ЦЕЛЬ: развитие личности учащегося, который должен научиться познавать мир и действовать в нем.
На протяжении нескольких лет мы с учащимися изучали свой родной край. Подробнее ознакомились со страницами истории села и его сегодняшним днем, совершенствовали умение учащихся выступать перед широкой аудиторией, способствовали развитию интереса к предмету и воспитанию чувства любви к родному краю. Совершенствовали топонимику, изучили памятники природы, занимались исследовательской работой. Выступали в школьных, районных конференциях. Этот материал собран из докладов, представленных на районную эколого-исследовательскую конференцию.( Рис.1 )
Рис. 1
История моего села Балтаси начинается с давних времен. Известный историк Эль Муслим в своих записях пишет о том, что заложено это поселение в 1396 году. Но в народе о нем начали говорить в XVI веке. Вахит Имамов в своей исторической повести “Сает батыр”, имея в виду события 1704 года упоминает название – Балтач. В основе этого топонима – балтачы (балта – топор, балта остасы - человек владеющии топором) заложено имя человека-мужчины. А название Балтач возникает добавлением к слову “балта” окончания “ч”.
С давних времен считалось, что металлические предметы обладали силой отгонять злых духов, поэтому мальчикам давали имена Балтач, Балтан, Балтуп, в основе их имен было слово балта (топор).
Основоположником нашего села считается человек по имени Балтач. У села было несколько названий Аманово, Ахматово, значит первыми поселенцами нашего села были люди по имени Балтач, Аман, Ахмат.
Там, где было расположено наше село, раньше были дремучие леса. Первые поселенцы начинали с того, что рубили лес, строили дома, исходя из этого можно предположить хорошо владели топором (балта). Поэтому, когда спрашивали, что это за село - говорили (балтачылар, балтачы) хорошо владеющие топором. Так в народе говорят о возникновения названия села Балтач.
Один из самых богатых людей нашего села имел фабрики и магазины не только в своем селе, но в деревне Норма и г. Казани. Звали его Мортаза-бай. Фабрики, построенные в конце ХIХ начале ХХ века, изготовляли и обрабатывали шерсть. Все это было расположено в двухэтажном здании.
Один из долгожителей села Балтаси 88летний Рахим абый (ныне покойный) хорошо помнит Мортаза-бая. Он оставил воспоминания о нем: “Когда же он спит”,- часто спрашивали мы себя. Во время религиозного праздника он часто садился в свой тарантас, разъезжал по селу и раздавал чай, также он резал скот, а мясо раздавал односельчанам. Вот еще одно воспоминание другого жителя Балтаси Габдуллы абый: “Своих работников хозяин фабрики кормил два раза в день: в обед и вечером”.
В жизни богача Мортазы были, наверное, разные ситуации. Ошибок не бывает только у тех, кто не работает. В народе ходили разные слухи о нем. Рассказывали и такое, будто у одного работника Ганият, который работал на Мортазу был 15-летний сын Ахметхан, который работал в войлочном цехе. Он трагически погиб, по неосторожности попав в машину, при помощи которой обрабатывали шерсть. Гилязова Зайнап и Рамазанова Магмура сложили о нем бает. Из-за того, что не соблюдаются правила техники безопасности, гибнут много людей. Об этом сообщается почти каждый день в периодической печати.
Много ходят разных слухов о Мортазе-бае. Хочется рассказать о его последних годах жизни. В 1918 году в Балтасях произошел вот такой случай: из Казани в Малмыж через Балтаси должен был ехать то ли комиссар с семьей, то ли еще какой-то представитель новой власти. Разнесли слух, что он якобы едет убивать людей. И его самого убивают недалеко от нашего села. Могила так называемого комиссара долгое время была в центре села возле здания правления. Моя мама говорит, что до 1965 года ученики Балтасинской школы ухаживали за этой могилой. Затем комиссара перезахоронили на кладбище. Об этих событиях упоминает в своем романе “Намус (Честность)” Г. Баширов. Он с 1929 по 1932 года работал в Балтасях и Дубъязе народным судьей. Ходили слухи, что этот комиссар вовсе не комиссар, а белогвардейский офицер. До сих пор никто не знает всю правду. В те годы история с “комиссаром” не проходит бесследно, начинаются репрессии, народ запугивают, а шестерых жителей без суда и следствия расстреливают.
