Интегрированный урок русского языка и чтения в 4-м классе

Разделы: Начальная школа


ТИП УРОКА: урок–обобщение.

ТЕМА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ: Обобщение знаний учащихся о родах имен существительных.

ТЕМА ПО ЧТЕНИЮ: "Отчизна моя!" А.Парпара. Обобщение раздела "Из прошлого нашей страны".

ЦЕЛИ УРОКА:

  • Познакомить учащихся с произведением "Отчизна моя" А.Парпара; учить вдумчивому и выразительному чтению стихотворения.
  • Систематизация и обобщение знаний о родах имен существительных; развитие умения учащихся определять род имен существительных; познакомить с существительными, которые не изменяются по числам; учить правильно употреблять в речи формы существительного.
  • Прививать интерес к прошлому России и Башкортостана, актуализировать приобретенные знания, помочь осознать учащимся необходимость новых знаний.

ОБОРУДОВАНИЕ: магнитофон, аудиокассета с записью оперы З.Исмагилова "Салават Юлаев"; репродукции картин Лежнева "Поимка Салавата", Кузнецова "Допрос Салавата", Ишбулатова Р. "Непокоренная воля".

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ:

  1. учебник для 4-го класса начальной башкирской школы "Русский язык (ч.1)". Нафиков М.А.– Уфа; Китап, 1998г.
  2. Карточки со словами место Отчизна, Отечество, отец, Россия, Башкортостан, Шады;
  3. Сигнальные карточки img2.jpg (9200 bytes)
  4. Учебная таблица "Род имен существительных"
  5. Карточки для рефлексии.

ХОД УРОКА:

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний. (Осуществляется путем подводящего диалога).

–Как называется раздел, по которому мы работаем?
–"Из прошлого нашей Родины"

– Что означает слово Родина ?
–Место, где мы родились, где о нас заботятся, любят, где нам хорошо.

(на доску вывешиваю карточку со словом место)

–Какое место является вашей Родиной?
(на доску – карточки Шады, Башкортостан, Россия)

– Какими другими словами можно заменить слово Родина?
– Отечество, Отчизна

(на доску – карточки Отечество, Отчизна)

– От какого слова образовались данные слова? Назовите однокоренные слова. Что означают данные слова?
– Место, где испокон веков жили наши деды и отцы.

(на доску – карточку отец )

– Как жили наши деды и отцы, вы узнали из произведений раздела "Из прошлого нашей Родины

III. Постановка учебной задачи.

Сегодня на уроке выясним, что мы знаем о прошлом нашей Родины, познакомимся со стихотворением А.Парпары "Отчизна моя" и обобщим знания о родах имен существительных.

IV. Систематизация знаний о родах имен существительных.

Какого рода бывают имена существительные?

Запишите в тетрадь:
м.р., ж.р., ср.р.

(на доске вывешиваю карточки img2.jpg (9200 bytes) )

– На что оканчиваются существительные м.р.,ж.р., ср.р.?

Назовите слова – подсказки, помогающие определить род имен существительных.

(рассматриваем учебную таблицу "Род имен существительных")

Итак, определим род имен существительных и запишем их в соответствующий столбик.

 м.р.   ж.р. ср.р.
отец?  Отчизна Отечество
Башкортостан? Россия место

V. Постановка проблемы.

Определим род существительного Шады.
Подберите слова-подсказки к данному слову.
Ни одно не подходит. Вот так проблемная ситуация: какого же рода слово Шады? Пока ситуация останется неразрешенной, поставим вопрос, чтобы не забыть на него ответить в течение урока. Пока нам знаний явно не хватает – нужно учиться добывать знания.

VI. Знакомство со стихотворением "Отчизна моя" А.Парпара.

Деревня Шады – ваша малая родина. За что вы любите свою деревню?

(на доске запись: Отчизна /какая/?)

Ваша большая Отчизна – это Башкортостан и Россия. Красоту Отчизны воспевают в своих произведениях и писатели, и поэты, и художники, и композиторы.

Рассмотрите репродукции картин известных художников и скажите какую Отчизну они изобразили?

Назовите предметы, изображенные на картинах. Определите род.

