Большинство родителей и воспитателей детских садов считают, что информатика это сложный предмет,овладение которым требует наличие какой-либо вычислительной техники. Однако основные понятия информатики вполне доступны детям дошкольного возраста. Познакомиться с принципами составления программ и основными конструкциями алгоритмических языков, можно не имея под руками ни какой вычислительной техники. Мы предлагаем детям играть в игры и решать задачи, требующие приемов и навыков, аналогичных применяемым при работе с информационными технологиями. Главное, для эффективного применения компьютера – это развитое логическое, алгоритмическое и системное мышление. Понятно, что для развития мышления компьютеры использовать не обязательно. Вместе с коллегой Оводовой Еленой Борисовной разработали занятия для младшего возраста “Развитие мышления” и старшего возраста “Знакомство с информатикой”, для подготовительной группы тетрадь “Первые шаги в информатику”.С младшей группы начинаем использовать метод так называемых заместителей. Выстраивая и перестраивая условные фигурки на специальной доске(шахматной), дети воспроизводят сюжет прочитанной книги. Следующим этапом знакомим детей с клеточными полями. Вместе со сказочными героями дети отправляются в путешествие по полям. Ребенок должен запомнить как ходит герой и действовать строго в соответствии с правилами. Сложность задач возрастает постепенно. Это связано прежде всего с увеличением игрового поля, в младшем возрасте - девять клеточек а в старших до шахматной доски(64 клетки).Предлагаю два итоговых занятия в подготовительной группе.
Занятие по информатике( с элементами астрономии).
Тема: “Летим в космос”.
Программное содержание:
Уточнить представление о том, что дети знают о солнечной системе, галактике. Узнавать созвездия знакомые среди других по особенностям строения и характерным признакам. Развивать умение слушать произведение, пробуждать стремление выразить себя в изобразительном творчестве. Прививать умение думать, рассуждать, находить решение проблем вместе с командой. Способствовать формированию независимости мышления, умение высказывать смелые идеи и гипотезы, защищая и аргументировано отстаивая собственное мнение. Закрепить понятия, полученные на занятиях информатики (поиск маршрута, когда известны его начало и его конец, расшифровывать кодирование стрелками, работа на координатной сетке.
Материал: карта-схема полета, рисунок ракеты ,магнитная шахматная доска, изображение муравья, ракеты на магнитах, д/игры “Выложи планеты” и “ Семья планет”,цветные карандаши, координатная сетка, атрибуты к игре “Поле чудес”,призы командам.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Сегодня наш отряд юных космонавтов отправится в путешествие. Мы совершим Полёт к Марсу, потом вернемся на Землю. Давайте посмотрим на карту(на мольберте карта путешествия) Рис№1.
Нам предстоит стартовать откуда? (С Земли),делаем вокруг нее три витка. Дальше посетим что? (Луну),затем совершим посадку где? (Юпитере),побываем на станции “Созвездие” и наконец, на Марсе. Это будет последний пункт путешествия. Потом мы вернемся на Землю.
Наш отряд состоит из четырёх экипажей. В каждом из них свой командир. Во время полёта будьте очень внимательны. А за работой экипажей будут следить наши операторы и давать оценку экипажу. Тот экипаж, который наберёт больше всех звездочек, будет победителем. Начинается подготовка к полёту: (командиры читают приветственное слово).
Член 1 экипажа:
Далёкие звезды над нами горят
Зовут они в гости ребят- дошколят
Собраться в дорогу нетрудно для нас
И вот мы к полёту готовы сейчас.
Член 2 экипажа: Командует диктор:
Внимание! Взлёт!
И наша ракета помчится вперед
Прощально мигнут и растают в дали
Огни золотые любимой Земли.
Член 3 экипажа:
Хотим мы с тобой подружиться, Луна
Чтоб ты не скучала всё время одна!
Таинственный Марс, подожди нас чуть-чуть
Сумеем в пути к тебе заглянуть!
Член 4 экипажа:
Ждёт нас быстрая ракета
Для полёта на планету
Отправление на Марс
Звёзды, в гости ждите нас!
