Сегодня на нашем уроке мы рассмотрим жизнь и быт, занятия наших предков славян.
- Как жили наши предки?
- Чем занимались?
- Как они защищали и любили свою землю?
- Как строили взаимоотношения с соседями?
- Откуда пришли славяне?
- Что послужило причиной переселения на Восточно-Европейской равнине?
Большая часть территории расположена в лесной зоне, центральная и южные части в зонах лесостепи и степи, крайний юго-восток – в зоне полупустыни (Прикаспийская низменность).
- Что послужило переселению славян с Карпатских гор на Днепр. Почему восточные славяне заняли преимущественно лесную полосу Восточно-Европейской равнины?
Хоть и плодородна была черноземная степная почва, и урожаи могла давать обильные, а мирным народам-земледельцам там жилось тяжело. Нападали на них с востока и юга скотоводы-кочевники. Сначала нападали авары, потом аваров победили хазары, потом хазаров победили печенеги. Что и послужило переселению славян на Север и северо-восток вверх по Днепру (длина 2200 км) и его притокам в сплошных лиственных лесах: селились далее на север и северо-восток, в землях Зелесских, укрытых от врагов сплошными дремучими дебрями.
Первые славяне-кривичи, которые взошли на лесистый холм, назвали себя витьбичами – по реке Витьбе.
Место, выбранное ими, было безопасным. С одной стороны холм защищала полноводная река Двина, которая несла свои воды к Балтийскому морю. А с другой стороны бежала резвая река Витьба, она впадает в Двину. Берега у обеих рек крутые. Каждое поселение обносили высокой бревенчатой стеной. Избушки невелики, до половины уходят в землю. Крыши домов настилали в два ската камышом или соломенными снопами, для прочности их обмазывали сырой глиной. Оконца из бычьего пузыря раздвигались, чтобы выпустить наружу дым. Печь из камей и глины топилась по-черному, без трубы. На самой высокой сосне устроена сторожевая башня. Поднимались на башню по шесту с помощью перекладин. В случае нападения врагов, зажигали костер с густым дымом, оповещали соседей. Все ближние семьи узнавали по дыму об опасности и сходились вместе, чтобы отразить врагов.
Семьи у славян были большие, несколько родов составляло племя. Несколько поселений составляли общину.
По Днепру жили поляне. На запад от них волыняне. На северо-западе – древляне, по притокам Днепра - Сожу и Десне – радимичи. У истоков Волги и Днепра – кривичи, совсем на севере, по Волхову и Великой - славяне, на Оке, Москве – реке и Клязьме – вятичи. Все они были язычниками, поклонялись силам природы.
Древние славяне поклонялись многим богам и духам, которые были воплощениями сил природы-воды, земли, солнца, ветра. Славяне вырезали изображения богов из дерева, реже – из камня. Статуи устанавливались в святилищах под открытым небом, иногда в храмах. Главным среди богов был Перун, он ведал громом и дождем. Его считали также покровителем воинов – княжеской дружины. Князь Владимир поставил в 980году в Киеве деревянных идолов, изображавших богов. Среди них возвышался Перун с серебряной бородой и золотыми усами.
– А теперь рассмотрим картину С. Иванова “Христиане и язычники”.
В те далекие времена, отправляясь на “полюдье” князья брали с собой не только вооруженных дружинников, но и священника. Именно князья взяли заботы о просвещении светом Христовой веры. На картине изображена сцена, где явился волхв в Новгороде, говорил, что знает будущее, хулил и ругал веру христианскую и обещал, что пройдет со всеми, ему верными, по Волхову, как посуху. Новгородцы почти все встали на сторону волхва и хотели убить епископа. Епископ, облекшись в ризы и взяв крест, вышел на площадь и сказал:
– Кто хочет верить волхву, пусть идет за ним, а кто верует во Христа, пусть идет ко кресту.
К епископу подошел только князь Глеб Святославович, спрятав топор под полой, да его дружина. Народ остался с волхвом.
– Знаешь, что будет завтра поутру до вечера?
– Все знаю!– отвечал волхв.
– А знаешь, что будет сегодня? – спросил князь.
– Сотворю великие чудеса! – отвечал волхв.
Тогда князь выхватил топор и рассек ему голову. Тем все и кончилось. Толпа рассеялась. Сегодня языческое и христианское часто переплетаются. Народные гулянья, обряды, увеселенья наших “святок” полны забытыми уже в их происхождении остатками язычества. Слово “святки” очень старое и значило в языческой древности – “праздник”. Святочные гадания выражают желание узнать свою судьбу в наступающем году. В языческую веру переряживание имело символический смысл – под чужим видом и с искаженной внешностью язычники думали укрыться от злых богов, которые одолели в этот период солнце и стали особенно злыми.
