первых, оценили ум друзей, во-вторых, оценили свою быстроту, смекалку. А вам понравился сегодняшний урок?

IV. Домашнее задание.

Ох, уж эти мышата! Какие только пакости не делали Серый и Белый коту Леопольду! Однажды кот увидел на стене дома надпись:« КОШКА+МЫШКА=ДРУЖБА, КОШКА МЕНЬШЕ, ЧЕМ МЫШКА». Помогите коту Леопольду найти слово ДРУЖБА, если в этом ребусе использованы все десять цифр и разным буквам соответствуют разные цифры, кроме букв Ж и Ш, которые обозначают одну и ту же цифру.

Комментарии: практика показывает, что такие уроки делают процесс учения личностно-значимым для ребенка, вызывая его самую активную работу на уроке, в результате которой большинство детей осознает притягательные стороны математики, ее возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей. Уходя с урока, учащиеся непременно спрашивают: «А мы еще будем играть?». И ждут следующего урока с нетерпением.