В соответствии с концепцией модернизации российского образования на период до 2010? года главной задачей образовательной политики является обеспечение современного качества образования. Повышение качества образования не возможно без повышения уровня профессиональной квалификации педагогических работников. В этой связи, особую роль приобретает решение проблемы организации педагогического мониторинга как эффективного метода повышения уровня профессиональной квалификации педагогических работников системы дошкольного образования.
Как показывает образовательная практика, данному аспекту повышения качества образования в настоящее время уделяется незначительное внимание и, как следствие, снижается количественные и качественные показатели самого процесса воспитания и обучения детей, что самым негативным образом отражается на выполнении требований государственного стандарта.
Таким образом, решаемая проблема заключается в разработке между необходимостью осуществления системного мониторинга повышения уровня профессиональной квалификации педагогов и реальной готовностью методических работников к реализации этого процесса в образовательной практике.
Актуальность поставленной проблемы послужила основанием для определения темы данной работы: “Педагогический мониторинг как метод повышения уровня профессиональной квалификации педагогических работников в системе дошкольного образования”.
На основании темы была поставлена цель: изучить теоретические аспекты педагогического мониторинга как метода повышения уровня профессиональной квалификации педагогов в системе ДОУ и на этой основе разработать его программно-методическое обеспечение в практике работы старшего воспитателя ДОУ.
В соответствии с целью решались следующие задачи:
- Выделить структурно-понятийную модель педагогического мониторинга;
- Разработать технологическую модель осуществления педагогического мониторинга как метода повышения уровня профессиональной квалификации педагогических работников в системе ДОУ;
- Определить технологический инструментарий педагогического мониторинга как метода повышения уровня педагогической квалификации педагогов ДОУ;
- Раскрыть механизм оценки результатов педагогического мониторинга.
Решение поставленной цели и задач данной работы должно способствовать:
- Повышению уровня педагогического мастерства старшего воспитателя ДОУ по проблеме педагогического мониторинга как метода повышения уровня профессиональной квалификации педагогов в системе дошкольного образования.
- Созданию полноценных условий для системного отслеживания уровня профессиональной квалификации педагогов ДОУ.
- Прогнозированию результатов повышения профессионального уровня квалификации в практике работы ДОУ.
Кратко остановимся на каждой из решаемых задач.
1. В настоящее время широкое развитие получил процесс совершенствования содержания организации обучения и воспитания, разработки и реализации в практике различных новшеств. Появилось объективное усложнение потребностей социальной среды и ДОУ в новом характере управления, рост требований к качеству управленческой деятельности в ДОУ.
Одно из многих важных направлений совершенствования системы управления – это проблема непрерывного научно-обоснованного, диагностико-прогностического и планово-деятельностного отслеживания деятельности участников управленческого процесса.
В современной педагогической науке такое отслеживание определяется понятием “мониторинг”.
Исследователями понятие “мониторинг” трактуется по-разному: как инновация, как диалог проекта с текущими процессами, как сбор и обобщение информации, как метод оптимизирующего деятельность контроля.
Существуют различные виды мониторинга: социологический, психологический, педагогический и многие другие.
Нас заинтересовал педагогический мониторинг, цель которого не только определение состояния процесса педагогической деятельности, выявление тенденций динамики ее развития, но и оказание воспитывающего влияния на его участников на основе гуманистического подхода к его организации и проведению.
В настоящее время проблема педагогического мониторинга в системе дошкольного образования является объектом внимания большого количества исследователей, педагогов-практиков, психологов. Наиболее существенные изыскания по данной проблеме прослеживаются в исследованиях Алямовской В., Каьней В. А. и Шишова С. В., Аванесовой В. С., Куприной А. И., Антиповой В. М., Брановского Ю. С. и Диканского Е. Ю., Вишняковой В. Ф. и др.
Основными базовыми понятиями является понятие мониторинга.
Понятие мониторинг появилось в процессе изучения влияния хозяйственной деятельности человека на окружающую природную среду. Мониторинг - это непрерывное слежение за состоянием окружающей среды, с целью предупреждения нежелательных отклонений по важнейшим параметрам.
Систематическое отслеживание результатов этой деятельности, ее коррекция – суть мониторинга. Другими словами, мониторинг является одним из методов контроля.
Мониторинг – это контроль не результата, а процесса деятельности, выявление тенденций динамики ее развития.
Педагогический мониторинг – это форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование ее развития. ( Майорова А, И., Сахарчук Л. Б., Сотова А. В., “Элементы педагогического мониторинга и региональных стандартов в управлении”).
