Цели урока:
- На наглядной основе познакомить учащихся с понятиями доли и дроби.
- Утвердить в сознании учащихся главное: дробь – это не то число, которое обозначает количество предметов, это число – отношение.
- Развитие логического мышления учащихся.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Объяснение нового материала.
- Введение.
Людям часто приходится делить целое на доли. Самая известная доля – это, конечно, половина. Слова с приставкой “пол” можно услышать, пожалуй, каждый день: полчаса, полкилограмма, полбулки.
Назовите еще несколько слов с этой приставкой.
Но есть и другие употребительные доли. Например, четверть, десятая, сотая. Когда образуются доли?
Тогда, когда один предмет (буханка хлеба) или единица измерения (час, килограмм) делятся на равные части.
Доля – это каждая из равных частей единицы.
Название доли зависит от того, на сколько равных частей разделили единицу.
Разделили на две части – “половина”, на три – “треть”, на четыре – “четверть”, на пять – “пятая”, …
Для записи любой доли используют горизонтальную черту, ее называют дробной чертой … – такие записи называют обыкновенными дробями.
В дроби число 3 называется числителем дроби, а число 4 – знаменателем дроби. Знаменатель показывает, на сколько равных частей разделена единица, а числитель показывает, сколько взять таких частей.
Сегодня мы поупражняемся в подсчете числа равных долей, на которых разделено целое, и числа взятых долей.
- Основная часть.
Задание 2. Отметьте – квадрата.
- Закрепление.
- № 798 Прочитайте дроби:
Назовите числитель и знаменатель каждой дроби.
№ 799 Запишите в виде дроби число:
- три пятых,
- семь десятых,
- одиннадцать сотых,
- двадцать три тысячных,
- восемь пятидесятых,
- одиннадцать сорок восьмых,
- одна двадцать пятая,
- десять тридцать седьмых.
- Итог урока: История дробей
- Посмотрите, как изображали дробь в Древнем Египте.
- В древнем Китае вместо черты использовали точку.
- Дроби на Руси называют долями, позднее ломанными числами. В старых руководствах находим следующие названия дробей:
половина полтины
полтреть
четь
полполтреть
полчеть
полполполтреть
полполчеть
пятина
полполполчеть (малая четь)
седьмина
треть
десятина
- Задание на дом.
Варианты творческого задания:
– представить себя учителем и придумать, как лучше объяснить ученикам материал об обыкновенных дробях.