Тема: Софья Леонидовна Прокофьева. Сказка про маму.
Цель:
- Воспитывать внимательных слушателей.
- Развивать интерес к книге, диалогическую речь, творческое воображение.
- Воспитывать доброе отношение к маме, формировать у учащихся способности к позитивному самоизменению.
Оборудование для учеников:
- рамки и вкладыши Монтессори,
- никитинские кубики (с зеленым цветом вместо белого),
- альбомный лист, цветные карандаши.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Речевая зарядка.
Читать хором с доски: ла—ала, лы—илы, лэ—элэ, ло—оло, лу—улу.
Сначала медленно, потом быстрее, затем быстро произнести хором скороговорку:
Белый снег,
белый мел,
белый заяц
тоже бел.А вот белка не бела,
белой даже
не была.
3. Слушание сказки. Текст читает учитель.
Жила в лесу мама… У нее был детеныш... Кто этот зверёк, вы узнаете, задав мне вопросы. Я буду отвечать только «да» или «нет». Спросите меня.
(Варианты вопросов: Он лохматый? Он серый? У него большие уши? Ответ: Зайчиха с Зайчонком.)
Однажды Зайчонок раскапризничался и сказал своей маме (постарайтесь прочитать на доске, что сказал Зайчонок маме. Кто не умеет ещё читать – найдите знакомые буквы): «Я тебя не люблю» (здесь и далее по тексту выделенные слова написаны на доске.) Повторяю. Однажды Зайчонок раскапризничался и сказал своей маме: «Я тебя не люблю». Горько и больно маме слышать такие слова.
Обиделась мама Зайчиха и ушла в лес. А в этом лесу жили два Волчонка. И не было у них никакой мамы. Было им без мамы очень плохо. (Сколько было одиноких волчат, столько обведите квадратиков из вкладышей на альбомном листе.)
Сидят волчата под кустом и горько плачут:
– Где бы нам взять маму? – говорит один. – Ну, хотя бы маму-корову!
– Или маму-кошку – говорит второй. – Или маму-лягушку! Или маму Зайчиху!
Услышала эти слова Зайчиха и говорит: «Хотите, я буду вашей мамой?»
Обрадовались волчата. (Покажите, как обрадовались волчата. Можно встать.) Повели они маму к себе домой. А дом у волчат грязный, прегрязный. Прибралась мама Зайчиха в доме. Потом согрела воды, посадила волчат в корыто и стала их купать. Сначала волчата не хотели мыться, боялись, что пена в глаза попадет. (Покажите, как боялись волчата.) А потом им очень понравилось. «Мамочка! Мамочка! – кричат волчата. – Еще спинку потри! Еще на головку полей!»
Так и стала жить Зайчиха у волчат. А они маму любят и никогда не обижают, не капризничают, плохие слова не говорят, подарки дарят.
А Зайчонок без мамы совсем пропадает. Без мамы холодно, без мамы голодно, без мамы очень-очень грустно. Побежал Зайчонок к девочке (прочитайте на доске имя девочки) Маше.
– Маша! Я обидел свою маму, и она от меня ушла.
– Глупый Зайчонок – закричала Маша. – Разве так можно? Где мы будем её искать? Пойдем, спросим у Лесной Птицы.
Прибежали Маша и Зайчонок к Лесной Птице.
– Лесная Птица, ты не видала Зайчиху?
– Нет, не видала, – отвечает Лесная Птица. – Но слыхала, что живет она в лесу у волчат. (Дети, вы хотите, чтобы Зайчонок нашел маму? Давайте, поможем.)
А в лесу было три волчьих дома. Прибежали Маша и Зайчонок к первому. (Вот первый домик. Показываю узор-задание из кубиков, рис. 1. Постройте такой домик из четырех кубиков.)
Рис. 1
Заглянули в окно. Видят – в доме грязно, на полках пыль, в углах мусор.
– Нет, моя мама не тут живет. (Почему он так решил? Выслушиваются ответы.)
Прибежали ко второму дому, посмотрели в него. Видят – на столе скатерть грязная, посуда стоит немытая. (Вот этот домик. Постройте его. Дети строят зеленый домик, рис. 2.)
Рис. 2
(В ходе высказывания детей задаю вопросы: Что заставляет тебя так думать? Что ещё вы можете сказать? Что позволяет тебе так думать?)
– Нет, моя мама тут не живет – говорит Зайчонок.
Прибежали они к третьему дому. А третий домик был красный.
(Постройте домик красного цвета. Строят самостоятельно, без схемы.) Видят – в доме всё чисто. За столом сидят волчата – весёлые и пушистые. На столе белая скатерть. Тарелка с ягодами. Сковорода с грибами. (Что ёще было в этом домике вы прочитаете на доске: пироги, каша, суп, котлеты, капуста, хлеб, печенье. Прошу детей, умеющих читать, прочитать по одному слову.)
– Вот, где моя мама живет – догадался Зайчонок.
Постучались они в домик. Выглянула в окно Зайчиха. Прижал Зайчонок ушки и стал маму просить: «Мама, прости меня, пожалуйста. Мамочка, иди опять ко мне жить… Я больше не буду капризничать».
Заплакали волчата: «Мамочка, не уходи от нас!».
Задумалась Зайчиха, не знает, как ей быть.
(Дети, как вы думаете, как поступить Зайчихе? Выслушиваются ответы.)
Так и решили: один день Зайчиха будет зайчаткиной мамой, а другой день – волчаткиной. Стала Зайчиха один день жить у Зайчонка, а другой – у волчат.
Вот и дорожку протоптала из 4-х фигур (это ошибка, правильно – из 6 фигур. Рис. 3. У детей на парте – 6 фигур. На что похожа дорожка? Выслушиваются ответы. Запомните порядок фигур в дорожке и постройте её. Закрываю дорожку. Дети строят. Открываю дорожку – дети проверяют.)
Рис. 3
Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.
(Чему учит сказка? Выслушиваю ответы детей.)
Подвожу итог. Вы сказали, что сказка учит не обижать мам, говорить им добрые, ласковые слова, что без любви человеку плохо.
(При помощи вкладышей нарисуйте цветочек или конфету. Дома раскрасьте. Подарите маме рисунок и расскажите сказку. Дети рисуют рисунок. Тем, кто затрудняется, даю схему, рис. 4)
Варианты схем
Рис. 4