Формирование детского самоуправления в школьном коллективе

Разделы: Внеклассная работа, Социальная педагогика


В 90-х годах образовательные учреждения утратили один из важных механизмов выполнения своих воспитательных функций. Многие стали ориентироваться в своей деятельности, прежде всего на формирование знаний у детей, раннее интеллектуальное развитие. Основными показателями своей работы считали количество выпускников, поступивших в вузы и получивших медали.

Отлаженная система воспитания и организации детского самоуправления, существовавшая на протяжении многих десятилетий, развалилась.

Поэтому сегодня общеобразовательные учреждения ищут пути создания новой более совершенной системы для решения приоритетных задач воспитания подрастающего поколения, так как специфика воспитательной работы определяется идеологией содержания образования в школе, социальным заказом, уровнем развития родителей и самого ребенка. Действительно, одной из самых актуальных задач современной школы является воспитание подрастающего поколения в соответствии с социальными преобразованиями в обществе. Очень важно, чтобы система внеклассной работы повышала социальную значимость деятельности школьников, делала их более “взрослыми”. Это предполагает создание в школе таких условий, при которых более успешно осуществляется социализация личности ребенка, результатом чего является желание и готовность детей к выполнению социальных функций в обществе.

Одно из направлений модели внеклассной работы - это развитие детского самоуправления, общественный характер которого определяет естественное сочетание социальных потребностей ребенка с возможностями образовательного учреждения.

Создавая органы школьного самоуправления, мы ставили перед собой следующую цель: привлечение каждого ребенка к участию в общественной жизни, повышение социальной активности, творческого потенциала детей.

Оптимальным условием, обеспечивающим интенсивное развитие творческих способностей школьников, является создание системы самоуправления. Основу данной системы составляют Клуб вожатых “Юность”, Совет дела, программа и структура которых разработаны в школе.

Предложенная форма ученического самоуправления не совершенна, но имеет ряд достоинств:

Во-первых, вовлечение в работу учащихся из каждого класса, а не группы детей из параллели.

Во-вторых, развитие таких качеств, как самостоятельность, требовательность к себе, ответственность, коммуникабельность, стремление оказать помощь.

В-третьих, появляется возможность реализации творческого потенциала, которая не всегда проявляется в группе сверстников.

В-четвертых, занятость во внеурочное время, так как подготовка мероприятий требует больших затрат личного времени.

Клуб вожатых представляет собой важный фактор воздействия на ребенка, влияя двояким образом: с одной стороны, создает условия для удовлетворения потребностей, интересов, способствуя их взаимному обогащению, формированию новых устремлений; с другой стороны, происходит отбор внутренних возможностей личности путем самоограничения коллективного выбора, корректировки с общественными нормами, ценностями. Клуб вожатых выполняет и защитные функции, отстаивая, охраняя интересы, права, достоинство, уникальность ребенка.

Программа состоит из теоретической (А) и практической (Б) части и делится на 5 блоков.

Схематично это выглядит так:

Рис № 1

Данная схема требует подробного разъяснения.

В каждом из 5 блоков программы Клуба вожатых присутствуют теоретическая часть, где дети могут ознакомиться с основой вопроса, и практическая часть, необходимая для совершенствования полученных знаний на практике.

I блок. Организация психолого-педагогического просвещения учащихся-вожатых.

А. Психологами школы проводятся лекции “О познавательном развитии учащихся 1–3 классов, 5–7 классов”, “Что можно требовать и чего ожидать от ребенка младшего школьного возраста”. Цель этих лекций – разъяснить вожатым психологические особенности детей разных возрастных групп, разрешить возникающие проблемные вопросы.

Б. Практическим выходом блока являются занятия-практикумы с разбором и проигрыванием различных ситуаций (обидели, заблудился и др.), деловые игры, наблюдения.

II блок. Игротека.

А. На теоретических занятиях дети знакомятся с методикой проведения различных игр и методикой вовлечения учащихся в игровые программы.

Б. Практическое применение полученных знаний – разработка игровых программ.

III блок. Коллективно-творческие дела.

А. Теоретическая часть в данном блоке отсутствует, так как он представляет собой накопление вожатыми практического опыта общения с подшефными школьниками.