Действительно, чтобы лететь, нам нужен космический корабль. Знаете, товарищи космонавты, воспользуемся чертежами, которые делал Незнайка.
Придумал Незнайка корабль межпланетный
Чертил чертежи в обстановке секретной
Чтоб Винтик и Шпунтик секрет не узнали,
Чертил на отдельных листах все детали
А ты рассмотри все его чертежи
И полный чертеж из деталей сложи.
Все надо заметить, все надо учесть
Быть может ненужные, лишние есть?
(Открыть рисунок ракеты, 4 экземпляра разрезать на детали, каждый экипаж складывает ракетуРИС.№2). Вот теперь можно лететь. Мы друзей хороших на Луну возьмём.
Пригласим их в космос. Вместе полетим. Давайте нашего друга муравья тоже посадим в ракету. Задание:/ на шахматной доске/ РИС№3
Муравей должен пройти к ракете через воротики. Экипажи у себя на столах с помощью стрелок составляют программу( путь муравья к ракете, одна клетка на шахматной доске – это шаг).Потом диктуют командиру( сколько клеточек вправо, верх , вниз, влево). Командир выполняет алгоритм (порядок действий) на доске.
Теперь наша ракета ввысь летит. Пока мы совершаем витки вокруг Земли, нам хорошо видны планеты солнечной системы. Задание Д/игра “Солнечная система” РИС№4 Выложить все планеты солнечной системы по порядку от солнца.
Задание Д/игра “Семья планет” РИС№5 Представьте, что наша солнечная система – это одна семья. Как вы думаете, кто в этой семье главный, кто братья, сестры,(выложить на карте).Вот и опускаемся на Луну…… До нас уже совершали посадки на Луну. А вот, что рассказал барон Мюнхаузен о своем путешествии.
Наконец-то моя ракета прилунилась! Быстро наступило лунное утро. Я снял скафандр и шлем, спустился на лунную поверхность…. И по колено провалился в пыль. Я знал, что Луна необитаема, но на всякий случай закричал. Никого! Только мой голос, отразившись от соседней горы, эхом вернулся ко мне. Было жарко: градусов 30, а может быть и 40. Хорошо, что я захватил с собой зонтик! Оказалось, что идти по Луне гораздо труднее, чем по Земле. Я еле-еле передвигал ноги. А мой чемодан так и тянул меня вниз. Вдруг подул сильный ветер. Началась пыльная буря. Я поплотнее закутался в плащ. У моря Спокойствия буря стихла. Я надул резиновую лодку. Вот это рыбалка! Я едва успевал менять наживку на крючке. Кстати, лунные дождевые черви намного крупнее своих земных собратьев. Однако пора грести к берегу- наступает лунная ночь. Над моей головой замерцали яркие звезды, засеребрились легкие облака. Я развел костер и сварил уху. Это была самая вкусная уха в моей жизни. Честное слово барона Мюнхаузена, самого правдивого человека на Земле и единственного на Луне. Задание:(после чтения вопрос :Сколько раз соврал самый правдивый человек на свете, рассказывая о своем лунном путешествии?) Прощай Луна. Вперед к Юпитеру. Начинается космическая игра. В невесомости плывем мы под самым потолком. Корабль качается раз, корабль качается два, корабль качается три, в космическом танце замри.( Физкультминутка “ Парим в космосе”).
Итак, мы подлетаем к Юпитеру. Посмотри в иллюминатор, друг! Чудеса одни вокруг! Нас встречают космические люди. Командиру экипажа нарисовать портрет космического человека и рассказать, из чего он состоит (включается музыка, дети рисуют Рис.№6). Теперь мы летим к станции “Созвездия”. Детям задаются вопросы:
- Чем отличаются звезды от планет.
- Назовите путеводную звезду, на которую ориентируются путешественники.
- Загадывание загадок:
а) Прекрасная звезда на небе. Звучит оно как слово “вера”, Как имя девушки….(Венера).
б) Есть у меня пятнадцать друзей, Пятнадцать спутников жизни моей. Что я за планета? (Юпитер).
