Работа рассчитана на 2 учебных занятия – парное занятие.
Цели и задачи:
- Научить учащихся работать с графическими объектами.
- Научить учащихся с помощью текстового процессора Word 7.0 оформлять сложные по применению документы.
- Научить учащихся форматировать документы Word 7.0.
- Развитие фантазии и творческих способностей ребят.
- Воспитание и привитие ответственного отношения к труду.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
- Открытки, созданные другими учащимися.
Рис. 1
- Режимы главного меню текстового процессора Microsoft Word 7.0.
Рис. 2
- Панели инструментов текстового процессора Microsoft Word 7.0.
Рис. 3
ПЛАН ЗАНЯТИЙ:
- Организационный момент (5 минут).
- Введение новой темы – лекция (35 минут).
- Закрепление темы – практическая работа (34 минуты). Физкультминутка (1 минута).
- Подведение итогов занятия (5 минут).
Занятие 1
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята, сегодня мы с вами изучим новую тему: “Создание открытки в Microsoft Word 7.0. Работа с графикой”. Эта тема поможет вам глубже изучить возможности текстового процессора Word 7.0, научиться использовать различные режимы процессора и создавать самые разные документы: на основе режимов, изученных в этой теме, вы сможете создавать проспекты, брошюры, приглашения, хорошо работать с графикой, применяя различные эффекты. После изучения этой темы вы легко сможете оформить открытку для своих друзей и близких на любой праздник или торжество. На первом занятии мы рассмотрим все необходимые для работы режимы и запишем их.
На втором занятии вы попробуете, руководствуясь записанным материалом, создать свою собственную открытку. Для тематики открытки возьмем самый ближайший праздник – Новый год. Созданная вами открытка будет участвовать в конкурсе печатных изданий среди 9–10-х классов. Конкурс проводится в нашей школе ежегодно и способствует активной работе учащихся, росту их творческих способностей. На конкурсе главными критериями являются качественное оформление открытки и текста поздравления.
II. Введение новой темы.
Запишем тему: “Создание открытки в Microsoft Word 7.0. Работа с графикой”.
(Устно. Раздается дидактический материал).
Используемые режимы главного меню Word 7.0:
“Файл”\“Параметры страницы”.
“Формат”\“Колонки”.
“Формат”\“Шрифт”.
“Вставка”\“Рисунок”.
“Вставка”\“Рисунок”\“Объект Word Art”.
“Формат”\“Границы и заливка”.
“Файл”\“Печать”.
* Вместо режимов можно использовать соответствующие панели инструментов.
Запишем ход работы и все действия, которые будет необходимо выполнить.
III. Ход работы.
Включить компьютер, загрузить текстовый процессор Word 7.0.
Установить параметры страницы: “Файл”\“Параметры страницы”: на вкладке “Поля” установить все поля по 1,5 сантиметра; на вкладке “Размер бумаги” установите альбомную ориентацию листа.
Используя режим “Формат”\“Колонки”, где устанавливаем количество колонок – 2 и промежуток между ними – 3 сантиметра.
* Для удобства работы включите непечатаемые символы (¶ – кнопка с таким значком находится на стандартной панели инструментов).Не забудьте периодически сохранять файл под именем “Моя открытка” с помощью режима “Файл”\“Сохранить”.
В первой колонке (это будет вторая страничка обложки) клавишей Enter создаём пустые строки и спускаемся вниз, на нескольких последних строках размещаем информацию об издателе, количестве экземпляров и т.д., форматируем текст по центру (“Формат”\“Абзац” или панель форматирования) и используем цветной шрифт – “Формат”\“Шрифт” или панель форматирования. “рис. 4”.
Рис. 4
На последней строке первой колонке нажимаем Enter и курсор переходит во вторую колонку – на лицевую сторону открытки “рис. 4”, здесь вам необходимо приложить всю свою фантазию, чтобы открытка получилась необычной и красивой. Можно использовать стандартные рисунки из каталога Clipart, можно группировать и изменять отдельные рисунки, нарисовать в Pаint, если есть сканер – можно использовать просканированный рисунок.
Чтобы вставить рисунок в открытку: “Вставка”\“Рисунок”\“Картинки” в диалоговом окне коллекции Clipart выберите нужный рисунок и нажмите кнопку вставить. Рисунок будет помещен в документ, там где стоял курсор.
Растяните рисунок на всю колонку.
* Не забудьте, что открытка будет согнута пополам – расстояние между колонками 3 см, т.е. поле останется 1,5 см, рисунок не должен заходить за поля!
