Путешествие в страну Здоровья

Разделы: ОБЖ, Начальная школа, Спорт в школе и здоровье детей


Современным детям приходится много времени проводить за партой, работать в режиме ближнего видения, испытывая большие зрительные и нервные нагрузки на фоне недостаточной двигательной активности. Поэтому важнейшей задачей, стоящей перед взрослыми, работающими с детьми, является формирование у школьников потребности расти здоровыми, учиться грамотно, беречь и укреплять свое здоровье.

С ноября 1995 года в нашей школе действует система оздоровительных мероприятий, цель которой – предупреждение распространенных среди школьников заболеваний и функциональных нарушений со стороны опорно-двигательного аппарата (рис. 1), нервной, иммунной систем, зрительного анализатора, лор-органов, а также формирование навыка здорового образа жизни. Опыт нашей работы убедительно показывает, что систематические оздоровительные занятия, проводимые с учениками младших классов, приводит к стабильному положительному результату в динамике состояния опорно-двигательного аппарата (рис. 2). Аналогичные результаты фиксируются и в отношении динамики зрительных функций. В приведенном ниже материале вашему вниманию предлагается конспект оздоровительного занятия «Путешествие в страну Здоровья», которое проводится с учениками начальной школы.

Рис. 1

Рис. 1

Рис. 2

Рис. 2

Тема урока: «Путешествие в страну Здоровья».

Цель: сохранение психического и физического здоровья учащихся в условиях повышенной учебной нагрузки.

Задачи:

1. Снятие физического и психического утомления.
2. Повышение эмоциональной стабильности.
3. Формирование навыка правильной осанки и создание крепкого мышечного корсета.
4. Профилактика плоскостопия.
5. Предупреждение развития близорукости.
6. Обучение элементам точечного массажа для профилактики ОРВИ в осенне-зимний период.

Оборудование и материалы:

Специально оборудованная «Дорожка здоровья», включающая: канат, гимнастическую скамейку, мягкие модули, массажные коврики, камешки, шишки, высушенные каштаны для воздействия на биологически активные точки стоп; гимнастические коврики;. шведская стенка, большие ортопедические мячи; игрушка обезьянка.

 ХОД УРОКА:

1. Вводная часть.

Коррекция осанки у стены.

- Здравствуйте, ребята!
Пожалуйста, встаньте у стенки, приняв правильную осанку (стопы параллельно друг другу на ширину стопы; пятками, ягодицами, лопатками, затылком прижмитесь к стене; лоб и подбородок параллельны полу; живот подтянут, плечи расправлены). Закройте глаза, сосредоточьтесь на своих мышечных ощущениях в течении одной минуты и запомните их. Откройте глаза, сделайте шаг вперед, сохраняя правильную осанку. Сделайте шаг назад к стене, проверьтете правильность осанки у стены.
Сегодня к нам в гости пришла обезьянка Жаконя. Но почему-то она очень грустная. Наверное, что-то случилось. Пусть она расскажет, что с ней произошло?

Дети стоят у стенки, сохраняя правильную осанку, и слушают рассказ Жакони:

- Ребята, вы знаете, что наступивший год по восточному календарю – это год Обезьяны. Но ко мне явилась коварная Простуда. Она хочет, чтобы год назывался ее именем: год Простуды. Послушайте, что она только пишет:

«Я – коварная бацилла,
И зовут меня Простуда
Извините, я забыла
Вам сказать, что я оттуда,
Где дожди, и грязь, и слякоть,
Где невесело и скучно,
Где ребята любят плакать
А в квартире слишком душно!
Я люблю ленивых деток
И немытую посуду,
Тот, кто весел, чист и крепок,
Мне не нужен – прочь отсюда!
Я зову лишь хлипких в гости,
Вас – в Простудную страну
Здесь живут довольно просто:
Время все – еде и сну.
И на пуфики похожим
Станет каждый из ребят!
Эй, посторонись, прохожий!
Пропусти ко мне отряд!

Я посылаю вам это письмо, чтобы прервать ваш путь к здоровью, ведь оно вам не нужно! Всех чихающих и кашляющих, всех грустных и больных забираю в свое королевство на целый год».

- Ребята! Вы такие бодрые, веселые, здоровые, помогите мне справиться с коварной Простудой!

2. Основная часть.

- Ребята, давайте пригласим Жаконю в путешествие по стране Здоровья и научим ее, как избавиться от болезней и победить Простуду. Вспомним наши волшебные слова: «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!» (Дети вместе с обезьянкой повторяют волшебные слова 3 раза.)

Наше путешествие начинается с «Дорожки здоровья». (Специально разработанные упражнения сопровождаются стихами, которые помогают создать мотивацию к правильному выполнению упражнений.)

2.1. «Дорожка здоровья».