Идет прославление и жертвоприношение солнцу и Перуну с молением о плодородии и благополучии.
Хорс – бог солнца. Мокошь – богиня земли. Даждь бог – бог ясного неба. Стрибог, Сварог – боги огня. В их честь ставили деревянных идолов и поклонялись им. А в 988 г. Владимир ввел на Руси христианство. Идола Перуна сбросили в Днепр.
- Как выглядели славяне? Что означает слово “славяне”?
“Славяне своими нравами производили выгодное впечатление; и в них нет ни зложелательства, ни коварства,– говорит один византийский писатель, – они любят свободу, не выносят ига рабства и повиновения, соблюдают целомудрие и исполнены мужества и кротости; честность их такова, что им вовсе не известны воровство и обман”. Древние историки хвалят славян за гостеприимство к чужакам. Даже с пленниками своими они обращались мягко и человечно.
“Были славяне очень сильными, высокого роста, цвет ни темный, ни светлый, а рыжий”, – описывают одни. У арабов славяне всегда именуются русыми.
“Славяне – народ с румяным цветом лица и русыми волосами”, – говорит Абу Мапсур (Кодовского Халифата с 976 г.). Археологические раскопки свидетельствуют, что у славян преобладал темно-русый цвет волос.
Профессор Ами делит славян по их антропологическим признакам на 2 основных типа:
- Светловолосый, небольшого роста, коренастый (славяне, поляки, белорусы, великорусы).
- Темные волосы, высокого роста (кроаты, словенцы, чехи, словаки, малорусы).
Между племенами, отмечают византийские историки, “господствовали раздоры и различные мнения; ни в чем они не были между собой согласны; если одни в чем-нибудь согласятся, то другие тотчас же нарушают их решение, потому что все питают друг к другу вражду и ни один не хочет повиноваться другому”.
– Из-за вашего раздора
Рыщут половцы
До самой земли Полоцкой!
Много врагов появилось у славян – это и печенеги, и хазары. И вот здесь уже отдельные племена селян тяготеют к крупным поселкам, селения превращаются в города и берут на себя роль защитника. Стали вооружаться славяне, чтобы отразить врага и защитить свои земли. И вот на помощь призвали славяне варяг. Это были очень смелые воины: высокорослые, имели красивую наружность и выказывали смелость в нападениях, но смелость эту проявляли не на конях, а на людях. Каждый варяг имел при себе всегда меч, нож и секиру. Когда же у них рождался сын, то отец обнажал свой меч и клал перед новорожденным со словами: “Не оставлю тебе в наследство никакого имущества, а будешь иметь только то, что приобретешь себе сам этим мечом”. Арабы именовали варяг руссами. Жили варяги тем, что зарабатывали мечом. Сильны и смелы были варяги и стали они клонить к тому, чтобы сделаться господами славянских городов. “Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Да пойдите княжить и володеть нами”. И откликнулись три брата: Рюрик, Трувор, Синеус.
Вот так начинают появляться княжества Рюрика на севере в Новгороде, княжество Синеусово на Белом озере, Труворово в Изборске, Аскольдово в Киеве. Однако и сами славяне не отличались хитростью и умением воевать. Одна из хитростей – умение прятаться в воде, выставляя на поверхность тростник для дыхания. Подвиги их воспеты в былинах и сказаниях.
Летописцы говорят, что города приглашали к себе на княжение того или иного князя по своему выбору и заключали с ним договор. Князь заведовал военным делом и вместе с выборным посадником творил суд. Все остальное правление находилось в руках народного вече и выборных городских старшин. Вечем называли общий народный суд, собрание.
Итак, славяне – крупнейшая в Европе группа родственных по происхождению народов. В ее состав входят: восточные славяне (русские, украинцы, белорусы), западные славяне (поляки, чехи, словаки, лужичане), южные (болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, боснийцы).
Как древляне вели хозяйство?
Несколько поселений составляли общину. Чтобы не умереть с голоду и пережить долгую холодную зиму, человеку приходилось затрачивать огромные усилия. Вначале нужно было подготовить землю для посева. Для этого еще зимой выбирали участок и вырубали лес для весеннего посева. Зимний месяц, в течение которого рубили лес, называли “сечень” (от слова “сечь”, “рубить”). Затем лес сушили и сжигали. Вот почему следующие месяцы назывались “сухий” и “березол”.