В 1928 году (через 10 лет) события опять всколыхнут жизнь балтасинцев. В органы поступает донос, в котором говорится, что некоторые участники тех страшных событий не получили по заслугам, были перечислены фамилии и среди них была фамилия Мортазы-бая. Его арестовывают. В 1929 году в декабре его приговаривают к расстрелу. Он пишет письмо-прошение М. И. Калинину, и, видимо учитывая возраст приговоренного, расстрел заменяют лагерем. По рассказам односельчан, Мортаза-бай был человеком очень трудолюбивым, простым, не транжирил ни копейки и от других требовал этого же.
Таким образом, Мортаза-бая отрывают от родных мест, родной семьи лишают всего того, что он нажил своим трудолюбием и отправляют в Сибирь, там он и погибает. По некоторым данным, он сложил голову в Самарской тюрьме.
В 1991 году 10 октября выходит закон Российской Федерации “ О реабилитации жертв репрессий”, на основе которого возвращается честное имя Мортазе Маликову.
В селе сохранились два кирпичных здания, принадлежавших ему. В этом здании долгое время на первом этаже был магазин, на втором - банк. Сейчас его полностью переделали под банк. Другое здание долгое время выполняло функции сбербанка. По сей день это здание стоит на улице, напоминает о прошлом, является памятником тех лет.
Возле нашего села протекает извиваясь река Шошма. ( Рис.2 )Она берет начало у села Шошмабаш. В этом селе есть маленький родник. Из него течет маленький ручеек, который отдаляясь, превращается в широкую реку. Возле этого родника имеется место для отдыха. Отдыхающие могут прийти, напиться ключевой воды, отдохнуть, любоваться природой. Длина реки 112 км, площадь бассейна – 1855 кв. км. Она впадает в Вятку, а Вятка в свою очередь в Каму. Шошма течет по равнинной местности и ее течение медленное и спокойное.
Рис. 2
Река Шошма – памятник природы. Работники санэпидстанции постоянно наблюдают за состоянием воды. По берегу реки есть места для отдыха и купания. В любое время года там много людей. Они с большим удовольствием отдыхают на лоне природы.
Охранять природу – обязанность каждого человека.
Гордость нашего района – это озеро Кара-куль (Черное озеро). ( Рис.3 )Оно расположено в 2 км. от села Балтаси . Его воды зеленоватого цвета, но несмотря на это, оно прозрачное, чистое, холодное. Прозрачность чистейших вод у самого берега постепенно переходит в центре озера в таинственную темень. Потому-то это красивое водяное сокровище получило название Кара-Куль. Оно обладает овальной и немного удлиненной формой. На берегах растут береза, клен, липа. Говорят, когда-то давно оно было очень глубоким, сейчас его глубина 20,5м. Раньше оно было окружено темным лесом. Ветки деревьев, как в сказке, касались воды. Солнце не могло проникнуть на ее поверхность. Люди боялись подходить к озеру. Есть у Кара-Куль своя легенда. Рассказывают, что в давние времена это озеро находилось возле рощи Ялтра, по другую сторону реки Шошмы. Однажды ночью оно перекочевало сюда. Говорят, что в этих чистых водах одна женщина утопила своего ребенка, и поэтому разгневанное озеро оставило старое свое “обиталище”. Длина озера составляет 235м., ширина - 170м. Озеро бессточное. Родники, которые выбиваются рядом, постоянно ее очищают, холодят ее воды. Объем воды 136000 м3. В 50-х годах глубина озера составляла 27-29м., а сейчас обмелело. В свое время сюда завезли серебристых толстолобиков и золотых карпов. Говорят, что первые в Кара-Куль прижились хорошо. А так как эти рыбки питаются растениями, они подъели корешки у водяных лилий и кубышек. Поэтому теперь эти нежные цветы перестали украшать поверхность озера. Растения, которые растут вокруг него, занесены в Красную Книгу. Вокруг встречаются орешник, шиповник и другие растения.
Рис. 3
Сейчас за озером ухаживает меховая фабрика. Работники этой фабрики ухаживают за территорией, сажают деревья, очищают берега от опавших осенних листьев, пни и коряги выкорчевывают. Построены дома для отдыха, баня. Красивые мостики для купания, лодки - все это служит для того, чтобы люди смогли отдохнуть. Черное озеро считается природным памятником, признанным постановлением правительства от 1978 года 15 января. Его охрана – обязанность каждого жителя села. Охрана окружающей среды обязанность каждого из нас. Об этом говорилось и на больших экологических конференциях, которые проходили в нашем районе. Одна из них прошла на базе Карадуганской средней школы, а другая на базе Мало-Лызинской школы. А недавно прошла и третья научно-исследовательская конференция на базе Бурбашской средней школы.