В течение всего учебного года создается определенная база данных, которые собираются по блокам и классифицируются по определенной системе. Создание такой базы является необходимым условием для анализа учебного года. Только такой анализ может служить основанием для постановки новых целей.
Основными принципами педагогического мониторинга являются:
- принцип научности;
- принцип профессиональной целесообразности;
- принцип непрерывности, целостности и преемственности.
2. Технологическая модель педагогического мониторинга включает в себя следующий набор компонентов: цель, объект, предмет, управляющая, управляемая подсистемы, стадии, результат.
Цель - отслеживание уровня повышения квалификации педагогических работников в образовательном процессе ДОУ.
Объект – профессиональная деятельность педагогов.
Предмет – процесс отслеживания уровня повышения профессиональной квалификации.
Управляющая система представлена деятельностью администрации в лице заведующей (общее программное руководство, стратегия управления), старшего воспитателя (подготовка к аттестации, отслеживание пед. процесса).
Управляемая система представлена в лице педагогических работников, которые реализуют свою деятельность в процессе воспитания и обучения детей и взаимодействия с родителями.
Также можно выделить четыре стадии
педагогического мониторинга:
. Изучение
исходного состояния уровня профессиональной
квалификации посредством рабочей документации,
технологической карты, профессиональной карты
педагога. Предполагает ознакомление педагогов с
результатами диагностирования.
Таким образом, знание старшим воспитателем технологической модели педагогического мониторинга как метода повышения уровня профессиональной квалификации педагогов ДОУ и ее системное применение в практике работы с педагогическими работниками, предопределяет результативность процесса повышения уровня профессиональной квалификации педагогов ДОУ. При таком подходе появляется возможность своевременно корректировать процесс повышения уровня профессиональной квалификации педагогических работников.
3. Технологический инструментарий включает в себя следующие компоненты:
- положение об аттестации,
- диагностическую программу оценки деятельности педагога,
- образец бланка экспертного оценивания аттестационной комиссией,
- социально-профессиональная характеристика на педагога,
- профессиональная карта педагога.
Первые четыре компонента раскрывают содержание требований к повышению уровня квалификации. Последний компонент отражает содержание самого процесса повышения профессиональной квалификации педагога.
Знание старшим воспитателем ДОУ технологического инструментария педагогического мониторинга как метода повышения уровня профессиональной квалификации позволяет избежать необоснованного субъективизма при оценке деятельности педагога.
4. Педагогический мониторинг позволяет осуществлять научное управление образовательным процессом на основе фактического состояния воспитательно-образовательного процесса.
Методическая работа с кадрами строится на диагностической основе, дифференцировано, с учетом запросов каждого педагога. Выбор оптимального варианта методической работы предполагает всестороннее изучение личности и деятельности воспитателя дошкольного учреждения. В результате изучения профессионализма педагогов в МДОУ д/с № 9 педагоги разделены на 3 категории:
- педагоги, нуждающиеся в активной помощи – это молодые специалисты (без категории);
- педагоги, с устоявшимся стилем работы – это педагоги, которые нуждаются в некоторой помощи (со второй категорией);
- педагоги, работающие на самоконтроле и имеющие достаточный творческий потенциал (это педагоги с первой и высшей категорией).
Особо важное значение приобретает заключительный анализ работы по итогам года, что позволяет выдвигать дальнейшие актуальные цели и строить управление по конечным результатам.
Итоговая оценка педагогического мониторинга осуществляется путем анализа полученных результатов повышения уровня профессиональной квалификации педагога, отраженной в его профессиональной карте.
Изучив множество разработок диагностических карт изучения личности и деятельности воспитателя дошкольного учреждения, мы выбрали наиболее приемлемую для нашего педагогического коллектива.(см. Приложения).
Профессиональная карта педагога состоит из 5 разделов. Каждый раздел отражает определенный показатель уровня квалификации.
В первом разделе указываются общие сведения о педагоге: Ф. И. О., дата рождения, сведения об образовании, повышение квалификации и т. д.
Во втором разделе описывается характеристика методической работы:
- владение педагогическими технологиями,
- участие в методических мероприятиях (ДОУ, города, области),
- открытые мероприятия, проводимые педагогом,
- методические разработки, дидактические материалы,
- методическая тема, опыт работы, инновационная деятельность,
- участие в общественной деятельности ДОУ.
