Географический марафон - эффективная форма обобщения и проверки знаний при модульном обучении

Разделы: География, Экономика


Разработка содержит следующие разделы:

  1. Организация марафона.
  2. Подготовка учителя к занятию.
  3. Проведение марафона.
  4. Подведение итогов и диагностика.
  5. Конструктор географических марафонов.

I. Организация марафона. Хочу познакомить Вас с находкой, которой пользуюсь вот уже 5 лет, да и не только я. С этой формой работы выступала перед учителями географии г. Можги, Можгинского района, руководителями методических объединений Удмуртской Республики. В 2003 году с этой разработкой участвовала в зимнем туре конкурса газеты “География” “Я иду на урок” и получила одобрение отборочной комиссии.

Назвала эти уроки “Географический марафон”. Это 2 урока подряд (в нашей школе 80 минут), с обязательной переменой между ними, когда дети выходят из кабинета, который обязательно проветривается.

Класс делится на 6 групп или команд (если класс маленький, то можно сделать меньше команд, но количество заданий должно быть равно числу команд).

Огромным плюсом является то, что все группы проходят через все задания, а сами задания делаются в количестве, необходимом для работы одной группы.

Вторым плюсом является возможность использовать весь арсенал заданий, который есть в методической копилке учителя (у меня он в тематических папках, т.е. часто используется готовый опыт из газеты “География”, журнала “География в школе” и других методических изданий).

Кроме того, дети очень ждут этих уроков и просят меня проводить их чаще.

Учащиеся за неделю до урока узнают о его проведении и том объеме информации, который нужно повторить. Таким образом, данная форма урока является еще одним стимулом для усвоения пройденного, т.к. никому не хочется “ударить в грязь лицом”. После данного урока проводятся уроки коррекции знаний и индивидуального контроля.

II. Подготовка учителя к марафону.

1. Подготовка 6 пакетов с заданиями.

Это могут быть тесты, кроссворды, чайнворды, ребусы, логические задачи, задачи на составление целой карты из паззлов, расшифровка контурной карты, игры (часто придумываю сама. В таб.4 они помечены *).

На этом этапе важно, чтобы задания:

  • позволяли проверить степень усвоения темы;

  • были разнообразными;

  • оформлялись в формате А-4 или А-2 (если это таблицы или игровое поле) и на одной стороне листа;

  • были оформлены эстетично и в количестве, удобном для работы группы (4, 2 или 1 экземпляр – в зависимости от особенности задания).

Подготовленные задания обязательно “защищаю”, помещая в файловые листы.

2. Подготовка эталонов ответа на каждое задание именно в таком размере и порядке, как дети будут отвечать. Обязательно дать количество баллов за каждый ответ. Этот прием дает возможность посадить за проверку помощника из числа учеников. (таб. 1)

3. Подготовка листов ответа (таб. 2).

Этот момент важен, и следует обратить внимание на следующее:

  • размер листа ответа повторяет эталон;

  • в указанном месте команда ставит свой номер;

  • номера вопросов и их порядок обязательно прописывается, т.к. именно это дает возможность одному учителю успеть во время этапа (за 10 минут) проверить все 6 заданий предыдущего этапа;

  • количество листов ответа равно количеству команд, поэтому каждая команда имеет право использовать только один лист ответа. Если внутри группы задания разные, то для каждого задания подготовлено необходимое количество листов для ответа;

  • изготавливаются листы для ответа и эталоны из обычных тетрадных листов в клетку.

    Таблица 1.

    Эталон ответа к контурной карте Австралии и Океании

    1.м. Йорк
    2. м.Стип-Пойнт
    3. м. Байрон
    4. м. Юго-Восточной
    ……………………………..
    28. море Фиджи
    29. Тасманово море

    Всего: 29 баллов

    Таблица 2.
    Ответ по контурной карте Австралии и Океании
    № команды ____________
    1.
    2.
    3.
    4.
    ……………………….
    28.
    29.

    Итого:

4. Вычерчивание сводной ведомости марафона для каждого из классов (например, в 2001-2002 учебном году было 5 девятых классов и я готовила 5 экземпляров ведомостей). (таб. 3)

Перед уроком такая же ведомость вычерчивается на доске и указывается максимальное количество баллов, которое можно набрать на каждом этапе. Таким образом, каждая команда знает свой промежуточный результат, что является дополнительным стимулом для работы. А в конце занятия можно быстро подвести итоги.

