В процессе обучения школьников географии достаточно часто возникает проблема обобщения изученного на уроках материала. Многие учащиеся воспринимают географические знания как сумму названий и цифр, часто без должной территориальной привязки. Даже старшеклассники, приходящие в наш лицей из разных школ Москвы и Подмосковья после окончания 9 кл., как правило, не имеют должных навыков генерализации изученного материала.
Проводимые в 10-х классах после изучения каждой темы проверочные тесты показывают, что достаточно большая часть учащихся пытается запомнить конкретные данные по всем странам, отраслям мировой экономики. Подобные школьники, считающие географию предметом, где ставка делается на запоминание обширного статистического материала, часто приходят в ужас от обилия информации, которую не могут запомнить.
Намного лучше обстоят дела у школьников, которые уже научилась использовать не механическое запоминание всей информации по теме, а обобщать материал, выделять определенные группы стран, находить им соответствующее место в мировой политике и экономике. Контрольные задания выполняются этими ученикам более легко, оценки и качество их знаний выше.
Вывести на подобный уровень восприятия предмета большую часть учащихся возможно путем обобщения в конце каждой темы изученного материала, подачи его в сжатом, генерализированном виде. Достаточно эффективным видом закрепления важнейших знаний по какой-либо теме является метод опорных сигналов, позволяющий учащимся легко запомнить ключевую информацию.
Известно, что в географии наиболее наглядным и удобным инструментом, помогающим в создании общей картины размещения объектов или явлений, служит географическая карта. Тематическая карта позволяет увидеть рассматриваемое явление целиком и при этом со всеми нюансами.
В качестве учебного пособия, которое поможет ученикам правильно расставить акценты при изучении темы, даст возможность увидеть важнейшие закономерности функционирования той или иной системы, могут служить генерализированные карты-схемы, составляемые учителем совместно с учениками после изучения основного материала какой-либо темы.
Тематические генерализированные карты-схемы, используемые на уроках для закрепления изученного материала, могут представлять собой либо наиболее общую схему размещения, нанесенную непосредственно на карту, либо только схему, нарисованную на доске рядом с географической картой. Подобный рисунок на доске приблизительно повторяет местоположение ключевых географических объектов на карте. Данные схемы заключают в себе самые важные закономерности пространственного размещения объектов или явлений. Благодаря генерализации такая карта-схема легко запоминается учащимися и поэтому может дать заметный эффект в повышении успеваемости по географии.
Обобщение учебного материала ведет к тому, что ученики начинают оперировать не отдельными понятиями и характеристиками самостоятельных объектов, а начинают анализировать происходящие процессы на уровне определенных групп.
В тестовых заданиях по географии для выпускников школ и поступающих в ВУЗы в разделе "Экономическая и социальная география мира" большое количество вопросов связано с определением места той или иной страны в общемировом развитии. Для успешного решения подобных тестов важно научить ученика выделять региональные особенности развития. Это даст более четкую структуру понимания процессов и на уровне отдельных государств.
В 10 классе, в изучении региональных закономерностей развития учащимся должны помочь те самые обобщающие схемы, которые будут играть роль опорных сигналов, являющихся своеобразными маяками.
В качестве примера подобных тематических карт-схем можно привести те, которые используются мной для закрепления лекционного материала в 10 классе в разделе "География населения мира".
Базовым материалом, на котором выстраиваются последующие закономерности, является карта-схема условного деления стран мира на развитые и развивающиеся (рис. № 1).
Учитель должен акцентировать внимание учащихся на этой карте, пояснив, что между развитыми и развивающимися регионами мира существуют важные отличия в социальных показателях. Четкое знание данного деления регионов позволяет выявить определенные закономерности социального развития той или иной страны.
К развитым регионам мира, схематично показанным зеленым цветом, традиционно относят Северную Америку (США и Канада), Европу, Россию, Японию и Австралию с Новой Зеландией. Развивающиеся регионы, показанные красным цветом, представлены странами Латинской Америки, Африки и зарубежной Азии (без Японии).
Этот схематичный рисунок легко запоминается учащимися.
В разделе "Воспроизводство населения", где все страны по показателям естественного прироста делят на два типа, базовая карта-схема практически сохраняется в неизменном виде. К первому типу относятся развитые страны, ко второму - подавляющее большинство развивающихся государств. В виде исключения здесь следует отметить только одну очень важную развивающуюся страну – Китай.
Преподаватель еще раз должен напомнить учащимся, что благодаря жестким мерам, направленным на снижение естественного прироста, эта страна относится теперь к первому типу государств.
Наша несколько видоизмененная схема для этого раздела примет следующий вид (рис. № 2).
В этом же разделе социальной географии изучается государственная демографическая политика.
Как известно, подавляющее большинство развитых стран проводит политику, направленную на повышение естественного прироста, а в группе развивающихся стран проводится обратная политика - на снижение. Поэтому, карта-схема, отражающая общую картину вмешательства государственных институтов в процессы естественного воспроизводства населения на планете, будет идентична первому рисунку (рис. № 3).
