Разработка факультативного курса: "Неорганическая химия в биологических системах"

Разделы: Химия, Биология


Цель курса: сформировать целостную картину мира на основе межпредметных связей, формирование биологически грамотной личности.

Изучив курс, ученик должен:

  • ориентироваться в биологической и, пограничной с ней, химической областях;
  • овладеть знаниями методов, понятий, теорий, областей практического применения знаний о роли неорганических элементов, ионов, соединений в биологических системах.

Структура и содержание курса определились такими факторами:

  • интересы и потребности школьников разного возраста, их подготовка по биологии и химии;
  • психологическая концепция развития понятий, изучения теорий, формирования умений в ходе становления личности;
  • выбор ориентиров для установления порядка следования тем (системные, психологические, биологические, практические)

Факультативный курс рассчитан на 34 часа, т.е. 1 час в неделю.

Для расширения спектра знаний и углубления их, связи с практикой в ходе курса предусмотрено проведение лекционных и семинарских занятий, а также лабораторных работ.

Современная биология уже не может рассматриваться в отрыве от других наук, только в системе возможен целостный образ биологической реальности. Рассмотрение результатов биологического и химического познания помогает в развитии личности школьников, в формировании у них потребности к саморазвитию.

Тема занятия
Количество часов
Задачи Оборудование Литература Домашнее задание
1 Химический состав клетки (2ч.) Подчеркнуть важность, необходимость и незаменимость элементов и неорганических соединений в клетке – единице живого организма. Значение различия химического состава клеток разных тканей Табл. “Строение клетки”

“Периодическая система химических элементов”

Грин,Тейлор, Стаут “Биология” т.1 Сообщение “Значение ионов кальция для формирования растущего организма”
2 Строение костей (2ч.) Показать значение костей для человеческого организма; доказать необходимость солей Са, для формирования костей, необходимость присутствия ионов Са в пище взрослого человека, подростка и новорожденного Декальцинированная кость, горелка, кость, соляная кислота Пурмаль, Цирельников “Рожденные электричеством” Сообщение “Значение ионов кальция для мышечного сокращения”
3 Химизм мышечного сокращения (3ч.) Значение ионов Са для мышечного сокращения, ускорение гидролиза АТФ в присутствии ионов кальция и калия, а также магния; влияние ионов кальция на нити тропомиозина. Табл. “Мышечное сокращение” Под ред. Ноздрачева “Физиология человека” Подготовка к семинару
4 Семинар: “Неорганическая химия в опорно-двигательной системе” (1ч.) Подвести итог и выявить основные химические элементы, ионы, которые необходимы для нормального функционирования опорно-двигательной системы Таблицы по теме Под ред. Ноздрачева “Физиология человека” Сообщение “Анемия, причины возникновения”
5 Перенос кислорода кровью (2ч.) Показать значение иона железа (II) в составе гемоглобина, переносчика кислорода по крови Таблица “Строение гемоглобина” Ноздрачев Физиология человека “Значение ионов кальция (II) для свертывания крови” ; “Гемофилия”
6 Свертывание крови – важный биологический процесс (2ч.) Показать значение ионов кальция (II) для свертывания крови Оборудование к лабораторной работе Под ред. Ноздрачева “Физиология человека”  
7 Газы, участвующие в газообмене (2ч.) Дать химическую характеристику газов : кислорода и углекислого газа, показать их значение для организма ; дать характеристику газообмену (легочному и тканевому) Оборудование к лабораторной работе Химия “Справочные материалы” под ред. Третьякова Сообщения “Вред курения”, листовки,

“Влияние HCN, CO на дыхание человека”

8 Вред курения (1ч.) Доказать вред курения, т.к. кроме никотина в табачном дыму содержится : сажа, угарный газ, синильная кислота и т. д. Влияние этих веществ на человеческий организм Листовки, изготовленные учащимися Химия “Справочные материалы” под ред. Третьякова, материалы периодической печати Подготовка к семинару
9 Семинар: “Значение неорганических веществ для дыхания и кровеносной системы” (1ч.) Подвести итог изучения темы, выявить основные химические элементы и соединения, которые оказывают влияние на нормальное функционирование дыхательной и кровеносной систем Таблицы по теме Химия “Справочные материалы” под редакцией Третьякова  
10 Значение рН для пищеварения (2ч.) Познакомить учащихся с понятием водородный показатель ; показать как изменяется значение рН в разных отделах пищеварительной системы Оборудование к лабораторной работе Физиология человека . т.2 под ред. Ноздрачева Сообщение “Нарушение кислотности желудочного сока”
11 Значение соляной кислоты для пищеварения (2ч.) Показать значение соляной кислоты для пищеварения в желудке. Роль обкладочных желез . Дать химическую характеристику соляной кислоты. Табл. “Строение стенки желудка” Физиология человека . т.2 под ред. Ноздрачева  
12 Предупреждение отравлений неорганическими веществами (2ч.) Показать учащимся, какие вещества, ионы, соединения могут оказывать на организм опасное воздействие   Николаев “Металлы в живых организмах” Сообщения “Первая помощь при отравлениях неорганическими химическим веществами”
13 Первая помощь при отравлении неорганическими веществами (1ч.) Сформировать у учащихся умение оказывать первую помощь при отравлениях неорганическими веществами   Химия . “Справочные материалы”  
14 Значение воды для человеческого организма (3ч.) Подчеркнуть роль воды в биохимических процессах , показать роль воды как химического реагента и продукта, в реакциях (гидролиза, дегидратации, окисления, синтеза)   Химия . “Справочные материалы”  
15 Биокатализ (3ч.) Дать представление о биокатализе, ферментах, влияние ионов металлов на активность ферментов Оборудование к лабораторной работе Николаев “Металлы в живых организмах” Сообщения “Действие кислот и щелочей на кожу”
16 Кожа , действие химических веществ на кожу и предупреждение поражения кожи кислотами и щелочами (1ч.) Показать действие неорганических кислот и щелочей на кожу, сформировать умение оказывать первую помощь при ожогах химическими веществами Оборудование к лабораторной работе   Подготовка к семинару
17 Семинар Значение неорганических веществ в работе пищеварительной системе, их роль в обмене веществ” (1ч.) Подвести итог изучаемой теме, выявить, какие основные элементы, ионы, химические соединения необходимы для нормального функционирования пищеварительной системы, нормального обмена веществ     Сообщение “Значение ионов натрия и калия в проведении нервного импульса”
18 Передача нервного импульса (2ч.) Познакомить учащихся с процессом проведения нервного импульса, показать значение ионов калия и натрия в осуществлении этого процесса Таблица “Передача нервного импульса” Николаев “Металлы в живых организмах” Подготовка к смотру знаний учащихся
19 Итоговое занятие “Смотр знаний” (1ч.) Подвести итог изученному курсу, продемонстрировать родителям, учителям, одноклассникам знания и умения учащихся, полученные на факультативных занятиях Весь наглядный материал, оборудование для различных лабораторных работ   Сочинение “Знания, полученные на факультативных занятиях в моей жизни”