Объяснительная записка
Мы живем в век глобализации экономики и все большей мобильности, быстрого развития коммуникации, интеграции и взаимозависимости, в век крупномасштабных миграций и перемещения населения.
В декларации прав человека говорится (статья 2), что каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, без какого бы то ни было различия как в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Толерантность как никогда ранее важна в современном мире.
Толерантность необходима в отношениях, как между людьми, так и на уровне семьи и общины. Так как мы видим огрубелость чувств, безразличие к людям, недоверие, бессердечность и жестокость. Кризисная ситуация в стране в последнее время обострилась обнищанием старых и больных людей, разделением общества на очень богатое и очень бедное. Все проблемы общества наиболее ярко высвечиваются в школе.
Мы проводили социологическое исследование. Выявлено, что в нашей школе обучается 66% учащихся из Старого Оскола и Белгородской области, 14% - из других областей России, а 20% детей из стран ближнего и дальнего зарубежья (Казахстан, Армения, Узбекистан и т.д.). Это дает наглядное представление о многонациональности учащихся нашей школы и актуальности проблемы толерантности.
Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. Способствует улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях, как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями.
Программа охватывает весь период обучения ребенка в школе. Она является общепедагогической, подразумевает активное включение в воспитательный процесс всех педагогов школы, родителей и ученических коллективов. Программа построена с учетом психологических особенностей и потребностей детей различных возрастов. Программа включает 5 воспитательных модулей (как относительно “самостоятельных” частей воспитательного процесса), так как они позволяют комплексно воздействовать на коллектив и отдельную личность, в них участвуют практически все ученики с 1 по 11 класс и определенные разновозрастные объединения (в зависимости от тематики).
1 модуль "Истина" позволяет удовлетворить потребности саморазвития и самосовершенствования личности ребенка и подростка, формирует "Я - концепцию" как систему представления личности о себе;
2 модуль "Интеллект" помогает детям в осознанном самоопределении личности, формирует умения и навыки самовоспитания, самообразования и межличностного взаимодействия формам самоопределения личности в самых различных жизненных обстоятельствах.
В ходе реализации 3 модуля "Творчество" учащиеся включаются в творческую деятельность, получают навыки самостоятельной творческой работы, что способствует развитию нравственной, волевой и эстетической сферы личности и креативного мышления, выявлению индивидуальных способностей, является основной формой самовыражения личности.
Для формирования гуманистического, демократического мышления необходима реализация воспитательного модуля "Добро", который способствует формированию высоконравственного отношения личности к себе и к миру, толерантности и экологического мышления.
Для успешной реализации идеи 5 модуля "Здоровье" (воспитание устойчивой мотивации на здоровый образ жизни) в школе создан “Центр здоровья", который непосредственно участвует в работе этого модуля. Это позволяет систематически вести профилактику девиантного поведения, формировать социальную активность, воздействовать на сохранение и укрепление здоровья ребенка.
Программа построена на принципах: гуманизма, личностной ориентации, первичной нравственно-волевой мотивации и деятельностного подхода.
Цель воспитательной программы "Я - толерантная личность":
- Воспитание активного, инициативного, самостоятельного гражданина, просвещенного, культурного человека, заботливого семьянина и мастера в своем профессиональном деле, способного к постоянному жизненному самосовершенствованию.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
В области обучения:
- научить духу партнерства и сотрудничества;
- формировать признание многообразия личностей;
- формировать признание равенства других.
В области воспитания:
- формировать уважение человеческого достоинства.
- воспитывать уважение прав других.
- создать среду, формирующую терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению.
В области психического развития:
- формировать способность поставить себя на место другого.
- формировать доминанту самосовершенствования личности и уважение права быть иным.
В области социализации:
- формировать готовность мириться с чужим мнением.
- способствовать принятию другого таким, какой он есть.
- воспитывать отказ от доминирования, причинения насилия.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
Результатом работы программы должно стать формирование развитой творческой способной к самосовершенствованию личности, которую характеризуют следующие черты толерантной личности:
- Расположенность к другим.
- Снисходительность.
- Терпение.
- Чувство юмора.
- Чуткость.
- Доверие.
- Альтруизм.
- Терпимость к различиям.
- Умение владеть собой.
- Доброжелательность.
- Умение не осуждать других.
- Гуманизм.
- Умение слушать.
- Любознательность.
- Способность к сопереживанию.
Для эффективной реализации программы организуется методическая помощь всем категориям педагогических работников школы, участвующих в воспитывающей деятельности. При этом используются разнообразные формы методической работы: постоянно действующий семинар по изучению технологии ССЛ для педагогов; круглые столы, МО классных руководителей, творческие мастерские.
Для достижения запланированных результатов обучения, развития, воспитания и социализации в рамках программы "Я толерантная личность" предлагается сочетание базового школьного и дополнительного образования на организационном и содержательном уровне. Для этого созданы: “Интеллект центр”, “Центр здоровья”, “Центр по туризму и спорту”, детские объединения. Введены в учебный план школы спецкурсы "ФЛП" и "ССЛ, "Валеология".
