Интегрированный урок. Обучение грамоте. "Мир вокруг нас"

Разделы: Начальная школа


Цели: Познакомить со звуком [щ’], буквой Щ, щ. Учить плавному слоговому чтению с переходом на чтение целыми словами; создать условия для развития фонематического слуха, орфографической зоркости. Развитие речи детей, расширение их кругозора, обогащение словарного запаса. Воспитание интереса к предмету.

Оборудование: Лента букв, магнитные предметные картинки с изображением рыб (на одной из сторон записаны предложения), магнитная удочка, аквариум, корзинка с овощами (капуста, картошка, морковь, горох, петрушка, свекла, кабачок), плакат с буквами “Н, Л, М, З, Р, Щ”. Цветные иллюстрации щуки, акул, пираний.

Ход урока.

1. Проверка домашнего задания

На прошлом уроке мы познакомились с текстом Л.Толстого “Жучка”. Давайте прочтем его еще раз (чтение детьми).

А теперь буду читать я, но с ошибками. Следите по тексту, будьте внимательны. Кто не пропустит ни одной ошибки? (чтение текста учителем)

2. Работа с лентой букв.

На какие группы делятся все буквы?

Чем отличается гласный звук от согласного?

Что мы знаем о гласных звуках?

(а, о, у, ы, э – дают твердость согласному звуку; и, е, ё, ю, я – дают мягкость согласному звуку; е, ё, ю, я – обозначают 2 звука, если стоят в начале слова, после гласного звука, после ь и ъ)

Что знаете о согласных звуках?

(Всегда мягкие: й, ч, щ; всегда твердые: ж, ш, ц; остальные согласные могут быть твердыми и мягкими в зависимости от того, какой гласный идет за согласным. Парные по глухости-звонкости: б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с)

Посмотрите внимательно на плакат. Какая буква “лишняя”? Почему? Докажите (щ – обозначает глухой звук, все остальные буквы обозначают звонкие звуки).

Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока? (Звук [щ‘], буква “Щщ”)

3. Работа над новым материалом.

а) Отгадайте загадку:

У нее во рту пила,
Под водой она жила.
Всех пугала, всех глотала,
А теперь в котел попала.

Правильно, щука (показ иллюстрации щуки). Произнесите первый звук. Что вы о нем можете сказать? (Согласный, глухой, мягкий)

Давайте составим схему к слову “щука”. (Составление из карточек схемы на доске, дети работают в тетрадях. Комментарий ученика у доски: “Слово состоит из 2 слогов, первый – слог-слияние с мягким согласным, второй – слог-слияние с твердым согласным, ударный первый слог”)

б) Упражнение в распознавании звука [‘щ] (хлопки в ладоши): щи, ящик, шутка, щуки, жуки, щетка, шапка, помещение, цапля, щипцы, щепка.

в) Знакомство с буквой “Щ, щ”

На что похожа буква “ща”?

Ученик:

На расческу Щ похожа.
Три зубца всего? Ну что же!

Какое правило нужно помнить, чтобы верно писать слова с буквой Щ?

(ЧА-ЩА пиши с буквой А; ЧУ-ЩУ пиши с буквой У)

Напечатайте под схемой слово-отгадку “щука” (на доске и в тетради).

г) Чтение слогов с доски:

АЩ ОЩ УЩ ЫЩ ЭЩ

ЯЩ ЮЩ ИЩ ЕЩ

ЩА ЩО ЩУ ЩИ ЩЕ – что вы можете сказать о новом звуке в этих слияниях?

Хоровое чтение. Прочтите первую строчку слогов с грустью, 2 строчку – с удивлением, 3 строчку – с радостью.

4. Закрепление нового материала.

а) Чтение слов с доски:

ЩИТ СЫЩИК

ЧАЩА ЛЕЩ

ВЕЩЬ ЩАВЕЛЬ – обратить внимание на ударение

ПЛОЩАДКА КЛЕЩ

ОБЕЩАНИЕ ЩЕНОК

ЯЩЕРИЦА ЩЕГОЛ

Задания:

Назовите слова, в которых букв больше, чем звуков (вещь, щавель). Докажите.

Назовите слова, в которых букв меньше, чем звуков (обещание, ящерица). Докажите.

Назовите односложные слова, двусложные.

Назовите слова, в которых ударение падает на 1 слог.

Что обозначает слово “сыщик”? (Тайный агент сыскной полиции)

А слово “чаща”? (Густой частый лес)

Назовите слово: название птицы (щегол), травянистое растение с листьями кислого вкуса (щавель), предмет старинного вооружения (щит), небольшое пресмыкающееся с удлиненным телом и длинным хвостом (ящерица).

Найдите слово, которое будет обозначать название инструмента, если добавить одну букву (КЛЕЩ+И).

б) Работа над скороговоркой: Щенок за обе щеки уплетает щи. (Чтение с ускорением)

Что значит уплетает? (Ест с аппетитом)

Произнесем так, чтобы получилось вопросительное предложение, восклицательное.