Затем в третьем разделе дается характеристика деятельности и общения педагога по годам. Сюда вносятся результаты самооценки и оценок администрации. При чем критерии оценки определяются по 5-ти уровневой системе, предложенной Марковой Е. К. Здесь же проводится определение стиля общения с детьми по диагностике авторов Л. В. Поздняк, Н. Н. Лященко.
В четвертом разделе характеристика профессионально-педагогической компетентности педагога определяется по следующим показателям:
- педагогическая направленность по тесту, предложенному психологом И. Захаровой в // Дошкольное воспитание.-1997г.-№ 12;
- педагогические умения по Минскому, по Дубровой и Милашевич, при чем в конце года данные фиксируются в соответствующей диаграмме;
- профессионально-педагогические качества по Марковой;
- личность педагога по критериям, предложенным авторами И. А. Комаровой и Р. Л. Непомнящей.
В пятом разделе характеристика личности педагога определяется следующим образом:
- профессиональная позиция, исходя из квалификационной категории педагога.
- особенности темперамента и характера, выделенные в литературе Н.Н. Обозова. Психологическая культура отношений.-СПб.,1999г.; Психологические тесты. /под ред. Карелина А.А.: М.-2000г.-2 тома; учебник психологии Б. М. Тепловой.
- два следующих пункта личности педагога определяются путем общения с ним и наблюдения (Ю.А. Конаржевский. Формирование педагогического коллектива., М.,-1998г., М. И. Станкин. Психология управления. Практическое пособие. - М.,-2000г., с.252: тест Андреева В. И.).
На основании анализа профессиональной карты педагога, составляется предварительное итоговое заключение о результатах повышения уровня квалификации педагогического работника за определенный период времени, к которому прилагается профессиональная карта педагога, а также рекомендация руководителю на конкретного работника.
Таким образом, знание старшим воспитателем механизма итоговой оценки результатов повышения уровня профессиональной квалификации педагога создает необходимые условия для оценки деятельности самого старшего воспитателя в этом направлении с одной стороны и во многом предопределяет успешность прохождения аттестации педагогического работника, повышения уровня квалификации с другой стороны.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать следующий вывод:
процесс повышения квалификации является непременным условием повышения качества образования в системе ДОУ.
Успешность данного процесса во многом предопределяется деятельностью старшего воспитателя ДОУ. Одним из приоритетных направлений деятельности старшего воспитателя ДОУ в решении данной проблемы является педагогический мониторинг как метод повышения уровня профессиональной квалификации педагогов ДОУ.
Методическая разработка и успешная реализация данного вида деятельности методиста определяется знаниями и умениями по следующим компонентам:
- знание структурно-понятийной модели педагогического мониторинга,
- знание технологической модели осуществления педагогического мониторинга как метода повышения уровня квалификации педагогов,
- владение технологическим инструментарием педагогического мониторинга,
- умение осуществлять педагогическую оценку результатов педагогического мониторинга.
Сформированность комплекса знаний и умений старшего воспитателя определяет эффективность процесса повышения уровня профессиональной квалификации педагога, обеспечивающего, в свою очередь, качество образования и, как следствие, государственного стандарта.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № ___
П Р О Ф Е С С И О Н А Л Ь Н А Я КАРТА ПЕДАГОГА
__________________________________________________________
( фамилия, имя, отчество)
Начата “____”________200__г.
г. Озерск
Общие сведения о педагоге
1.Ф.И.О._____________________________________________________________________
2. Дата рождения _____________________________________________________________
3.Семейное положение ________________________________________________________
4. Сведения об образовании (что, где, когда окончил, наличие сертификата)____________
5. Специальность ______________________________________________________________
6. Должность _________________________________________________________________
7. Общий трудовой стаж ________________________________________________________
8. С какого года работает в ДОУ __________________________________________________
9. Повышение квалификации _____________________________________________________
№ |
Какие курсы, семинары, учебы |
Когда |
Где |
10. Аттестация (категория, где, и когда прошел аттестацию)
11. Какой опыт обобщал и когда _________________________________________________
12. Поощрения ________________________________________________________________
13. Взыскания _________________________________________________________________
14. Выполняемая общественная работа ____________________________________________
15. Паспорт (серия, №, кем и когда выдан) __________________________________________
16. Домашний адрес, телефон _____________________________________________________
II. ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ.
Год |
200_-200_ | 200_-200_ | 200_-200_ | 200_-200_ | 200_-200_ |
Владение педагогическими технологиями |
|||||
Участие в методических мероприятиях (ДОУ, города, области) |
|||||
Открытые мероприятия, проводимые педагогом. |
|||||
Методические разработки, дидактические материалы. |
|||||
Методическая тема, опыт работы, инновационная деятельность. |
|||||
Участие в общественной деятельности ДОУ. |
III. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЩЕНИЯ ПЕДАГОГА.