Вот нас встречает робот. У него возникли трудности. Роботу дали задание, он не может его решить.1.Рисование по координатам созвездия Кассиопия РИС. №7
2. Роботу нужно назвать планеты с буквой, которая зашифрована в этом алгоритме.( На листе в клетку ставится точка, от этой точки дети должны нарисовать букву, зашифрованную стрелками). xxuuuww Получается буква “С”. (Сатурн, Марс).
Сейчас мы попробуем совершить посадку на Марсе. Марс планета Солнечной системы четвертая по счету от Солнца. Здесь Марсиане приготовили игру для капитанов “Поле чудес”. Только, если мы отгадаем это слово, сможем вернуться обратно на Землю.
Слово из 7 букв: Небесное тело в переводе “блуждающая звезда”. Что это? ( Планета).Дети вращают барабан, набирают очки, отгадывают слово. Марсиане учредили спец. приз для команд. Капитан который выиграл игру получает денежную премию в размере 50 ТЭШ (деньги марсиан) и может купить в космическом магазине, что он пожелает, не выходя за пределы этой суммы. Капитаны покупают призы для своей команды. Путешествие подходит к концу. Пора возвращаться на Землю. Из полёта возвратились, мы на Землю приземлились.
Итог: Что больше всего запомнилось? Что понравилось? Как вы считаете кто был самым находчивым космонавтом? (Находчивому космонавту вручается медаль).
Занятие №2.
Цель: Познакомить с понятием алгоритм. Учить составлять простейшие алгоритмы реальных действий. Научить выделять главные свойства математических отношений, замаскированных несущественными данными ( задачи- шутки). Развивать творческое воображение, логическое мышление, умение предвидеть результат деятельности.
Материал: гюйс, шахматная доска (магнитная, 64 поля), алгоритмы рисунками “ Слепи снеговика”, “ Перейди дорогу”, “Скипетить чай.”
ХОД.
Ребята, скажите пожалуйста, чем вы любите заниматься. Сказки читать любите? Вот я сейчас и проверю. Доскажите мне литературного героя. Кот (в сапогах, Леопольд, Матроскин). Папа (Карло), Баба (Яга), Старик (Хоттабыч), Дед (Мазай, Мороз). Молодцы! А как вы думаете, что я больше всего люблю? (Предложения детей)
. Я люблю читать книги. Вчера я прочитала книгу, в которой рассказывается о девочке, которая ждала прекрасного принца. И вот девочка выросла и в одно прекрасное утро показался большой, красивый корабль с алыми парусами. Алые паруса- это паруса надежды. Я знаю, что вы очень любите путешествовать. Давайте отправимся в неведомый поход вот на этом корабле (на ватмане нарисован корабль с алыми парусами). А раз у корабля алые паруса, я верю, что нам сегодня повезёт. Давайте скажим волшебные слова: “ Унты, фунты, чунды гей, превращаемся в моряков”. Я буду капитаном (одеваю гюйс). Приглашаю занять места в нашей кают компании. Сели удобно.
Итак вперед друзья! Ребята посмотрите на нашу карту, наш корабль дошёл до острова 1. “ Угадайка”. Начинаем работать, учиться и играть. Все ребята знают цифры? Проверим.
Игра “ Следующее число” ( с кубиком). Детям говорю: число это стоит сразу за показанной цифрой на кубике. Оно больше этого числа на 1. Пока мы с вами добирались до острова. Наступила ночь. Давайте опустим головки на руку лежащую на столе, а пальчики второй руки подняты вверх. Вы мне будете показывать ответ на мой вопрос.
а) Это число означает сколько голов у Змей- Горыныча.
б) Какое число встречается в сказке о царевне, которая заснула мертвым сном?(7).
в) Крошечка- Хаврошечка пошла в лес со своими сестрами: одноглазкой, двуглазкой, трёглазкой. Сколько всего глаз было у честной компании?
г) Леший собрал 48 мухоморов, а Баба- Яга на 12 мухоморов меньше. Сколько всего полезных грибов собрали Лещий и Баба-Яга?
Отправляемся к следующему острову “ Узнай-ка”. На этот остров нам не добраться, проливы узкие, наш корабль не пройдёт и шлюпки на корабле нет. Что же делать? А вот на чем мы будем переправляться, узнаем соединив точки 3w6w4w1w3.( у детей рисунок)
1. 2. 3.