Физминутка.

в) Выразительное чтение стихотворения из Азбуки (стр. 187)[1]:

В словах на доске есть название рыбы. Найдите это слово (лещ).

Чтение стихотворения несколькими учениками.

Как понять строку “ходят важные лещи”?

А кто попробует изобразить нам важного леща?

Как проверить безударные гласные в словах ЛЕЩИ, ТИШИ, ШИРИНОЙ? (Дети подбирают проверочные слова)

Какое правило надо помнить, чтобы правильно написать слова ШИРИНОЙ, ТИШИ?

г) Игра “Рыбалка”

А каких рыб вы еще знаете?

Я предлагаю вам сейчас порыбачить. Но рыбки у нас необычные. На каждой что-то написано (Из аквариума дети удочкой ловят рыбку, читают предложения):

У рыб есть скелет, и они дышат жабрами.

Щука может прожить больше ста лет.

Рыбы ощущают запахи, вкус, видят и слышат.

Рыбы не могут жить без кислорода. Они добывают его из воды.

Некоторые рыбы легко обходятся без пищи несколько дней, другие постоянно хотят есть.

Из всех рыб самыми опасными для человека являются акулы и пираньи (показ иллюстраций)

Что вы знаете об этих рыбах?

Дополнение учителя:

Акула – самая крупная хищная морская рыба.

Пиранья – это речная рыба, обитает в Южной Америке. Пираньи живут большими стаями и очень агрессивны. У них мощные челюсти и мелкие острые зубы. Стая пираний нападает на любое животное, которое заходит в воду, в том числе и на человека, и мгновенно разрывает его на части.

Самая большая рыба – китовая акула. Она весит 15 тонн.

Сравните. Самое крупное сухопутное животное на Земле – африканский слон – весит 10 тонн. Кто тяжелее: китовая акула или африканский слон? На сколько?

А взрослые китовые акулы достигают веса 40 тонн.

А какова же длина китовой акулы? Давайте решим цепочку и узнаем это:

10 – 3 Y + 2 Y – 4 Y + 5 Y + 8 = 18 (м.)

Посмотрите, вот метровая линейка. Сколько нужно таких линеек, чтобы показать длину китовой акулы? (18)

Молодцы! Столько нового узнали о рыбах.

д) Игра слово-магнит РЫБАЛКА (дети подбирают слова: УДОЧКА, РЕКА, КРЮЧОК, РЫБЫ, ЧЕРВЯК, ЛОДКА, НАЖИВКА И Т.Д.)

е) Чтение. Инсценировка.

На уху мы рыбы наловили. Неплохо бы еще что-нибудь приготовить. В моем пакете кое-что лежит. Ваша задача на ощупь, не глядя в пакет, отгадать, что там. (Дети определяют и вынимают овощи)

Как назвать одним словом все то, что вы достали (овощи)

Давайте прочтем загадки про овощи на с.188 из Азбуки[1].

Подберите проверочные слова к словам ДЕД, ШУБ, СИДИТ, КОСА, ТЕМНИЦА. (Дети подбирают проверочные слова)

На с.190-191 Азбуки [1] напечатано стихотворение Ю.Тувима “Овощи”. Ребята приготовили для вас инсценировку этого стихотворения. (Инсценировка)

Повторное хоровое чтение.

ж) Игра на внимание:

Найдите спрятавшиеся слова:

КЧАСДАЧАЩАВЕЛЬНИКЛЕЩИЛЦЫМ (Час, сдача, дача, чаща, щавель, ельник, клещи, лещ, клещ, щипцы)

Что обозначает слово “ельник”?

5. Итог урока.

Что нового мы узнали сегодня?

Что понравилось на уроке?

Чья работа на уроке заслуживает похвалы?

6. Литература

1. Русская азбука. Учебник для 1 класса трехлетней и четырехлетней начальной школы. Авторы: В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, А.Ф.Шанько, В.Д.Берестов. М., “Просвещение”, 2001.
2. “Рыбы озер, рек и океанов”/пер. с англ. Н.Белова/ М., Терра-Книжный клуб, 1998, с.19, 20
3. Большая энциклопедия природы для детей /пер. с фр./ М., Гриф-фонд, Межкнига, 1994, с.110-113
4. “Мир животных: Птицы. Рыбы, земноводные и пресмыкающиеся” И.Акимушкин, М., Мысль, 1989, с.270-271
5. Энциклопедия для детей, М., АОЗТ издательство “Аванта+”, с.365, 388-389.
6. “Акулы”, Шейх-Миллер Дж. /пер. с англ. Н.С.Лчпковой/ М., ООО “Издательство Росмэн-Пресс”, 2002, с.6, 28, 56.
7. “Тайны животных”, П.Доусвелл /пер. с англ. Л.П.Корзуна/ М., ООО “Издательство Росмэн-Пресс”, 2002, с.60
8. “Тайны живой проироды” /пер. А.М.Голова/ М., Издательство “Росмэн”, 1995, с.4