Очистка родников, уход за рекой, их правильное использование, сохранение лесов и полей, зеленых насаждений, охрана животных, обработка промышленных отходов и их захоронение - все это было затронуто на этих конференциях. В районной газете “Хезмэт” было помещено обращение участников этой конференции.
В нашей местности ярко выражены все четыре времени года. ( Рис.4 )С ранней весны до поздней зимы не прекращаются работы по сельскохозяйственным работам: подготовка пашен, обработка, посев, внесение удобрений, уборка и другие.
Рис. 4
ТОПОНИМИКА.
АЮ КУЛЕ (Медвежье озеро)
Раньше в округе был темный лес. В самой середине леса было озеро, там купались медведи. Сейчас это место занимает свалка. Житель села Балтаси Нигматзянов Эдуард (1910) вспоминал, что там, вокруг озера он косил траву для сена.
САЛКЫН ЧИШМЭ (Холодный родник)
Салкын чишмэ – названа так потому, что вода была в ней холодная, чистая. “Воду использовали только для чая”, - вспоминает Гарипова Файма апа. Сейчас она живет за зданием мебельной фабрики.
ТЫРЫШ УРМАНЫ ( Рис.5 )
Так называли маленькое село, состоящее из 9 дворов. Оно было расположено возле леса. В 1950 года жителей этого села переселили в Балтаси. Их так и называли – Тырыш Мэхмуте, Тырыш Галимзяны. Их потомки и сейчас живут в нашем селе. На том месте сохранилось кладбище. Там есть колодец Ахмата, родник Лэч (мокрый, влажный), о последнем говорят, что у него вода была холодная, вокруг основного родника были маленькие ключи и земля никогда не просыхала. Поэтому и название у него такое – Лэч.
Рис. 5
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК РОДНОГО КРАЯ .
САБАНТУЙ
Сабантуй – самый любимый праздник нашего народа. ( Рис.6 )Это не только любимый праздник татарского, но и людей других национальностей. Поэтому это не только национальный праздник, но и праздник спорта и дружбы народов. Программа этого праздника обогащается и обновляется с каждым годом. Много сложено песен и стихов про этот замечательный праздник.
Рис. 6
Природа милая, тебе одной я внемлю,
Ты подарила мне и небеса, и землю,
Их помощником я буду век за веком
Лишь оттого, что я родился человеком.
Чоконам.
Наш район является сельскохозяйственным, но в нашем селе и соседних деревнях много промышленных предприятий: это комбикормовый завод, меховая и мебельная фабрики, асфальтовый завод, эксплуатационное производственное управление “Балтасигаз”, Балтасинская сельхозтехника, а средние - хлебобулочный комбинат и инкубатор. ( Рис.7 )
Рис. 7
В течение нескольких лет мы изучали эти предприятия и убедились, что они влияют на экономику нашего края. Были проведены беседы, встречи с руководителями предприятии о меньшей загрязненности окружающей среды и этот стенд отображает наши работы, как они влияют на здоровье людей, какие изменения происходят в растительном и животном мире. Все будущее в наших руках, и от нас зависит, каким будет мир: ярким или мрачным.
Большое влияние на окружающую среду оказывают маслодельный, асфальтовый заводы, а также меховая фабрика.
Отходы, выбрасываемые в атмосферу, или речные системы начинают свои действия.
Различные аллергические, раковые заболевания дают о себе знать, сокращение органического мира в реках: это все последствия работы промышленных предприятии. Мы понимаем, они нужны. Но мы хотим внести свою посильную лепту, чтобы у предприятий были очистительные сооружения, чтобы они внедрили безотходные технологии.
Два мира есть у человека;
Один, который нас творил
Другой, который мы от века,
Творим по мере наших сил.
Н. Заболоцкий.
Каждый человек должен любить свой край, беречь его и приумножать его богатства. Об этом говориться в стихотворении ученицы 9-а класса Хадиевой Эльвиры:
Ах, Родина, роднее нет тебя
Земли мне, что подо мной была.
Хочу отдать тебе я всю себя.
Иная земля мне не мила.
Есть у тебя луга широкие,
Облитые златом поля!
Рождались здесь мечты далекие,
Живут здесь близкие мне друзья!
Люблю твои нивы золотые…
Люблю я сосны… ель твою,
В других краях они другие.
И песню эту я тебе пою.
И даже если судьба в край чужой
Меня забросит.
Я петь не буду песни другой…
Даже если музы попросят.