1. Оценка направлений деятельности педагога.
№ | Направления |
200_- 200_г.г. | 200_- 200_г.г. | 200_- 200_г.г. | 200_- 200_г.г. | 200_- 200_г.г. |
1. | Организация жизнедеятельности детей. | |||||
2. | Руководство учебно-познавательной деятельностью. | |||||
3. | Руководство игровой деятельностью. | |||||
4. | Руководство речевым развитием. | |||||
5. | Руководство трудовой деятельностью. | |||||
6. | Руководство художественно-эстетической деятельностью. | |||||
7. | Работа по охране здоровья и физическому развитию детей. | |||||
8. | Взаимодействие с детьми и руководство общением детей. | |||||
9. | Создание развивающей среды. | |||||
10. | Работа с родителями. |
2. Стиль общения с детьми
IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА.
Педагогическая направленность ВУ СУ НУ |
||||
Педагогические умения |
Организаторские | |||
Коммуникативные | ||||
Проектировочные | ||||
Дидактические | ||||
Диагностические | ||||
Методические | ||||
Аналитические | ||||
Профессионально-педагогические качества |
Педагогическое мышление | |||
Педагогическая наблюдательность | ||||
Педагогическая интуиция | ||||
Педагогическая рефлексия | ||||
Педагогический оптимизм | ||||
Педагогический такт | ||||
Педагогическая эрудиция | ||||
Педагогическая импровизация | ||||
Личность педагога |
Гуманистическая направленность | |||
Позитивная Я-концепция | ||||
Креативность | ||||
Работоспособность |
Дата обследования ________________________________________________________________________
ГОД | Результаты изучения | Рекомендации |
V. ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА.
1. Профессиональная позиция:
- “методист”
- “диагност”
- “психотерапевт”
- “творец”
- “гражданин”
- “резонер”
2. Особенности темперамента и характера _________________________________________
3. Особенности взаимоотношения с членами коллектива (к кому проявляет симпатию или антипатию, по какому поводу входит в конфликты, как их разрешает) _______________________________
4. Интересы и склонности _______________________________________________________
Примечание: ___________________________________________________________________
2. Диагностика педагогического мастера
без категории | вторая категория | первая категория | высшая категория | |
Предмет | педагог - исполнитель | личностно - ориентированный практик | практик мастер | компетентный педагог исследователь |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Мотив | Способность к сопереживанию, стиль общения с детьми и сотрудниками, Ценные ориентации в работе, целесообразный выбор направления работы, участие в работе пед.сообщества детского сада. | |||
Метод | Выполнение должностных обязанностей: безопасность и гигиена труда; охрана жизни и здоровья детей; планирование воспитательно - образовательного процесса; согласованность своей деятельности с воспитателем напарником; координированость деятельности с ном.воспитателя, муз.руководителем, инструктором по физ-ре и т.д. в рамках единого образовательного процесса; знание нормативных документов, основ педагогики, психологии, педиатрии, методик, "Программы" | |||
Средства | Знание по диагностике, понимание связи
между индивидуальной особенностью ребёнка и пед.