4. 5. 6.
Дети соединяют точки в том порядке как сказано в алгоритме. Получается прямоугольник. Как вы думаете, на чем мы отправимся на остров? ( Дети высказываются). Это ковёр-самолёт. На этом острове живет муравей- исполнитель. Его дом шахматная доска, на которой он выполняет разные команды (вверх, вниз, вправо, влево). Сегодня наш муравей катается на лыжах в лабиринте (на шахматной доске изображен лабиринт) и никак не может выйти из этого лабиринта. Давайте ему поможем. Поочередно будем давать ему команды куда идти, чтоб он мог выехать из лабиринта (идет влево, сколько клеточек). Начали: 6 влево и т. д. Наш муравей исполняет каждое действие сразу, после того, как ему сказали. Так получился план действий. Когда муравей вышел из лабиринта, день стоял теплый, снег липкий. Что можно делать из липкого снега? Вот и муравей решил слепить снеговика. Слепить снеговика вот такого (показ иллюстрации). Давайте составим план действий, как слепить снеговика. Что сначало мы делаем?
1. Слепить из снега большой шар и положить его на землю.
2. Слепить второй шар, меньше первого и положить его на первый шар.
3. Слепить третий шар меньше второго и положить его на второй шар.
4. Надеть ведро на 3 шар.
5. Сделать глаза из угольков на третьем шаре.
6. Воткнуть морковку между угольками.
Это мы с вами составили словесный алгоритм. Теперь, глядя на наши рисунки, вы сможете зарисовать какого снеговика слепил муравей. Так устал муравей что решил выпить чай и показать нам свой дом. Вот фотография его дома, но изображение размылось (изображены отдельные детали дома). Попробуйте нарисовать дом муравья. Летим на следующий остров.
Физкультминутка танец “ Чунга-Чанга”.
Остров “ Вспомни-ка”. Наверное, вы уже знаете, что самые умные машины, которые придумали люди это компьютеры и роботы. Вот робот. Зовут его Фердер. (Kартинка робота). Давайте узнаем, чем занимается робот. Узнаем, если выполним рисунок вот по этим командам.
Начинаем рисовать от красной точки. Стрелочки показывают в какую сторону должен двигаться карандашик ваш. Каждая стрелочка это продвижение на одну клеточку. Что у вас получилось? Буква П .Наш робот учит правила. Как вы думаете, а какие он учит правила? ( Pазложен алгоритм П.Д.Д. как правильно переходить дорогу. Всё в рисунках).Детям показывают иллюстрацию, на которой животные переходят дорогу (собака, утка, курица). Дети, посмотрите пожалуйста на картинку и скажите: “ Кто неправильно переходит дорогу, нарушает правила дорожного движения?” Почему?
Устроились на ковре самолёте поудобнее. Следующий остров “ Нарисуй-ка”. На этом острове все задания будут красного цвета.
- Собери квадрат.( Hа каждом столе 1 квадрат красного цвета разрезанный на детали). Чей стол быстрее соберёт квадрат. Из скольких частей состоит квадрат?
- “ Красный сад” У каждого ребёнка нарисована на листе корзина. В сказочном саду растут разные овощи, фрукты, ягоды. Кто за 1 минуту наберет в корзину больше ягод, овощей, фруктов?( Дети должны вспомнить какие овощи, фрукты, ягоды бывают красного цвета и зарисовать в своих корзинах).
- Вот у меня тоже плоды красного цвета( помидор, клубника, малина, яблоко, красная смородина). Скажите пожалуйста: я смогу сварить варенье из них? Из всех или что-то лишнее есть?(Помидор). Варенье будем варить, складывая плоды поочередно от самого большого до самого маленького. Варенье получилось очень сладкое. Не плохо бы чашку чая. Вы умеете кипятить чай? Алгоритм в картинках “ Скипетить чай”. Дети расставляют картинки в том порядке, каком нужно выполнить действия. Вот и подошло наше путешествие к концу. Садитесь удобно, наш корабль держит путь к родным берегам. Расскажите, что вам больше всего запомнилось, в чем вы испытывали трудности?