Основным зерновым растением у славян было просо; пшеница, рожь и ячмень были распространены гораздо меньше. Из овощей чаще всего выращивали репу и горох. (В русских народных сказках часто является главным сказочным персонажем.) Осенью, созревший хлеб жали серпами, сушили и молотили. Потому осенние месяцы назывались “серпень” и “вресень” (от слова “врещи”– молотить).
Великая княгиня Ольга говорит древлянам (из исторических документов): “Все наши городи… делают нивы своя и землю свою”.
Задание: рассмотрите растения и скажите, из каких получают крупу для приготовления манной каши, пшенной каши?
Пшеница | мука, крупа, спирт, комбикорм, макароны |
Рис | крупа, мука |
Рожь | мука |
Овес | крупы, корм скоту |
Ячмень | крупа, мука, солод для производства пива, суррогат кофе, напитки |
Просо | крупы, пшено, мука, зерновые корма |
Кукуруза | крупа, мука, крахмал, спирт, из зародышей – кукурузное масло, из стеблей и стержней початка – бумага, линолеум, вискоза |
Слово хлеб исконно для славянских языков. Как и откуда пришло слово хлеб, общепризнанного ответа нет. В русских говорах многочисленны слова для называния хлебных изделий.
- Из пшеничной муки – ситник, папушник, битень, вздымник, пшеничник…
- Лепешки из кислого или пресного теста, которые пекутся на жару во время топки печи – опальни, палика, окурень, преснец, корж.
- Блины, оладьи – блинцы, тоньцы, табани, олябыши.
Всегда помни:
- Хлебну кроху уронить да не поднять – в жизни удачи не видать.
- Рыба – вода, ягода – трава, а хлеб – всему голова.
У многих народов мира герои эпоса – это воины и завоеватели. У славян, живших земледельческим трудом, главным героем был пахарь Микула Селянинович, а у чехов князь Пшемысл.
Во многих русских народных сказках встречается репа. Она на Руси была главной пищей, ее варили и сырой грызли. Морковь, свекла, огурцы появились в XV веке, картофель в XVIII веке, сажали лук, чеснок, капусту. Сеяли лен. Любили на Руси это скромное растение с голубыми цветочками. Из семени выжимали масло, а вот из стебля выходила одежда. Осенью дергали лен, связывали в снопы, потом его везли трепать, мочить, мять, иногда в ступе молоть. Старались освободить волокна от кострики, чтобы пряжа была мягкой, словно коса девичья. У князей была одежда длиной до пят и красного цвета (с вышивками). А холопы и крестьяне носили короткие шерстяные рубахи, подпоясанные шнурком. Славянские ткани были названы толстинами.
Славяне занимались древесным ремеслом, из клена и ясеня делали посуду, липа шла на мебель и украшения. Из ивовых прутьев плели корзины, щиты для воинов. Из сосны смолокуры гнали смолу, а на речке Ишне, возле Ростова стоит церковь с XVII века, построенная без единого гвоздика.
Еще одно занятие – пчеловодство. Диких пчел называли бортями, борть – дупло. Бортничеством занималась каждая семья. Улья (дупла) разыскивали высоко, чтобы медведь не полакомился. Мед хранили в липовых кадушках. Он шел к блинам, овсяной каше, полбеной (полба – вид пшеницы; теперь почти не сеется). Готовили медовуху, из воска делали свечи, мази. На медведя ходили с рогатиной.
Самый ценный мех у славян – соболий, потом бобровый, обладать им могли только богатые купцы. Рыбу ловили только крупную (стерлядь, осетр, севрюга, белуга), так как черная икра была в цене.
Железо получали из болотной руды недалеко от Новгорода близ Устюжны Железнопольской, Белозерска. Печи нагревали до 1300 градусов и плавили из металла наконечники копий, мечи и различные орудия труда.
Гончарное ремесло было развито, делали глиняную посуду, кувшины, статуэтки и различные игрушки.
Кожевенное ремесло играло важную роль в жизни славян. Размягчали кожу “квасом усмяным”, мяли ее руками, работа была очень тяжелой и кропотливой. Есть сказание о молодом сильнейшем борце Киевской Руси о Яне Усмошвеце (Усмарь, то есть кожевник), который вышел в 992 году на безоружное единоборство с печенежским великаном. Увидев противника, печенежский богатырь рассмеялся, так как Ян был невысокого роста, телосложения среднего. Тем не менее, по свидетельству летописца: “Удавил печенега в руках до смерти и ударил его о землю”. А знали в то время три разновидности русской борьбы: “на поясах”, “в схватку” и “не в схватку”. Состязались в повседневной одежде, которая имела пояс. Особенно славилась борьба “не в схватку”, которую называли “охотницкой”, так как она была богаче приемами. В этой борьбе можно было использовать подножки, где соперник носком ноги подбивал коленный сгиб. Даже сложилась поговорка: “Москва бьет с носка”.