задачей. Работа с родителями с целью уточнения
индивидуальных особенностей их детей и
постановки пед.задачи. Знание методик и умение применять их на практике. Умение анализировать среду, исходя из пед. задачи. |
Умение делить детей на подгруппы по темпам развития, склонностям и интересам, по состоянию здоровья. Формирование у родителей осознанного отношения к цели воспитания своих детей, обеспечение соц.- психолог. поддержки семьи. Использование набора методик, поисковая отобранность от условий. Активная коррекция среды. | Использование в работе диагностических
методов . (аналитические навыки педагога) Включение родителей в деятельность, направленную на создание условий, способствующи х развитию их детей. Исследовательская отобранность готовых методик и технологий. Преобразование среды по выбранному направлению. |
Прогнозирование развития детей,
создание развивающих программ. Родители, положительно относящиеся к овладению знаниями по педагогике и психологии. Разработка новых пед. технологий, методик, программ. Создание среды на основе собственных разработок. |
Результат | Педагог - исполнитель | Практик - мастер | Педагог - исследователь | Педагог - творец |
Показатели сформированности умений, обеспечивающие эффективность педагогической деятельности
Показатели | Уровни внутри показателя (умение воспитателя) | Оценка | ||
1-ый показатель: умение ставить задачу | Умения: учитывать при постановке пед.задач другого участника пед.процесса - ребёнка; перестраивать пед.задачи в зависимости от изменения конкретных условий; учитывать особенности предсказуемых и непредсказуемых ситуаций, сокращая число непредсказуемых; предвидеть, прогнозировать отсроченные результаты обучения и воспитания, возможные трудности в работе. | |||
2-й показатель: умение воздействовать на ребёнка (что воспитывать) | Умения: выделить ведущие идеи науки (психологии, педагогики, методик); определять содержание своей работы с учётом целей воспитания; определять содержание работы с учётом уровня воспитанности и обученности детей осуществлять дидактическую переработку материала. | |||
3-й показатель: умение воздействовать на ребёнка (кого воспитывать | Умения: определять диагностированный уровень психического развития отдельных детей (в том числе и грудных); учитывать наличный уровень психического развития и оценивать уровень развития детей с учётом рекомендаций возрастной и педагогической психологии и возрастных нормативов; прогнозировать пути развития личности, конкретных целей, видеть резервы и возможности их развития; при отборе средств воздействия эмоционально сопереживать ребёнку. | |||
4-й показатель: умение воздействовать на ребёнка (как воспитывать) | Умения: отбирать оптимальные сочетания методов и форм обучения с учётом современного состояния науки (методик); принимать решение в меняющихся условиях педагогической ситуаций; сравнивать и обобщать различные пед.ситуации; комбинировать и творчески сознавать новые методы и формы пед. воздействия; применять методы обучения и воспитания при минимальной затрате времени и оптимальном приложении сил; владеть пед.техникой (совокупность идей, умений, максимально обеспечивающих появление качественных изменений в психическом развитии детей); управлять поведением и активностью детей; устанавливать пед. целесообразные отношения с детьми и родителями. | |||
5-й показатель: умение анализировать, оценивать и корректировать свою деятельность | Умения: изучать, регистрировать свою деятельность, вести дневник, оформлять результаты, выступать с анализом; сопоставлять свой опыт с новыми идеями психолого-педагогической науки; планировать, оценивать свою деятельность; переходить от житейской пед.интуиции к осознанному анализу своего опыта; охватывать свою педагогическую ситуацию и прогнозировать её развитие; владеть пед.логикой, то есть видеть взаимосвязь между задачами: средствами пед.воздействия и их результатами в своём опыте. |
Оценка идет по пятибалльной системе:
Низкий уровень – 1 –нет умения 2- проявляется иногда, но в основном испыиывает затруднения.
Средний уровень – 3- владеет умением в общем виде, 4 – владеет умением, но иногда.
Низкий уровень – 5 – владеет умением в совершенстве.
Показатели сформированности профессиональных качеств воспитателя.
Профессионально-педагогические качества | Оценка | ||
1. Педагогическое целеполагание: | |||
потребность ставить педагогические задачи, перестраивать , а не брать в готовом виде; | |||
способность прогнозировать. | |||
2. Педагогическое мышление: | |||
сравнивать педагогические ситуации по аналогии; | |||
обобщить классы педагогических задач; | |||
выявить в пед. ситуации причинно-следственные зависимости; | |||
принимать адекватные, целесообразные решения. | |||
3. Педагогическая интуиция: | |||
способность принять молниеносное решение (неосознанно). Импульсивная интуиция, если не может обосновать решение, научная - если обосновывает верность решения. | |||
4. Педагогическая наблюдательность: | |||
способность по внешним признакам определить суть пед.ситуации; | |||
способность понять состояние ребёнка по внешнему виду. | |||
5. Педагогическая рефлексия: | |||
постоянно совершенствовать свою пед. деятельность; | |||
способность понимать, как ты выглядишь в глазах детей; | |||
способность правильно оценивать свои умения и качества личности. | |||
6. Педагогическая импровизация: | |||
умение принять нестандартное неожиданное решение; | |||
воплотить его тут же в обстановке реальной работы. | |||
7. Педагогический пессимизм: | |||
умение видеть и искать зону ближайшего развития ребёнка; | |||
опора на положительные качества в воспитании. | |||
8. Педагогический такт: | |||
- чувство меры целесообразности применительно к детям, задачам, результатам, доказывающее правильное отношение; | |||
умение держать себя с детьми на педагогически оправданной дистанции. |