ТИП УРОКА: урокобобщение.
ТЕМА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ: Обобщение знаний учащихся о родах имен существительных.
ТЕМА ПО ЧТЕНИЮ: "Отчизна моя!" А.Парпара. Обобщение раздела "Из прошлого нашей страны".
ЦЕЛИ УРОКА:
- Познакомить учащихся с произведением "Отчизна моя" А.Парпара; учить вдумчивому и выразительному чтению стихотворения.
- Систематизация и обобщение знаний о родах имен существительных; развитие умения учащихся определять род имен существительных; познакомить с существительными, которые не изменяются по числам; учить правильно употреблять в речи формы существительного.
- Прививать интерес к прошлому России и Башкортостана, актуализировать приобретенные знания, помочь осознать учащимся необходимость новых знаний.
ОБОРУДОВАНИЕ: магнитофон, аудиокассета с записью оперы З.Исмагилова "Салават Юлаев"; репродукции картин Лежнева "Поимка Салавата", Кузнецова "Допрос Салавата", Ишбулатова Р. "Непокоренная воля".
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ:
- учебник для 4-го класса начальной башкирской школы "Русский язык (ч.1)". Нафиков М.А. Уфа; Китап, 1998г.
- Карточки со словами место Отчизна, Отечество, отец, Россия, Башкортостан, Шады;
- Сигнальные карточки
- Учебная таблица "Род имен существительных"
- Карточки для рефлексии.
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний. (Осуществляется путем подводящего диалога).
Как называется раздел, по которому мы работаем?
"Из прошлого нашей Родины"
Что означает слово Родина ?
Место, где мы родились, где о нас заботятся,
любят, где нам хорошо.
(на доску вывешиваю карточку со словом место)
Какое место является вашей Родиной?
(на доску карточки Шады, Башкортостан, Россия)
Какими другими словами можно заменить слово Родина?
Отечество, Отчизна
(на доску карточки Отечество, Отчизна)
От какого слова образовались данные слова?
Назовите однокоренные слова. Что означают данные
слова?
Место, где испокон веков жили наши деды и отцы.
(на доску карточку отец )
Как жили наши деды и отцы, вы узнали из произведений раздела "Из прошлого нашей Родины
III. Постановка учебной задачи.
Сегодня на уроке выясним, что мы знаем о прошлом нашей Родины, познакомимся со стихотворением А.Парпары "Отчизна моя" и обобщим знания о родах имен существительных.
IV. Систематизация знаний о родах имен существительных.
Какого рода бывают имена существительные?
Запишите в тетрадь:
м.р., ж.р., ср.р.
(на доске вывешиваю карточки )
На что оканчиваются существительные м.р.,ж.р., ср.р.?
Назовите слова подсказки, помогающие определить род имен существительных.
(рассматриваем учебную таблицу "Род имен существительных")
Итак, определим род имен существительных и запишем их в соответствующий столбик.
м.р. | ж.р. | ср.р. |
отец? | Отчизна | Отечество |
Башкортостан? | Россия | место |
V. Постановка проблемы.
Определим род существительного Шады.
Подберите слова-подсказки к данному слову.
Ни одно не подходит. Вот так проблемная ситуация:
какого же рода слово Шады? Пока ситуация
останется неразрешенной, поставим вопрос, чтобы
не забыть на него ответить в течение урока. Пока
нам знаний явно не хватает нужно учиться
добывать знания.
VI. Знакомство со стихотворением "Отчизна моя" А.Парпара.
Деревня Шады ваша малая родина. За что вы любите свою деревню?
(на доске запись: Отчизна /какая/?)
Ваша большая Отчизна это Башкортостан и Россия. Красоту Отчизны воспевают в своих произведениях и писатели, и поэты, и художники, и композиторы.
Рассмотрите репродукции картин известных художников и скажите какую Отчизну они изобразили?
Назовите предметы, изображенные на картинах. Определите род.
А теперь послушайте стихотворение поэта А.Парпара о своей Отчизне и скажите, какие картины, вывешенные на доске подходят к строкам этого стихотворения.