Жили славяне в мире с природой. Из далекого прошлого пришли к нам некоторые лечебные свойства лесной природы. Поиграем в игру “Лесная аптека”.
- Ты натер ногу в пути. Как облегчить боль?
Ответ: приложить лист подорожника.
- Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты?
Ответ: торфяной мох, он хорошо впитывает кровь и гной, содержит дезинфицирующее вещество сфагнол.
- Какая ягода заменит лимон?
Ответ: клюква (содержит витамин С, лимонную кислоту).
- Плоды каких кустарников богаты витамином С?
Ответ: черная смородина, шиповник.
- Какие болезни лечит красавица – березка?
Ответ: почки (используют как мочегонное).
Отгадайте старинную русскую загадку.
С одного дерева по четыре угодья:
первое – от темной ночи свет (лучина),
второе – некопаный колодец (сок),
третье – старому здоровье (веник),
четвертое – разбитому связь (береста).
Ответ: береза.
Игра “Бюро погоды”
Славяне были наблюдательны к явлениям погоды. Когда сеять, когда жать они узнавали по следующим признакам. Найти пару противоположных явлений природы (имеются карточки с признаками разных цветов).
Признаки ухудшения погоды:
- Пчелы сидят в ульях и громко гудят.
- Муравьи не спешат на работу, закрыты все ходы.
- Одуванчик складывает свой пушистый зонтик.
- Рыба не клюет – она сыта.
Признаки хорошей погоды:
- Рано просыпаются мухи, чуть свет вылетают из ульев пчелы.
- Раскрыты цветы кувшинки.
- Паук усиленно плетет сети.
- Голуби разворковались.
Уже в 863 году два ученых грека – братья Кирилл и Мефодий, отправились к славянам. Они перевели на славянский язык богослужебные книги и создали славянскую азбуку. С тех пор восточные славяне, а также болгары, македонцы и сербы пользуются алфавитом, который называется кириллица – в честь Кирилла. Оба славянских просветителя были причислены к лику святых. День Кирилла и Мефодия отмечается в православных странах как День славянской письменности.
Итак, сегодня на уроке “Мы и окружающий мир” познакомились с тем, как жили в былые века наши деды, узнали ряды их деяний, надежд и забот, походы, страдания, битвы, победы. Может и вам придется послужить своей Родине, потрудитесь для нее, вспомните, что и ваши предки много потрудились для вас. Мы узнали, что Киев – столица Древней Руси, а сегодня Киев – это столица Украины, где проживает население в 2 млн. 563 тыс. 300 человек.
Словарь
Археология – наука, изучающая историю общества по материальным остаткам жизни и деятельности людей – вещественным памятникам.
Вече – народное собрание в древней Руси. Решало вопросы войны и мира, призывало и изгоняло князей.
Волхвы – противники Христианства, пророки.
Варяги – скандинавы, полулегендарные князья (Рюрик, Синеус, Трувор и другие), наемные дружинники русских князей IX–XI веков и купцы, торговавшие на пути “из варяг в греки”
Верста – русская мера длины, равная 500 саженям (1,0668 км).
Маховая сажень 1,76 м, косая – 2,48 м.
Епископ – духовное лицо, служитель церкви.
Ладья – большая лодка, судно.
Половцы (кипчаки) – тюркоязычный народ, жители южных степей, совершавшие набеги на Русь. Наиболее опасными были нападения в конце XI века.
Хазары – тюркоязычный народ, кочевники – скотоводы.
Чудь – эстонские племена.
Сафьян – тонкая мягкая, обычно яркоокрашенная кожа растительного дубления, выделанная из шкур коз и овец.
Язычество – идолопоклонство, обожание природы или истуканов заместо Бога (В. Даль).
Литература
- Асанов Л. Путь на Перынь. М.: Малыш, 1991.
- Буганов В.Торг в стране восточных славян. Юный художник. 1991. № 1.
- Васнецов В. Варяги. Юный художник. 1991. № 3.
- Головин Н. Моя первая русская история.
- Голицын С.Сказание о земле Московской. М.: 1991.
- Гян В.В. Занимательные истории и памятные события по рассказам очевидцев. М.: 1997.
- Жилье восточных славян. Картины по русской истории. Юный художник. 1990. № 7.
- Иванов. С. Христиане и язычники. Юный художник. 1991 № 5.
- Муравьев В. На ладьях в тридевятое царство. М.: 1989.
- Обухова Л.А. Давным – давно. М.: 1989.
- Сто игр по истории: Пособие для учителя. М.: Просвещение,1983.