Таблица 3. Сводная ведомость географического марафона “Южная Америка”.

№ конкурса, название

№ команд

Макси- мальное кол-во баллов

Норми-рованное количество баллов

I

II

III

IV

V

VI

1. Игра “Посели животное в свою природную зону”

26

20

15

12

14

18

13

17

2. Знаешь ли ты государства и столицы Юж. Америки?

20

20

12

14

17

17

13

12

3.Расшифровка к/к по Юж. Америке

37

30

20

22

32

35

24

26

4.Турнир эрудитов “60 вопросов по Южной Америке”

60

30

14

22

22

23

14

24

5. Тест “Южная Америка”

40

20

16

20

26

25

18

19

6.Расшифровка к/к по Австралии и Океании

29

20

12

21

20

19

17

10

Итого:

212

140

89

111

131

137

99

108

Место:    

6

3

2

1

5

4

Отметка:   “5”: 126-140Б
“4”: 99-125 Б.
“3”: 71-98 Б.
“2”:  <70 Б.

3

4

5

5

4

4

5. Подготовка списка команд.

На отдельном листе пишу список класса по группам, которые стараюсь сделать равноценными. Состав группы на каждом марафоне разный. Цветной линией подчеркиваю фамилию того, кто будет командиром. Дети знают, что каждый из них побывает в этой роли.

Задача командира: организовать работу группы, проследить за правильностью заполнения листа ответа и сдать его во время на “стол ответов”. Он же имеет право, в случае необходимости, подойти к учителю за консультацией.

Список класса по группам с указанием номера вывешивается непосредственно перед марафоном на наружной стороне двери класса, поэтому команды формируются сразу при входе. В конце занятия список снимается и используется учителем для быстрой предварительной записи оценок.

6. Пишется расписание марафона.

Оно необходимо учителю для успешного проведения занятия. Если марафон проводится 1-2 уроками, то оно выглядит следующим образом:

8.00 – 8.10 – подготовка к работе, знакомство с заданиями, инструктаж детей, проверка комплектности материалов.
8.10 – 8.20 – 1 этап (для каждой команды он свой).
8.20 – 8.30 – 2 этап.
8.30 – 8.40 – 3 этап.
8.40 – 8.50 – перемена (все выходят из класса, помещение проветривается).
8.50 – 9.00 – 4 этап.
9.00 – 9.10 – 5 этап.
9.10 – 9.20 – 6 этап.
9.20 – 9.30 – подведение итогов, выставление отметок.

Очень важно, чтобы время работы на каждом из этапов было одинаковым.

7. Интересным моментом является и выбор “сигнала” к переходу с этапа на этап.

Мы использовали следующие: хлопок в ладоши, музыкальную открытку, музыкальную шкатулку, детскую игрушку, погремушку, спортивный свисток, колокол (на марафоне, посвященном географическим открытиям). Подача сигнала означает, что время работы на данном этапе вышло и нужно переходить на следующий.

8.  Чтобы не получилось путаницы, нужно определенным образом поставить мебель в классе (см. схему).

Команды двигаются по ходу часовой стрелки. После проведения 6 этапа дети остаются на местах и наводят порядок. Таким образом, если следом приходит другой класс, то можно начинать снова.

III. Проведение марафона.

Если Вы будете проводить марафон впервые, то лучше пригласить помощников. Их может быть от 3 до 6 человек. Заранее проинструктировать их. Когда появится опыт работы, можно проводить марафон одному.

Учащиеся заходят в класс, имея при себе только карандаш или ручку, и рассаживаются по группам за любой из столов. На столах, текстом вниз, лежат задания, карточки ответов, если нужно, то атлас, учебник и т.п.

После окончания очередного этапа, при переходе на другое место, командир кладет на стол ответов выполненное задание. На столе ответов нужно обязательно сделать карточки с названиями конкурсов.

IV. Подведение итогов и диагностика.

Подведение итогов можно проводить двумя способами в зависимости от ситуации:

1. Если у Вас есть помощники, то они это и делают. Вы же в это время просите всех повернуться к себе (вы стоите у противоположной от доски стены класса). Таким образом, подсчет идет за спиной у учащихся. Вы можете в это время провести еще один небольшой конкурс. Например, “Знаете ли вы Северную Америку?” (из учебника 7 класса). Ответом может быть “1” или “2”. Договаривайтесь, что отвечать будут поднятиями пальцев. Учитель читает вопрос, считает до трех, и дети одновременно отвечают.

