Введение.
Стратегической линией педагогической деятельности нашего коллектива является внедрение личностно-ориентированной модели образовательного процесса на основе воспитательной педагогической практики и педагогической практики самореализации личности.
Мы строим свою работу по формуле: дети + семья + педагоги = Сообщество.
Основой нашего взаимодействия является умение выслушать, ощутить проблемы, побудить к созиданию, коррекции возникших проблем. Взаимодействие строится на принципах взаимопонимания, взаимного уважения и доверия, поддержки и партнерства, взаимоответственности.
Главная стратегическая цель (миссия детского сада) - обеспечить развитие детей, удовлетворение потребностей и интересов каждого ребенка, запросов семьи, городского сообщества и государства, путем предоставления широкого спектра качественных оздоровительных и образовательных услуг, на основе принципов гуманизации и демократизации педагогического процесса для воспитания человека и гражданина.
Основные задачи:
- сохранять и укреплять здоровье детей, формировать предпосылки здорового образа жизни;
- обеспечить своевременное и полноценное психическое развитие каждого ребенка;
- обеспечить социально-нравственное и эмоционально-личностное развитие детей.
Приоритетные направления в развитии содержания образовательной деятельности.
- Оздоровительная и коррекционно-диагностическая направленность педагогического процесса.
- Художественно-эстетическое образование и развитие детей.
- Эмоционально-личностное и социально-нравственное развитие.
- Экологическое образование детей.
- Защита прав и достоинства маленького ребенка: координация усилий детского сада и семьи.
- Развитие индивидуальных способностей детей детского сада. С этой целью вариативная часть образовательного процесса включает в себя широкую сеть платных и бесплатных дополнительных образовательных услуг основному контингенту детей (бесплатные: фольклорная студия, театральная студия, кружки вышивания и тестопластики, секции акробатики и художественной гимнастики, синхронного плавания, школа пловца, школа мяча; платные: музыкально-ритмические занятия, обучение английскому языку).
Приоритетные направления в развитии технологий педагогического процесса.
- Личностный подход в образовании в рамках современных образовательных программ (развитие ребенка в своем темпе в соответствии со своими возможностями).
- Ориентировка на обеспечение самоопределения личности, создание условий для саморазвития и самореализации каждого ребенка.
- Внедрение новых форм дошкольного образования на основе платных и бесплатных образовательных услуг дополнительному контингенту детей (платные услуги: школа раннего музыкального развития, обучение плаванию, группа раннего развития (от 9 мес. до 3 лет); бесплатные: школа для заботливых родителей, занятия по изодеятельности, занятия по развитию движений, семейная комната).
- Внедрение здоровьесберегающих технологий.
Показатели конечного результата (модель выпускника детского сада № 10).
- Дети, сохранившие и укрепившие физическое и психическое здоровье, имеющие представление о здоровом образе жизни.
- Свободные, проявляющие самостоятельность, инициативу деятельности и общения, умеющие выражать свое мнение и отстаивать его, обладающие воображением (в соответствии с возрастом).
- Гуманные - добрые, способные к сопереживанию, стремящиеся к миру, согласию, терпимости, понимающие ценностные основы отношения к окружающей действительности - природе, окружающим предметам, явлениям общественной жизни, сверстникам, взрослым, самому себе.
- Стремящиеся добиваться лучших результатов, развивать свои индивидуальные способности.
- Имеющие положительную установку на "Я - потенциальное".
- Умеющие осуществлять выбор, ставить и решать проблемы, принимать и быть инициатором изменений в тех или иных ситуациях (в соответствии с возрастом).
Условия достижения положительного результата.
- Индивидуализация педагогического процесса.
- Создание разнообразной динамично изменяющейся развивающей среды.
- Повышение профессионального мастерства педагогов и персонала детского сада.
- Создание коллектива единомышленников, работающего слаженно, гармонично.
- Просвещение родителей, их активное участие в реализации программ.
- Контроль всех происходящих в детском саду процессов.
- Заинтересованность исполнителей в получении положительного результата (мотивация и стимулирование работников).
- Благоприятный социально-психологический климат в коллективе.
- Разумное внедрение новых программ, технологий и дополнительных услуг, качественное их освоение. Работа "вглубь", а не "вширь".
- Своевременное информационное обеспечение.
- Развитие профессиональной коммуникации.
- Повышение уровня развития коллектива.
- Формирование демократического сообщества: дети, семья, педагоги.
- Формирование имиджа детского сада.
Планирование работы детского сада.
В структуру планирования деятельности нашего детского сада входят:
- Программа развития детского сада (на 3 года).
- Программа оздоровления и физического развития детей (на 3 года).
- Образовательная программа (на год).
- Перспективный план экспериментальной работы на 5 лет.
- План экспериментальной работы на год.
- Годовой план.
- Планы создания предметно-развивающей среды по всем разделам образовательных программ на все возрастные группы.
- Перспективные планы работы специалистов и медицинских работников с детьми, родителями, персоналом детского сада на год.
- Перспективные планы образовательной работы с детьми.
- Календарные планы и тематические проекты работы с детьми.
- Учебные планы (сетка занятий, общая, недельная, месячная и годовая нагрузка на детей по количеству занятий и по времени, индивидуальная нагрузка на каждого ребенка).
- Циклограммы организации жизнедеятельности детей (в каждой группе).
- Циклограммы работы всех специалистов детского сада, заведующего.
- План работы Совета специалистов, ВНИКа.
- План контроля.
- Организация внешней коммуникации (планы взаимодействия с учреждениями образования, культуры и спорта в едином образовательном&nbsli; пространстве города).
