Цель курса: сформировать целостную картину мира на основе межпредметных связей, формирование биологически грамотной личности.
Изучив курс, ученик должен:
- ориентироваться в биологической и, пограничной с ней, химической областях;
- овладеть знаниями методов, понятий, теорий, областей практического применения знаний о роли неорганических элементов, ионов, соединений в биологических системах.
Структура и содержание курса определились такими факторами:
- интересы и потребности школьников разного возраста, их подготовка по биологии и химии;
- психологическая концепция развития понятий, изучения теорий, формирования умений в ходе становления личности;
- выбор ориентиров для установления порядка следования тем (системные, психологические, биологические, практические)
Факультативный курс рассчитан на 34 часа, т.е. 1 час в неделю.
Для расширения спектра знаний и углубления их, связи с практикой в ходе курса предусмотрено проведение лекционных и семинарских занятий, а также лабораторных работ.
Современная биология уже не может рассматриваться в отрыве от других наук, только в системе возможен целостный образ биологической реальности. Рассмотрение результатов биологического и химического познания помогает в развитии личности школьников, в формировании у них потребности к саморазвитию.
№ | Тема занятия Количество часов |
Задачи | Оборудование | Литература | Домашнее задание |
1 | Химический состав клетки (2ч.) | Подчеркнуть важность, необходимость и незаменимость элементов и неорганических соединений в клетке – единице живого организма. Значение различия химического состава клеток разных тканей | Табл. “Строение клетки” “Периодическая система химических элементов” |
Грин,Тейлор, Стаут “Биология” т.1 | Сообщение “Значение ионов кальция для формирования растущего организма” |
2 | Строение костей (2ч.) | Показать значение костей для человеческого организма; доказать необходимость солей Са, для формирования костей, необходимость присутствия ионов Са в пище взрослого человека, подростка и новорожденного | Декальцинированная кость, горелка, кость, соляная кислота | Пурмаль, Цирельников “Рожденные электричеством” | Сообщение “Значение ионов кальция для мышечного сокращения” |
3 | Химизм мышечного сокращения (3ч.) | Значение ионов Са для мышечного сокращения, ускорение гидролиза АТФ в присутствии ионов кальция и калия, а также магния; влияние ионов кальция на нити тропомиозина. | Табл. “Мышечное сокращение” | Под ред. Ноздрачева “Физиология человека” | Подготовка к семинару |
4 | Семинар: “Неорганическая химия в опорно-двигательной системе” (1ч.) | Подвести итог и выявить основные химические элементы, ионы, которые необходимы для нормального функционирования опорно-двигательной системы | Таблицы по теме | Под ред. Ноздрачева “Физиология человека” | Сообщение “Анемия, причины возникновения” |
5 | Перенос кислорода кровью (2ч.) | Показать значение иона железа (II) в составе гемоглобина, переносчика кислорода по крови | Таблица “Строение гемоглобина” | Ноздрачев Физиология человека | “Значение ионов кальция (II) для свертывания крови” ; “Гемофилия” |
6 | Свертывание крови – важный биологический процесс (2ч.) | Показать значение ионов кальция (II) для свертывания крови | Оборудование к лабораторной работе | Под ред. Ноздрачева “Физиология человека” | |
7 | Газы, участвующие в газообмене (2ч.) | Дать химическую характеристику газов : кислорода и углекислого газа, показать их значение для организма ; дать характеристику газообмену (легочному и тканевому) | Оборудование к лабораторной работе | Химия “Справочные материалы” под ред. Третьякова | Сообщения “Вред курения”,
листовки, “Влияние HCN, CO на дыхание человека” |
8 | Вред курения (1ч.) | Доказать вред курения, т.к. кроме никотина в табачном дыму содержится : сажа, угарный газ, синильная кислота и т. д. Влияние этих веществ на человеческий организм | Листовки, изготовленные учащимися | Химия “Справочные материалы” под ред. Третьякова, материалы периодической печати | Подготовка к семинару |
9 | Семинар: “Значение неорганических веществ для дыхания и кровеносной системы” (1ч.) | Подвести итог изучения темы, выявить основные химические элементы и соединения, которые оказывают влияние на нормальное функционирование дыхательной и кровеносной систем | Таблицы по теме | Химия “Справочные материалы” под редакцией Третьякова | |
10 | Значение рН для пищеварения (2ч.) | Познакомить учащихся с понятием водородный показатель ; показать как изменяется значение рН в разных отделах пищеварительной системы | Оборудование к лабораторной работе | Физиология человека . т.2 под ред. Ноздрачева | Сообщение “Нарушение кислотности желудочного сока” |
11 | Значение соляной кислоты для пищеварения (2ч.) | Показать значение соляной кислоты для пищеварения в желудке. Роль обкладочных желез . Дать химическую характеристику соляной кислоты. | Табл. “Строение стенки желудка” | Физиология человека . т.2 под ред. Ноздрачева | |
12 | Предупреждение отравлений неорганическими веществами (2ч.) | Показать учащимся, какие вещества, ионы, соединения могут оказывать на организм опасное воздействие | Николаев “Металлы в живых организмах” | Сообщения “Первая помощь при отравлениях неорганическими химическим веществами” | |
13 | Первая помощь при отравлении неорганическими веществами (1ч.) | Сформировать у учащихся умение оказывать первую помощь при отравлениях неорганическими веществами | Химия . “Справочные материалы” | ||
14 | Значение воды для человеческого организма (3ч.) | Подчеркнуть роль воды в биохимических процессах , показать роль воды как химического реагента и продукта, в реакциях (гидролиза, дегидратации, окисления, синтеза) | Химия . “Справочные материалы” | ||
15 | Биокатализ (3ч.) | Дать представление о биокатализе, ферментах, влияние ионов металлов на активность ферментов | Оборудование к лабораторной работе | Николаев “Металлы в живых организмах” | Сообщения “Действие кислот и щелочей на кожу” |
16 | Кожа , действие химических веществ на кожу и предупреждение поражения кожи кислотами и щелочами (1ч.) | Показать действие неорганических кислот и щелочей на кожу, сформировать умение оказывать первую помощь при ожогах химическими веществами | Оборудование к лабораторной работе | Подготовка к семинару | |
17 | Семинар Значение неорганических веществ в работе пищеварительной системе, их роль в обмене веществ” (1ч.) | Подвести итог изучаемой теме, выявить, какие основные элементы, ионы, химические соединения необходимы для нормального функционирования пищеварительной системы, нормального обмена веществ | Сообщение “Значение ионов натрия и калия в проведении нервного импульса” | ||
18 | Передача нервного импульса (2ч.) | Познакомить учащихся с процессом проведения нервного импульса, показать значение ионов калия и натрия в осуществлении этого процесса | Таблица “Передача нервного импульса” | Николаев “Металлы в живых организмах” | Подготовка к смотру знаний учащихся |
19 | Итоговое занятие “Смотр знаний” (1ч.) | Подвести итог изученному курсу, продемонстрировать родителям, учителям, одноклассникам знания и умения учащихся, полученные на факультативных занятиях | Весь наглядный материал, оборудование для различных лабораторных работ | Сочинение “Знания, полученные на факультативных занятиях в моей жизни” |