Заработанные командами очки суммируются к итогу. Дети поворачиваются лицом к доске и жюри объявляет итоги. Отметки ставятся самими детьми по данным нормам (таб.3). При этом в группе решается вопрос об участии и оценивании каждого ученика.

2. Если учитель один, то после окончания 6 этапа он просит выйти командиров для подсчета общего количества баллов.

Анализируя результаты сводной ведомости, учитель сразу видит, с какими заданиями учащиеся справились лучше, а какие вызвали затруднения и устанавливает их причины. На уроке коррекции знаний эти пробелы ликвидируются.

Кроме того, составляется график работы учащихся на марафоне. На нем виден лидер по общей сумме баллов, по среднему баллу, личный рейтинг команд и оценочный уровень выполнения работы.

Классы:......................9а............ 9б........... 9в(компенсирующий).......... 9д............ 9ж
Сумма баллов: ..........593.......... 629,5...... 484........................................ 673........... 706,5
Качество:.................. 83,4%.......100%.......50%.......................................83,4%........100%

V. Конструктор географических марафонов. Объем работы, ограниченный условиями конкурса, не позволяет представить полную разработку хотя бы одного из марафонов. Поэтому представляю вашему вниманию конструктор географических марафонов (таб.4).

Таблица 4.

класс

Название марафона

Названия этапов

I

II

III

IV

V

VI

6

План и карта

Разгадайте кроссворд

Определите объект по азимуту и расстоянию

Определите объект по координатам

Игра “Трио”* (соберите понятия по темам)

Задачи: переведите именованный масштаб в численный

Тест

7

Рельеф и климаты Земли

Игра “Соберите* таблицу” по теме: “Климатические пояса и их свойства”

Игра* “Квартет” (соберите понятия по темам)

Тесты на выбор:

1.Мировой океан
2.климаты Земли
3. литосфера

Разгадайте ребусы

Игра “Соберите карту Африки”

Составьте кроссворд “Понятия”

7

Африка

Конкурс эрудитов “80 вопросов по Африке”

Чайнворд “Африка” (разрезной)

Расшифруйте контурную карту (по номенклатуре)

Игра “Африканские сафари”

Тест по Африке

Головоломка “Ходом шахматного коня расшифруйте предложение”

7

Южная Америка

Игра “Поселите* животных в свои природные зоны”

Соберите карту Южной Америки и назовите страны и их столицы

Расшифруйте контурную карту Южной Америки

Расшифруйте контурную карту Австралии и Океании

Конкурс эрудитов “80 вопросов по Южной Америке”

Тест по Южной Америке

7

История исследования Земли

(задачи,

Исследование Антарктиды

загадки,

Исследование Африки

крылатые

Исследование Европы

выражения,

Исследование Нового Света

и т.п.)

Игра “Знаете ли* вы алфавит” (собрать пары- содержание открытия + путешественник)

Чайнворд “Исследователи, путешествен ники, мореплаватели)

8

Пространство России

Устный зачет “Их именами названы…”

Диктант “Моря России”

Найди и исправь ошибки”

Заполни пропуски (о географическом положении Удмуртии)

Задачи на тему “Часовые пояса”

Кроссворд “Береговая линия России”

8

Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые

Диктант “Географическое положение” или “Полезные ископаемые”

Расшифруйте считалку (назвать периоды геохроноло гической таблицы)

Игра “Соберите пары” (понятие+ определение)

Решение кроссвордов на выбор

Сравнительная характеристика горных систем

Кроссворд “Рельеф, геологическое

строение и полезные ископаемые России”

9

Экономические районы Европейской части РФ

Заполните таблицу “Ранги соседства”

Тест

Кроссворды по отдельным районам (на выбор)

Расшифруйте контурную карту по районам (на выбор)

Знаете ли Вы? (викторина)

Игра* “Распределите республики и их столицы по эко- политическим районам”

10

Северная Америка и Зарубежная Европа

Лабиринт “Европа” (все)

Кроссворд “США”

(все)

Тест “Северная Америка” (2 варианта) и “Европа” (2 варианта) (индивидуаль но)

Конкурс эрудитов “80 вопросов по Европе” (по 20 каждому)

Кроссворды по Европе (на выбор) (каждому)

Игра “Узнай государство по описанию” (все)