Данная программа учитывает преемственность от одной возрастной ступени к другой, ребенок остается все время в среде, который представляет для него опыт творчества, достижения, самоутверждения и самореализации.
СОДЕРЖАНИЕ
"Истина"
Для толерантной личности необходимо умение владеть собой. Освоить это качество можно в ходе изучения основ “Самосовершенствования личности школьника”.
Этот спецкурс предполагает:
- знакомство с основами психологии личности;
- обучения методам самоанализа;
- способам целенаправленного развития определенных качеств.
Это одно из главных направлений, так как идет целенаправленное и системное обучение детей основам теории ССЛ:
- 1-4 классы "Начало этики".
- 5 классы "Познай себя".
- 6 классы "Сделай себя сам".
- 7 классы "Научи себя учиться".
- 8 классы "Утверждай себя".
- 9 классы "Найди себя".
- 10 классы "Управляй собой".
- 11 классы "Реализуй себя".
В ходе работы по этому направлению:
- проходят классные часы по темам ССЛ, "Презентации личности";
- праздники открытия новых традиций;
- помогают родителям, пожилым людям;
- участвуют в заседаниях в клубах интересных встреч;
- знакомятся со своими правами во время изучения конвенции о правах ребенка, с "Обязанностями и правами ученика", с историей города, семьи;
- создают летопись классов школы;
- заботятся о благоустройстве школы, разводят цветники.
"Интеллект"
Толерантная личность должна обладать высоким интеллектуальным уровнем, чтобы всецело осознавать богатое многообразие культуры нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности, ей способствуют знания. Это направление "Интеллект" помогает раскрыть личность каждого ребенка, проявить свои способности:
- 1-4 классы "Презентация наук".
- 5 классы" Я стараюсь, развиваюсь".
- 6 классы "От знания к поступку".
- 7 классы" Осознанное познание".
- 8 классы "Я знаю, что я знаю".
- 9 классы "Мыслю, следовательно, существую".
- 10 классы "Юные интеллектуалы".
- 11 классы "Прикосновение к науке".
Осуществляя данное направление:
- проводят олимпиады по предметам, турнир эрудитов, вечера вопросов и ответов;
- помогают своим товарищам проявить свои способности в одном из конкурсов;
- участвуют в конкурсе "Ученик года";
- знакомятся с друзьями во время рингов "Презентация личности";
- создают "Книгу школьных рекордов";
- заботятся о том, чтобы об успехах ребят знали родители, жители города.
"Творчество"
Творчество это наиболее широкая сфера проявления толерантности. Именно в нем глубоко раскрывается индивидуальность каждого творца. Совместное творчество предполагает: воспитание терпимости к чужим мнениям, уважения человеческого достоинства, духа партнерства. Это направление выбрано потому, что ССЛШ предполагает развитие творческих качеств личности:
- 1-4 классы "Творить – это здорово".
- 5 классы "Творческий калейдоскоп".
- 6 классы "Какой я интересный человек".
- 7 классы "Создаем себя".
- 8 классы "Как стать интересным".
- 9 классы "Жизнеутверждающий мажор".
- 10 классы "Дом, который построим мы".
- 11 классы "Мой прекрасный мир".
Осуществляя данное направление:
- проводят День открытых дверей, праздник Песни, экскурсии, походы, недели истории, географии, МХК, выставки прикладного творчества, рисунков;
- помогают младшим школьникам в проведении игр;
- знакомятся с мастерами-умельцами Староосколья, с жизнью разных людей на уроках, классных часах, через посещение творческих вечеров преподавателей школы и школы искусств;
- создают альбомы, "раскладушки" о мастерах;
- заботятся о пополнении фонда библиотеки через акцию "Подари книгу школе".
"Добро"
Несомненно, это – одно из главных направлений в работе, так как исключительной ценностью для развития личности выступают нравственное начало в ребенке. Доброжелательность; способность к сопереживанию; способность поставить себя на место другого; снисходительность и терпение.
- 1-4 классы "Я помогаю маме".
- 5 классы "Какого ты рода - имени".
- 6 классы "Чью старость ты утешил".
- 7 классы "Суд над сквернословием".
- 8 классы "Путешествие в свое прошлое".
- 9 классы "Цветок человеколюбия".
- 10–11 классы "Соблазны и ошибки" (духовное самоопределение).
Осуществляя данное направление:
- проводят акции "Помоги ветерану", акции "Аллея для города", вечера встречи с интересными людьми;
- помогают родителям, ветеранам;
- знакомятся с историей своей семьи и пишут сочинения "Моя семья";
- создают и организуют праздничную почту;
- заботятся о благоустройстве школы.