Раздел "Состав населения мира" включает в себя следующие характеристики населения:
а) Соотношение полов по регионам мира. При изучении основных закономерностей преобладания в каком-либо регионе женского или мужского населения учащимся, для лучшего запоминания, можно предложить следующую карту-схему (рис. № 4).
В наиболее общем виде она отражает главную закономерность – в развитых регионах преобладает женское население, в развивающихся наблюдается численное превосходство мужчин или примерное равенство полов.
б) Возрастной состав населения. Здесь мы исходим из того, что в развитых странах мира, по сравнению со среднемировыми показателями, понижена доля молодежи и повышена доля пожилых людей, а в развивающихся наоборот. Поэтому, рисунок, иллюстрирующий региональные особенности возрастного состава, будет повторять нашу базовую карту-схему (т.е. аналогичен рис. № 1).
в) Религиозный состав населения. Для закрепления знаний, связанных с этой характеристикой населения, возможна следующая схема, отражающая распространение на планете трех мировых религий (см. рис. № 5).
Подобная карта-схема дает наглядное представление о том, что христианство доминирует в Европе, России, Америке (как Северной, так и Латинской), Австралии и Океании, а так же, в Тропической Африке (наряду с местными верованиями).
Ислам является главной религией в странах Северной и Восточной Африки, на Ближнем и Среднем Востоке, а так же, в ряде стран Юго-Восточной Азии.
Буддизм играет ведущую роль в Восточной Азии и в странах Индокитая.
Данная схема, для лучшего запоминания, практически повторяет ставшую уже привычной базовую конфигурацию регионального обозначения. Единственным новым элементом на этом рисунке является выделение Юго-Восточной Азии, т.к. предыдущий вариант схемы не может отразить особенности религиозного состава населения данного региона.
В зависимости от глубины изучения географии религии в рамках того или иного учебного курса карты-схемы религиозного состава населения могут варьироваться по своей насыщенности. Например, та же схема распространения мировых религий на планете может отражать и основные течения внутри религий (рис. № 6).
Можно дать отдельные схемы распространения каких-либо религий на планете, или региональные карты-схемы, отображающие религиозный состав населения этого района мира.
При этом следует не перегружать подобными схемами данный курс, чтобы они, из-за своего обилия не превратились из вспомогательного материала в дополнительный источник для запоминания.
Раздел "Городское и сельское население. Урбанизация". Этот раздел в школьных атласах традиционно представлен в форме карты, отражающей удельный вес городского населения в каждой стране. В нашем случае, когда мы пытаемся обобщить материал, показать закономерности распространения на уровне регионов, карта-схема может выглядеть следующим образом (рис. № 7).
Исходя из среднемирового показателя урбанизации 47%, мы делим все регионы мира на две категории: высокоурбанизированные (доля городского населения свыше 50%); средне – и слабоурбанизированные (доля городского населения ниже 50%).
Таким образом, учащимся нетрудно будет запомнить, что к группе высокоурбанизированных относятся почти все развитые страны мира, большинство латиноамериканских государств, страны Ближнего Востока и наиболее развитые в экономическом отношении страны Африки (ЮАР и страны Магриба).
Раздел "Размещение и плотность населения. Миграции". Этому разделу могут соответствовать следующие схемы:
а) Районы мира с наибольшей и наименьшей плотностью населения (рис. № 8). Здесь отмечены крупнейшие скопления населения (Восточноазиатское, Южноазиатское, Юго-Восточноазиатское, Европейское, Ближневосточное, Западноафриканское и т.н. Приатлантическое в Северной Америке).
Выделены так же районы с минимальной плотностью населения, связанные с неблагоприятными природными условиями. Остальные районы, по умолчанию, будут считаться нами промежуточным вариантом между максимальными и минимальными показателями плотности населения на планете.
б) Миграции населения по регионам мира (рис. № 9). На этой карте-схеме регионы подразделяются на две группы.
Первая, с преобладанием иммиграционных процессов, обусловленных экономическими причинами, представлена, главным образом, развитыми регионами. Вторая, с преобладанием эмиграционных процессов, связанных, прежде всего с теми же самыми экономическими причинами, представлена развивающимися регионами.
Это повторяет нашу базовую схему деления на развитые и развивающиеся регионы мира. Единственной отличительной особенностью данной схемы, которую следует отметить для учащихся специально, является развивающийся Ближний Восток, относящийся сегодня к центрам иммиграции (трудовая миграция).
Подобные тематические генерализированные карты-схемы по любому разделу школьного курса географии может самостоятельно составить любой преподаватель. Можно предложить в качестве домашнего задания составление таких схем и самим ученикам. Это поможет развитию творческих способностей учащихся и, возможно, появлению интереса к географии даже у школьников, которые не включают данный предмет в число своих любимых.