Название упражнения

Сопроводительный текст

Инструкции к упражнениям

«Великан» Мы становимся все выше
Достаем руками крышу
На носочки поднимись
И макушечкой тянись!
Солнце в небе высоко,
Дотянуться нелегко
С каждым шагом
Выше, выше,
Будем к солнышку
Поближе!
Дети идут по дорожке на носочках, подняв прямые руки вверх, ладонями вовнутрь.
«Крылышки» Лебеди стайкою дружной плывут,
Прямо и гордо умеют держаться,
Крыльями машут – красиво летят,
Тихо на воду садятся.
Руки в «крылышки» сложили
И на пятках походили!
Руки в «крылышках» - локти прижаты к талии, лопатки соединены. Ходьба на пятках.
«Свечка» На коленях мы идем,
Спину держим прямо!
За красивую осанку
Нас похвалит мама!
А теперь походим
На наружном своде!
Ходьба по гимнастической скамейке на коленях, руки в стороны или на пояс. Затем ходьба на наружном своде стопы, руки на поясе.
«Кошечка» Спинка гибкая у нас
Как у кошечки как раз!
Мы с нее пример берем
И, прогнувшись, круг пройдем!
Ходьба на четвереньках, прогнув спину.
«Страус» Страус – птица гордая,
Шагает он легко.
Мы тоже так попробуем
Поднять колено высоко!
Ходьба с высоким подниманием колена, руки на поясе.
«Собачка» Чтоб найти дорогу к дому,
Нужно след искать знакомый.
Жулька верно след взяла,
Прямо к дому привела!
Ходьба по гимнастической скамейке на коленях, руки на полу.
«Домик» Опирайся на руки
И не гни колени,
В этом упражнении
Места нет для лени!
Идти, опираясь на руки, колени не сгибать.
«Лебедь и уточка» Словно лебедь по воде,
Я плыву на животе,
А теперь, как уточка,
Похожу минуточку!
Подтягиваться по гимнастической скамейке на животе. Затем ходьба в полуприседе, спина прямая.
«Подтягивание на спине» Подтянуться на спине
Никогда не сложно мне.
Сесть и быстро встать опять
И «Цыганочку» сплясать!
Подтягивание по гимнастической скамейке на спине. «Цыганочка» – хлопок в ладоши над головой, затем, повернув голову вправо, правой рукой коснуться правой пятки. Повторить то же в левую сторону.
«Змейка» Змейкой прыгать буду рад,
Обгоню я всех ребят!
А теперь – внимание!
Буква «Т» – задание.
Прыжки через гимнастическую скамейку «змейкой». Ходьба с разворотом стопы в виде буквы «Т».
«Ковшик» Ручеек течет в лесу,
Я на мостик встану,
Из него воды холодной
Ковшиком достану.
По дорожке пробегу,
На камушках потопаю,
Повторяю букву «Т»
И в ладоши хлопаю!
Идем по гимнастической скамейке, руки на поясе. Слегка присев, опускаем одну ногу, почти касаясь пола, затем другую. Бег по массажной дорожке, топаем на камушках, повторяем букву «Т». Хлопаем в ладоши перед собой.
«Красавица Востока» Я трудилась, не ленилась,
И теперь по силам мне,
Как красавицам Востока,
Нести кувшин на голове!
С красивою фигурой
Гордо смотрим мы вперед,
Мы не лечимся микстурой –
Мы здоровы круглый год!
Приняв правильную осанку, дети несут на голове мешочек с песком или солью весом 300г, хором повторяя последнее четверостишие.

Заканчивается путешествие по «Дорожке здоровья» полувисом на шведской стенке.

2.2. Комплекс упражнений, лежа на полу на гимнастических ковриках.

Цель комплекса – формирование крепкого мышечного корсета. Сначала выполняются упражнения в положении лежа на животе, затем – лежа на спине.

2.3. Комплекс упражнений на больших ортопедических мячах.

2.4. Комплекс упражнений, направленных на коррекцию зрения.

Цель – тренировка аппарата аккомодации и глазодвигательных мышц.

2.5. Точечный массаж по методике А.Уманской.

Цель – профилактика ОРВИ.

3. Заключительная часть.

3.1. Релаксация

Цель – снятие мышечного напряжения.

Звучит спокойная музыка.

Сядьте удобно, руки положите на колени. Закройте глаза. Представьте, что вы находитесь далеко-далеко от шума улицы и стрессов городской жизни. Может быть, на лесной поляне или на берегу моря… Послушайте звуки природы: пение птиц, журчание ручья, шум листьев. Посмотрите, что находится вокруг вас: зеленая трава, желтый песок, синее небо с белыми облаками. Вы чувствуете, как теплые лучи солнца нежно согревают вам плечи, легкий ветерок ласково обдувает лоб. Ваше тело расслаблено, мышцы мягкие, теплые. Напряжение дня постепенно уходит, вам легко, спокойно, комфортно. Вы отдыхаете, пока звучит музыка. На счет «3» вы вернетесь в нашу комнату и откроете глаза. Раз, два, три! Откройте глаза! Приступаем к сеансу дыхательной гимнастики.

3.2. Мышечный контроль осанки у стены, зрительный контроль осанки у зеркала.

– Запомните, как вы выглядите. Улыбнитесь себе и три раза повторите «волшебные» слова: «Я стою, сижу и хожу прямо».
Жаконя прощается с вами и благодарит вас:
– Спасибо, ребята, вы научили меня главному – самой заботиться о своем здоровье. Ведь никто не сделает это лучше, чем я сама! Теперь мне не страшна коварная Простуда!

В качестве домашнего задания используется повторение основных упражнений и точечного массажа дома, а также задание вспомнить и записать пословицы и поговорки о здоровье.