Цель урока:
Вызвать эмоциональный отклик на хорошо знакомые и любимые детьми сказки, поддержать интерес к русской народной сказке.
Учить детей передавать в рисунке характерные черты полюбившегося героя.
Материал к занятию:
Альбомы, гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки, палитра. Русские народные сказки с иллюстрациями художников: В. Васнецова, И. Балибина, Б. Рачева и многих других.
Предварительная работа:
Беседа с детьми о любимых сказках. Рассматривание иллюстраций к этим сказкам. Побуждение детей к рисованию любимых героев сказок в самостоятельной художественной деятельности.
Чтение детям отрывка из поэмы А.С. Пушкин “Руслан и Людмила”.
Ход урока:
Детям предлагают отправиться в увлекательное путешествие в “Мир сказок”. Для этого ребят просят закрыть глаза и представить, что они переносятся в “Мир сказок”, а в это время учитель читает отрывок из поэмы А.С. Пушкина “Руслан и Людмила”:
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несет богатыря;В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;Там ступа с Бабою Ягой
Идет, бредет сама собой;Там царь Кощей над златом чахнет;
Там русский дух…там Русью пахнет!(Из поэмы “Руслан и Людмила”)
Во время чтения стихотворения учитель потихоньку расставляет атрибуты русских народных сказок (волшебная палочка, скатерть-самобранка, шапка-невидимка и т.п.) и изображения героев сказок.
После этого учитель просит открыть глаза и обращает внимание детей на происшедшие изменения.
Выслушивает высказывания детей. Учитель пытается выяснить, любят ли дети сказки, знают ли их названия и содержание, для этого загадывает детям загадки:
Есть одна игра для вас –
Загадки говорю сейчас.
Я начну, а вы кончайте,
Хором дружно отвечайте.Сдобный, пышный, круглощекий,
У него румяный бок.
Убегает по дорожке
И зовется … (Колобок)Унесла его лиса
Аж за темные леса.
Слышен тонкий голосок
Кто же это? (Петушок)Хитрая плутовка,
Рыжая плутовка.
В лесу первая краса
Догадались кто? (Лиса)Он герой нам всем известный
И с волшебным словом вместе
Может целую неделю
На печи лежать… (Емеля)Скрипит зубами, водит носом
И русский дух не переносит.
Старуха с костяной ногой
Зовется … (Бабою-Ягой)Он гремит костями страшно.
Злобный, жадный и ужасный.
Ходит в черном он плаще
И зовется царь … (Кощей)Кощеем заколдована,
Иваном очарована,
Зеленая подружка –
Царевна – … (Лягушка)
Затем учитель предлагает детям послушать, как описывают разных сказочных героев в русских народных сказках:
“Морда жилинная, нога глиняная. На печи лежит из угла в угол, нос в потолок врос.”
(Баба-Яга)
“Добрый молодец – кудри черные, очи соколиные, брови соболиные, ухватки богатырские”.
(Иван-Царевич)
“Душа – девица, да такая прекрасная, что ни здумать, ни взгадать, только в сказке сказать! Другой подобной красавицы во всем свете не бывало! Красота невообразимая. Кто ни взглянет – старик ли, молодой ли, всякий без ума влюбится”.
(Василиса Прекрасная )
Обобщая ответы детей, учитель делает вывод, что дети любят и знают сказки. Потом учитель обращает внимание детей на то, что “Мир сказок” огромен, как планета Земля, на которой мы живем, а каждую сказку можно сравнить со страной; что он делится на две большие части: в одной части живут сказки народные, а в другой авторские. Далее с помощью вопросов (Какие сказки называются народными? Какие - авторскими? Почему они так называются? Кем придуманы?) выявляются знания детей. После этого учитель, обобщая ответы детей, говорит о том, что авторская сказка придумывается, создается одним человеком - автором, а народная сказка создается народом. Народная сказка передается от бабушек и дедушек к мамам и папам, а от них к детям, а когда дети вырастают, то сами рассказывают их уже своим детям. Так сказка живет. У каждого народа есть свои сказки и их особенности (в них много волшебства, превращений, животные говорят человеческим голосом и т.д.). С помощью вопросов, типа: Кто главные, герои сказок? О ком эти сказки? Что в русских народных сказках происходит? Какими словами начинаются и заканчиваются русские народные сказки? - проверяются знания детей.
Затем ответы детей обобщаются и учитель обращает внимание детей на выставку иллюстраций сказочных героев, выполненных разными художниками, и предлагает каждому ребенку нарисовать своего любимого сказочного героя. Советует, как лучше расположить рисунок на листе бумаги, какие приемы можно использовать при изображении задуманного, в случае затруднения помогает советом, показом иллюстраций в книгах и т.д.
После завершения работы с детьми оформляется выставка рисунков на тему “Мой любимый сказочный герой”.
Учитель предлагает детям рассмотреть выставку и ответить на вопросы:
Чей персонаж вам понравился больше всего и почему?
Чей герой получился самым веселым?
Чей герой самый добрый?
Можно ли догадаться, из каких сказок пришли наши герои?