А теперь послушайте стихотворение поэта А.Парпара о своей Отчизне и скажите, какие картины, вывешенные на доске подходят к строкам этого стихотворения.

(Первичное чтение стихотворения "Отчизна моя" А.Парпара.)

–Какие репродукции картин описывают происходящее в стихотворении? Почему вы так думаете?

VII. Вторичное чтение стихотворения.

– Вы к существительному "Отчизна" подбирали красивые имена прилагательные: красивая, любимая. А как характеризует поэт свою Отчизну? Прочитаем стихотворение и подчеркнем слова, характеризующие Отчизну. Чем он восхищается?

(на доске запись: Отчизна /какая?/ милая, стойкая, солнечная, молодая)

VIII. "Открытие" детьми нового знания..

– Прочитайте стихотворение еще раз самостоятельно. В первом и во втором куплетах найдите существительные. Подчеркните их вместе с именами прилагательными.

глубокое небо (ср.р.)
над милой Отчизной (ж.р.)
высокая правда (ж.р.)
суровые были (? р.)

Словарная работа.

– Что такое были? Как вы понимаете?
– Легенды, повествующие о каких-то реальных событиях, но немного приукрашенных.

– Как мы определим род имени существительного "были"? Кто догадался?

Я покажу вам схему слов

– Чтобы определить род существительного во множественном числе, нужно поставить имя существительное в единственное число и определить его род.

Быль – слово женского рода, значит были тоже женского рода.

– Верно. А помните нашу проблемную ситуацию. Какого рода название вашей деревни?

Дети пытаются изменить слово Шады и употребить его в единственном числе.

– Не получается? Какой же вывод сделаем?

– Имя существительное Шады употребляется только во множественном числе, значит определить род невозможно.

– Да, в русском языке много таких слов, которые употребляются во множественном числе. Например, сутки, ворота, ножницы.

– Составьте предложения про вашу деревню.

– В Шадах есть много прекрасных озер. Мне нравится озера Кугарченкуль и Сайгаш.
– Шады – красивая и большая деревня.
– В Шадах есть гора Кола-Тау, там стоит памятник воинам-освободителям.

IХ. Обобщение раздела "Из прошлого нашей Родины".

– Вспомните, из каких рассказов эти строки: "Первый раз башкиры восстали вместе с русским народом", "Москву увидели мы, и в Париже побывали мы"

– Рассказ С.Злобина "Вместе с Пугачевым", рассказ С.Галина "Отечественная война 1812 года".

Работа с учебником. (Ответы на вопросы).

– За кого отправил воевать Салавата старшина Юлай Азналин? Кем был Пугачев? Почему целых сто лет имя Салават было запретным?

– Как дошла до нас память о Салавате Юлаеве?

Учащиеся читают наизусть строки народной "Песни о Салавате".

– Башкирский народ бережно хранил память о своем герое. Художники, писатели, поэты ХХ века подхватили эстафету.

Беседа по репродукциям картин Кузнецова "Допрос Салавата", Лежнева "Поимка Салавата, Р.Ишбулатова  "Непокоренная воля".

– Талантливый композитор Загир Исмагилов  тоже обратился к этой теме и создал оперу "Салават Юлаев" на либретто Б.Бикбая. Мы послушаем увертюру (вступление к опере). А вы опишите образ Салавата Юлаева, какие события (какого характера) происходят в опере?

Слушание увертюры к опере З.Исмагилова "Салават Юлаев". Анализ прослушанного.

Х. Самостоятельная дифференцированная работа.

1 группа (наиболее подготовленная) пишет сочинение-миниатюру "Моя Отчизна".
2 группа выполняет задание  4 (списать первый куплет стихотворения, подчеркнуть существительные, определить какого рода данные существительные)

Проверка самостоятельной работы.

ХI. Итог урока.

– За что мы любим свою Родину?

ХII. Домашнее задание.

Выучить наизусть понравившиеся куплеты стихотворения "Отчизна моя".

ХIII. Рефлексия.

– Как бы вы оценили свою работу?

– На партах у каждого ученика лежат три карточки разного цвета:

img4.jpg (18190 bytes)

Учащиеся показывают карточки, высказываются.