(Первичное чтение стихотворения "Отчизна моя" А.Парпара.)
Какие репродукции картин описывают происходящее в стихотворении? Почему вы так думаете?
VII. Вторичное чтение стихотворения.
Вы к существительному "Отчизна" подбирали красивые имена прилагательные: красивая, любимая. А как характеризует поэт свою Отчизну? Прочитаем стихотворение и подчеркнем слова, характеризующие Отчизну. Чем он восхищается?
(на доске запись: Отчизна /какая?/ милая, стойкая, солнечная, молодая)
VIII. "Открытие" детьми нового знания..
Прочитайте стихотворение еще раз самостоятельно. В первом и во втором куплетах найдите существительные. Подчеркните их вместе с именами прилагательными.
глубокое небо (ср.р.)
над милой Отчизной (ж.р.)
высокая правда (ж.р.)
суровые были (? р.)
Словарная работа.
Что такое были? Как вы понимаете?
Легенды, повествующие о каких-то реальных
событиях, но немного приукрашенных.
Как мы определим род имени существительного "были"? Кто догадался?
Я покажу вам схему слов
Чтобы определить род существительного во множественном числе, нужно поставить имя существительное в единственное число и определить его род.
Быль слово женского рода, значит были тоже женского рода.
Верно. А помните нашу проблемную ситуацию. Какого рода название вашей деревни?
Дети пытаются изменить слово Шады и употребить его в единственном числе.
Не получается? Какой же вывод сделаем?
Имя существительное Шады употребляется только во множественном числе, значит определить род невозможно.
Да, в русском языке много таких слов, которые употребляются во множественном числе. Например, сутки, ворота, ножницы.
Составьте предложения про вашу деревню.
В Шадах есть много прекрасных озер. Мне
нравится озера Кугарченкуль и Сайгаш.
Шады красивая и большая деревня.
В Шадах есть гора Кола-Тау, там стоит памятник
воинам-освободителям.
IХ. Обобщение раздела "Из прошлого нашей Родины".
Вспомните, из каких рассказов эти строки: "Первый раз башкиры восстали вместе с русским народом", "Москву увидели мы, и в Париже побывали мы"
Рассказ С.Злобина "Вместе с Пугачевым", рассказ С.Галина "Отечественная война 1812 года".
Работа с учебником. (Ответы на вопросы).
За кого отправил воевать Салавата старшина Юлай Азналин? Кем был Пугачев? Почему целых сто лет имя Салават было запретным?
Как дошла до нас память о Салавате Юлаеве?
Учащиеся читают наизусть строки народной "Песни о Салавате".
Башкирский народ бережно хранил память о своем герое. Художники, писатели, поэты ХХ века подхватили эстафету.
Беседа по репродукциям картин Кузнецова "Допрос Салавата", Лежнева "Поимка Салавата, Р.Ишбулатова "Непокоренная воля".
Талантливый композитор Загир Исмагилов тоже обратился к этой теме и создал оперу "Салават Юлаев" на либретто Б.Бикбая. Мы послушаем увертюру (вступление к опере). А вы опишите образ Салавата Юлаева, какие события (какого характера) происходят в опере?
Слушание увертюры к опере З.Исмагилова "Салават Юлаев". Анализ прослушанного.
Х. Самостоятельная дифференцированная работа.
1 группа (наиболее подготовленная) пишет
сочинение-миниатюру "Моя Отчизна".
2 группа выполняет задание 4 (списать первый
куплет стихотворения, подчеркнуть
существительные, определить какого рода данные
существительные)
Проверка самостоятельной работы.
ХI. Итог урока.
За что мы любим свою Родину?
ХII. Домашнее задание.
Выучить наизусть понравившиеся куплеты стихотворения "Отчизна моя".
ХIII. Рефлексия.
Как бы вы оценили свою работу?
На партах у каждого ученика лежат три карточки разного цвета:
Учащиеся показывают карточки, высказываются.