"Здоровье"
Развитие полноценной личности немыслимо без сохранения и поддержания здоровья. Отсутствие здоровья часто лежит в основе отчуждения, ограниченной коммуникации, недостаточного самоуважения. Сохранение здоровья каждого - залог здоровья нации.
- 1-4 классы "Азбука здоровья".
- 5 классы "Здоровье - счастье человека".
- 6 классы "Золотые правила здоровья".
- 7 классы "Спортивная гостиная".
- 8 классы "Суд над...".
- 9 классы "Важные мелочи".
- 10 классы "Саморегуляция. Быть здоровым и красивым".
- 11 классы "Искусство жить".
Осуществляя данное направление:
- проводят спартакиады, соревнования "День туриста", конкурсы плакатов "Нет наркотику, сигарете";
- помогают организовывать походы, экспедиции;
- знакомятся с приемами релаксации; создают летний оздоровительный лагерь и трудовой отряд;
- заботятся о сохранении здоровья.
Предлагаем содержание программы в школе II и III ступени
Содержание программы в школе второй ступени.
Возрастные особенности | Модуль “Истина” | Модуль “Интеллект” | Модуль “Творчество” | Модуль “Добро” | Модуль “Здоровье” | Формы работы | |
Особенностью
подросткового возраста является повышенная
потребность в признании, внимании, уважении; боязнь изоляции от сверстников; обостренное чувство справедливости. Неустойчивая самооценка, возрастающее стремление приобщиться к взрослой жизни; повышенный интерес к самому себе. Основной мотив развития – самоутверждение завоевание места в группе. |
Задачи | Тематические беседы: “Урок России”, “Родительский дом”,. “Законы и правила для тебя”, Викторина “Знаешь ли ты город?” Фотоконкурс. “Любимый уголок города”. “Конкурс юных корреспондентов”, “Конкурс юных художников”. КТД “День театра”, “День микрорайона”, “Город мастеров”, “День открытых дверей”. Праздники: “Встреча Нового года”, “8 марта”. Фольклорный праздник. Благотворительная акция “Дорогие мои старики”, “Операция ромашка”. “Веселые старты”. Работа центра здоровья”. |
|||||
5-7 классы | |||||||
побудить к самопознанию, к
самовоспитанию; сформировать правильное адекватное отношение к себе, адекватную самооценку |
побудить к умственному
саморазвитию; сформировать мотивы самообразования; познакомить с творческими и исследовательскими методами работы |
выявить интересы, склонности и способности подростка | пробудить веру в свои силы, в
возможность стать лучше; формировать нравственные и моральные принципы толерантности |
сформировать правильное отношение к своему здоровью, восприятие здоровья как жизненной ценности | |||
8-9 классы |
|||||||
формирование оптимальной
мотивации самоутверждения; помощь подростку в определении своих сил и способностей в профориентационном самоопределении |
формирование понятия о жизненном
выборе и его связи с судьбой человека; подготовка к доступному (по уровню и форме) дальнейшему непрерывному образованию |
формирование способности к активному самопроявлению и самовыражению | формирование эмоционально- положительной “Я - концепции” и отношения к окружающим | сформировать способность к самодиагностике состояния здоровья и устойчивую мотивацию на здоровый образ жизни |
Содержание программы в школе третьей ступени
Возрастные особенности | Модуль “Истина” | Модуль “Интеллект” | Модуль “Творчество” | Модуль “Добро” | Модуль “Здоровье” | Формы работы | |||
В ранней юности вырабатывается физиологическая саморегуляция, но жизненный опыт ограничен, и контроль над собой еще не установлен, наиболее значимы дружеские близкие доверительные отношения в личных контактах. Семейные отношения, дружба, любовь. Идет ускоренное социальное развитие. Подчеркнутая индивидуальность. Новые формы самоутверждения. Становление ценностных ориентаций. | Задачи |
Интеллект - центр; Научные общества; интеллектуальный конкурс “Звезды среди нас”. Акция “Мы с вами, ветераны”. Круглый стол “Подросток и закон”. Конкурс-беседа “Знаешь ли ты закон?”. Конкурсы рисунков, плакатов, фотографий, сочинений, стихотворений. Психологические тренинги. Тематические дискотеки. Экономическая игра. КТД “И жизнь, и слезы, и любовь”; “Аллея выпуска” “Наш дар школе”; “День здоровья” “День города”; “День толерантности” |
|||||||
сформировать мотивы саморегуляции; убедить в возможности управления своим состоянием, мыслями, поступками; дать понимание смысла жизни, счастья на различных уровнях. |
сформировать доминанту на
саморегуляцию и само- совершенствование; подготовить к дальнейшему непрерывному образованию. |
сориентировать на дальнейшее само- совершенствование |
обучить учитывать состояние и чувства другого человека, радоваться личностному многообразию общения. | обучить самостоятельно снимать с себя психическое напряжение, подготовить к встрече со стрессами, опасностями трудностями. |