Чтобы рисунок не смещал текст – задайте обтекание: правой кнопкой мыши щелкните по рисунку и в контекстном меню выберите режим “Формат рисунка”. Откроется диалоговое окно для настройки формата рисунка. Щелкните левой кнопкой мыши по вкладке “Обтекание” и выберите “Нет”. Для настройки формата рисунка можно также использовать панель настройки изображения: если она не открылась сразу при добавлении рисунка, то щелкните правой кнопкой мыши по рисунку и в контекстном меню выберите пункт “Отобразить панель настройки изображения”. “рис. 5”
Рис. 5
Назначение кнопок на этой панели: вставить рисунок; изображение (черно-белое, оттенки серого и т.д.); увеличить контрастность; уменьшить контрастность; увеличит яркость; уменьшить яркость; обрезка рисунка (кадрирование); тип линии; обтекание текстом; формат рисунка; установить прозрачный цвет; сброс параметров рисунка.
Чтобы поверх рисунка напечатать текст “Поздравляю с Новым годом!” (или любой по теме открытки) поместите рисунок под текст: щелкните по рисунку правой кнопкой мыши в открывшемся контекстном меню выберите команду “Порядок”, а в появившемся списке команду “Поместить за текстом”.
Текст на титульном листе открытки можно сделать объектом Word Art: для этого используйте режим “Вставка”\“Рисунок”\“Объект Word Art” или щелкните соответствующую кнопку на панели рисования.
Оформив титульный лист нажмите Enter для создания второго листа.
В первой колонке нажимайте Enter чтобы создать пустые строки, но если вы хотите, то можно поместить любой тематический рисунок.
Во второй колонке второго листа напечатайте текст поздравления и отформатируйте его: задайте выравнивание – по центру, цвет шрифта, начертание с помощью режима “Формат”\“Шрифт” и панели форматирования. “рис. 6”.
Рис. 6
Для того, чтобы задать рамку для открытки используйте режим “Формат”\“Границы и заливка”. В диалоговом окне выберите вкладку “Страница”, в поле “Рисунок” выберите подходящую рамочку, задайте её параметры: толщину, цвет. Далее щелкните по кнопке “Параметры” и в диалоговом окне в поле “Относительно” выберите “текста”. Нажмите “ОК”, чтобы применить рамку к открытке.
Просмотрите открытку в предварительном просмотре.
Распечатайте на принтере сначала 1 лист, затем переверните его, снова вложите в принтер для печати с другой стороны и отправьте на печать 2 лист.
* После объяснения каждого режима необходимо интересоваться у учащихся все ли им понятно, может что-то объяснить подробнее. Это гарантирует усвоение материала всеми учениками класса.
Подведение итогов.
Ребята, в ходе этого урока вы узнали как создать и оформить открытку, узнали новые режимы для работы с графикой и текстом. С их помощью и приложив творческие усилия вы сможете создать поздравительную открытку и наверняка в конкурсе печатных изданий ваша открытка займет призовое место!
Занятие 2
Закрепление темы – практическая работа.
А сейчас вы на компьютере попробуете создать открытку к Новому году см. “рис. 1”.
* Класс делится на пары. Каждая пара оформляет свою открытку. Так как большинство практических работ выполняются в парах, то ребята к этому уже привыкли и конфликтов не возникает. После изготовления открытки можно распечатать ее в 2-х экземплярах, немного изменив текст.
Организационный момент:
Ребята, открытку необходимо создавать последовательно, чтобы не ошибиться. Самое сложное в таких работах – это редактирование тех форматов, которые вы уже настроили. Например, если вы забудете изменить ориентацию листа с книжной на альбомную, то естественно потом придется переделывать всю открытку. Открытка состоит из множества элементов, поэтому все элементы должны иметь один стиль.
Выполнение практической работы на персональном компьютере.
* Если кто-то из ребят не справляется или не хватает идей, педагог может помочь и проконсультировать ребенка.
Физкультминутка.
А) Упражнение для релаксации зрения (провожу после 17 минут работы за компьютером):
Крепко глазки мы зажмурим –
Раз, два, три, четыре, пять!
Вдаль посмотрим, удивимся –
Раз, два, три, четыре, пять!
И зажмурим их опять –
Раз, два, три, четыре, пять!
Снова нужно открывать!
Повторить 2 – 3 раза.
Б) Упражнение для гимнастики пальцев (такие упражнения нужно проводить обязательно при печати текстовых работ):
Пальчикам:
Если вы уже устали
Всё по кнопочкам скакать,То давайте поиграем –
Есть минутка отдыхать!Соберитесь все к ладошке
И потопайте немножко!
Дальше быстро распрямитесь,
Хорошенечко встряхнитесь,
И по очереди все соберитесь в кулачке.
Упражнение повторить 2 раза.
– Хорошо мы все взбодрились!
– За работу дружно принялись!
IV. Подведение итогов.
Работы принимаются в печатном или электронном виде. Оцениваются работы по таким критериям:
- Качество форматирования;
- Общий стиль открытки;
- Оформление графикой;
- Идеи и фантазия учащегося;
- Интересный текст поздравления.
Самые лучшие работы от каждого класса направляются на конкурс печатных изданий, где между ними проводится отбор по разным номинациям:
- Лучшее оформление.
- Лучшее поздравление.
- Новые и интересные идеи и т.д.