Цели:
Образовательные
Определить географическое положение Урала.
Определить географическое положение Челябинской области на Урале.
Развивающие
Продолжить формирование навыков определения географического положения территории.
Развитие навыков работы с картами атласа и контурными картами.
Воспитательные
Воспитывать любовь к родному краю, через расширение знаний о нем.
Воспитывать самостоятельность на уроке.
Оборудование: физические карты России, Урала, Челябинской области, атласы, контурные карты России и Челябинской области.
Ход урока:
- Организационный момент:
А) цели урока, план урока;
Б) домашнее задание п.33, индивидуальные сообщения
“Ильменский заповедник”
“Ледниковые формы рельефа на Урале (кары, цирки) - Изучение нового материала:
Демонстрируется фрагмент кинофильма “Урал” 2-3 минуты.
Беседа: – О каком крупном природном районе мы будем говорить сегодня?
По какому плану мы изучаем крупные природные районы?
С чего начинаем изучение Урала?
Чем примечателен Урал?
Значит параллельно с изучением Урала, мы будем знакомиться с нашей областью.
Давайте вспомним, как мы определяем географическое положение?
Работа с картой атласа.
- Где на территории России находится Урал?
- В каком направлении он протянулся?
- На сколько километров?
- Какие объекты находятся к северу и югу от него?
- Какой меридиан ближайший?
- Какие объекты расположены к востоку и к западу от Урала?
- Какая граница проходит по территории Урала?
- В чем особенность географического положения Урала?
Работа с контурными картами (5-6 минут).
Обозначаем в контурных картах Урала его физико-географическую границу, границу между Европой и Азией, соседние крупные природные районы.
Задание на сравнение (5минут).
Сравните географическое положение Урала и Кавказа.
Работа выполняется по вариантам: первый вариант выделяет только черты сходства, второй вариант выделяет черты различия.
Затем ученики делают вывод об особенностях географического положения Урала.
Уральские горы протягиваются в меридиональном направлении, следовательно, они пересекают несколько климатических поясов и природных зон, также по особенностям рельефа Урал делится на 6 частей.
Задание: найдите на карте эти 6 частей и определите их самые высокие точки ( рис.78 стр.160)
Один ученик показывает части Урала на демонстрационной карте. Класс его проверяет.
Затем в течение 6 минут учащиеся выполняют задание в контурной карте.
Беседа:
В какой из этих частей мы живем?
Какие области граничат с Челябинской?
Задание: в контурной карте Челябинской области обозначить границы области и соседние области (5 минут).
Беседа:
Чему ровна площадь нашей области?
Определите ее протяженность с севера на юг и с запада на восток.
Где проходит граница между Европой и Азией?
Какие города расположены на этой границе?
В современных границах Челябинская область была выделена только в 1943 году. Подробнее об истории области мы узнаем на следующем уроке.
3. Закрепление:
- В чем особенности географического положения Урала?
- На какие части по особенностям природы делится Урал?
- В какой из этих частей расположена Челябинская область?
- В чем особенности географического положения нашей области?
Большое спасибо за плодотворную работу.
Тематическое планирование краеведческого кружка.
Пояснительная записка.
Учебная работа в классе не может в должной мере удовлетворить познавательные интересы учащихся по изучению своего края. На уроках географии и истории, в силу ограниченного времени на изучение природы малой Родины, ребята получают лишь основные знания по широкому кругу наук. Удовлетворяя познавательные интересы школьников, углубляя и конкретизируя программные географические знания наиболее любознательных учащихся, я вовлекаю их во внеклассную работу в кружке.
Главными целями работы кружка являются:
- углубить знания о своем крае, его природе, культуре;
- формировать интерес к изучению малой Родины;
- способствовать развитию патриотизма школьников;
- формировать эстетические взгляды, гуманное отношение к природе и культуре своего края, желание жить в единстве с природой;
- помощь в осуществлении профессиональной и трудовой подготовке школьников, приобщая их к самостоятельной деятельности.
В целом работа в кружке способствует развитию кругозора учащихся и повышает их культурный уровень, расширяет возможности найти себе дело по душе, развивает творческие способности ребят.
Работа в кружке осуществляется на базе школьного музея.
Тематическое планирование рассчитано на 34 занятия по 45 минут для учеников 7-8 классов. Завершающим мероприятием является праздник для учащихся школы.
Тематическая структура музейно-образовательной программы для учащихся 7-8 классов.
№ | Тема | Примерное содержание темы |
I | Введение | Задачи кружка.
Понятия: топонимика, топонимы, геральдика. Урал – сокровищница природных памятников. |
II | Историко-краеведческие
источники. Науки их изучающие. |
Вещь - время.
Понятие о музейном предмете (уникальный – типичный). Вещь – исторический источник. Основные виды источников: вещественные, изобразительные, письменные, особые источники (фотографии, кинофильмы, звуко- видеозаписи и пр.). Примерные темы зачетных работ, рефератов: “Реликвии моей семьи”; “Из истории обыкновенных вещей”; “Герб моего рода, школы, города…”; “Моя личная коллекция”; “Рассказы моей бабушки”; “Школьный музей”; “Школьный фольклор”. |
III | Топонимика моего края. | Основные
источники информации: литература, свидетельства
очевидцев, легенды, рассказы. Методы и способы поиска информации. Зачетные работы, рефераты: “Топонимы моего края”; “Легенды и время”. Проведение экскурсий по экспозициям школьного музея для учащихся начальной школы. |
IV | Практические работы. | Музеи хранилища памятников материальной и духовной культуры народов Урала. |
V | Итог | Праздник для учащихся школы “О, чем рассказал Родной край”. |