- Планы и программы по предоставлению платных и бесплатных дополнительных образовательных услуг основному контингенту детей и неорганизованным детям микрорайона от 9 мес. до 3 лет.
- Планы работы с семьей.
- Планы театральной, выставочной и концертной деятельности родителей в каждой группе детского сада.
- Другое.
Ценности коллектива детского сада № 10:
- Гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми: исходной точкой в работе педагога являются интересы ребенка и перспективы его дальнейшего развития, умение стать на его позицию, учесть его точку зрения, не игнорируя его чувства и эмоции, взгляд на ребенка, как на полноценного партнера в условиях сотрудничества. Ребенок рассматривается в совокупности всех своих индивидуальных проявлений и возрастных особенностей.
- Инновация как средство развития, улучшения имеющихся положительных результатов, а не самоцель.
- Ценности демократии: самоопределение, самовыражение, самореализация.
- Ценности творчества: самооценка, самоконтроль, рефлексия, самокоррекция, саморазвитие, самовыражение.
- Ценности взаимодействия: взаимоуважение, взаимопонимание, взаимопомощь, этика отношений, доверие, взаимоподдержка.
- Сохранение и обновление традиций.
- Создание в детском саду духа интеллигентности (высокая образованность, интеллект плюс внешняя и внутренняя культура жизнедеятельности).
- Участие в управлении детским садом членов коллектива, родителей; вовлечение их в процесс творческой деятельности.
- Имидж детского сада.
Управление качеством образования.
Существует определенная структура управления качеством образования, которая раскрыта в книге "Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга" (авторы Д.М. Матрос, Д.М. Полев, Н.Н. Мельникова). Она включает в себя:
- реагирование на ожидаемые изменения ситуации;
- реагирование на наступившие изменения;
- реагирование на ошибки.
Под качеством образования понимается соотношение цели и результата, мера достижения цели. Таким образом прежде всего необходимо сформулировать и конкретизировать цели образовательного процесса. Важным условием постановки и достижения цели является определение начального состояния каждого ребенка (уровень здоровья, нервно-психического развития, педагогическая и психологическая характеристика, уровень социально-нравственного и эмоционально-личностного развития, интересы, наклонности, индивидуальные способности, социально-педагогический статус семьи, взаимоотношения в семье и т.д.).
Чтобы иметь четкие представления о результате педагогической деятельности, в детском саду разработана система контроля и мониторинга, определены способы и средства контроля для обеспечения обратной связи (заполняются соответствующие таблицы, схемы, карты, графики, листы контроля и т.д.). К примеру, чтобы спрогнозировать развитие каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями, присущим ему темпом и уровнем развития педагоги детского сада два раза в год в мае и сентябре проводят обследование каждого ребенка:
- в раннем возрасте и в эпикризные сроки - обследование нервно-психического развития детей;
- в младшем и среднем возрасте - педагогическое обследование по определенным разделам программы и психологическое - по запросам и показаниям;
- в старшем возрасте - педагогическое обследование по всем разделам программы психологическое - по запросам и показаниям;
- в подготовительной к школе группе - педагогическое обследование по всем разделам программы и психологическая диагностика на школьную зрелость;
- со среднего возраста изучаются межличностные отношения в группе;
- в январе месяце проводится рубежная диагностика по показаниям;
- большую часть информации педагоги получают через систематическое наблюдение за деятельностью детей, их взаимоотношениями, отношениями между детьми и родителями.
Все данные заносятся в таблицу мониторинга. По результатам прогнозируется развитие детей, определяется содержательная информация, предлагаемая детям для усвоения и заносится в индивидуальные карты развития по всем разделам программы. Такой подход позволяет "наращивать" или "сокращать" требования для того или иного ребенка. Таким образом для каждого малыша появляется возможность максимально использовать свои потенциальные возможности, не перегружая себя и других. Подобным образом осуществляется работа и по другим направлениям педагогической деятельности коллектива.
Индивидуальные карты развития (программы) и являются инструментально прописанной целью, поставленной перед детским садом.
Контроль, как уже было сказано, играет роль обратной связи и подчинен достижению цели. Если цель не достигнута, то результаты контроля свидетельствуют о необходимости внести коррективы в процесс образования. Следует отметить, что наиболее эффективной является так называемая следящая обратная связь.
С 2001 г. в детском саду в экспериментальном режиме внедряется программа "Сообщество". Она разработана коллективом ученых Джорджтаунского университета, адаптирована к социокультурной ситуации в России, утверждена Министерством образования РФ. И именно на основе этой программы образовательный процесс в детском саду строится таким образом, что позволяет реализовать те принципы, которые нам диктует жизнь и те требования, которые заложены в Законе РФ "Об образовании", в национальной доктрине образования в РФ, в концепции модернизации Российского образования и областном (национально-региональном) компоненте государственного образовательного стандарта, а именно:
- позволяет реально обеспечить индивидуализацию для каждого ребенка и участие родителей в реализации программы;
- образовательный процесс строится на основе баланса свободной самостоятельной деятельности детей и совместной деятельности взрослого с детьми;
- взрослый привлекает детей к занятиям без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и формам деятельности, дополнительно мотивируя детей своим партнерским участием;
- дифференцированный временной режим для разных видов совместной деятельности;
- обеспечивается эмоциональное благополучие, эмоционально-личностное и социальное нравственное развитие;
- обеспечивается самоопределение личности и самореализация детей с разным уровнем развития;
- программа содействует формированию положительных взаимоотношений между сверстниками и сотрудничества между детьми и взрослыми;
- реализуется право на свободный выбор деятельности, мнений и рассуждений;
- решается задача "формирования человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество".
Все вышеизложенное способствует реализации целей, которые мы ставим перед собой.