Б. Школьники совместно с опытными руководителями создают систему массовых мероприятий с детьми, работают по организации коллективно-творческих дел и досуга учащихся, разрабатывают сценарии, тематические классные часы.

IV блок. Этикет.

А. С целью оказания помощи учащимся в расширении и углублении знаний о культуре поведения и общения проводятся занятия по теории этикета: “Роль общения в жизни и развитии человека”, “Виды общения. Содержание общения”, “Умение слушать и слышать”, “Конфликты”.

Б. На занятиях-практикумах: деловых и ролевых играх, дискуссиях ребята имеют возможность поделиться знаниями правил хорошего тона.

V блок. Пресс-центр.

А. Теоретические занятия проводятся в форме: лекций, бесед, встреч с журналистами, на них дети обучаются основам журналистики и могут проявлять и развивать свои творческие способности.

Б. На практике итогом можно считать повышение качества оформления стенгазет, яркость, актуальность, содержательность и стиль статей и очерков в школьной газете “Голос Юности”, издаваемый пресс-центром Клуба вожатых “Юность”.

Данная программа помогает привлечь широкий круг детей к участию в общественной деятельности, увеличению числа учащихся, занятых организационной работой, повышению социальной активности, дает возможность позитивной самореализации, сближению интересов взрослых и детей в организации досуга.

Также осуществляется интеграция приобретенных навыков выбора вида деятельности и социальной роли через участие детей в работе клуба вожатых.

Так, на первом этапе, в начальном звене, отрабатывается выбор вида деятельности. Если учебная деятельность достаточно жестко регламентирована, обязательна для детей, то отличительная особенность работы с вожатыми – добровольный выбор ребенком занятий, форм общественной деятельности. Каждый учащийся может попробовать свои силы в игротеке, КТД, пресс-центре.

На втором этапе, в среднем звене, отрабатывается выбор социальной роли. Учащимся, уже подготовленным к выбору определенного вида деятельности, предлагается самим определить направление своей работы. Таким образом, в соответствии с их интересами и выбором определяется, в каком блоке будет работать ребенок со своим подшефным классом? Причем в один класс направляются несколько вожатых, которые работают в разных направлениях, чтобы у ученика начального звена была возможность выбора.

На третьем этапе, в старшем звене, одним из важнейших направлений в деятельности клуба является привлечение учащихся к общественной жизни школы, организации досуга. Необходимо отметить, что добровольное участие в Клубе вожатых возможно лишь тогда, когда дети видят в нем перспективу интересной жизни, основанной на энтузиазме, творчестве и желании “зажигать” сердца окружающих людей, а также перспективу реализации собственных возможностей и потребностей.

С этой целью возникла необходимость создания Совета дела, как одного из путей демократизации управления школой. В Совет дела входят творчески-работающие учителя-наставники, педагоги-организаторы, представители родительского комитета и старшеклассники, которые являются старшими вожатыми. Создание Совета дела необходимо для достижения демократизации управления школой, разрешения конфликтных ситуаций

Через Совет дела вожатые оказываются вовлеченными в интереснейшем процессе соуправления школой. При этом необходимо предусмотреть систему преемственности и развития навыков общественной деятельности школьников в начальной, средней и старших группах. Поэтому Совет дела проводит учебу вожатых и практические заседания клуба, где каждый ребенок может поделиться приобретенными навыками.

Все учащиеся, участвуя в работе органов самоуправления, невольно принимают точку зрения интересов всего коллектива. Здесь важно добиться, чтобы жизнь коллектива для каждого члена самоуправления, забота о подшефном классе, о деле, в котором он участвует в своей школе стало неотъемлемой частью его личности.

Таким образом, участие в клубе вожатых способствует становлению норм демократической культуры, формирует навыки игрового общения и деятельности, способствует развитию чувства сопричастности ко всему происходящему в школе, а значит и к происходящему в стране. Участие в органах самоуправления является своеобразной ступенью, подготавливающей подростков к последующей гражданской деятельности, здесь они приобретают социальный опыт, учатся сотрудничеству с людьми, получают возможность выражения и защиты своих интересов и прав. Эти свойства обуславливают их роль в качестве факторов, которые дополняют формирующее воздействие семьи, школы и других институтов социализации.