Социальный педагог – новая должность для средней школы. Теперь появилась дополнительная возможность формировать представление у учащихся о здоровом образе жизни как о ценности. Целью данной статьи является обобщение опыта социально-педагогической работы гимназии № 6 в г. Архангельске за 1999–2003 года для того чтобы показать реализацию педагогических целей, поставленных перед социальной службой в школе.
К сожалению, в настоящее время хорошее здоровье, здоровый образ жизни не является нормой для большинства учащихся и их родителей; отношение к здоровью как к ценности не имеет приоритетного значения. Здоровый образ жизни – это оптимальная система повседневного поведения, позволяющая человеку максимально полно реализовать свои духовные и физические качества для достижения душевного, физического и социального благополучия. Здоровый образ жизни создаёт наилучшие условия для нормального течения физиологических и психических процессов, что снижает вероятность различных заболеваний, увеличивает продолжительность жизни человека и его работоспособность.
Школа как социальный институт обладает рядом возможностей для успешного формирования установок, привычек и навыков здорового образа жизни, а именно:
1) влиять на уровень притязаний и самооценку детей;
2) прививать учащимся навыки здорового образа жизни в процессе обучения и осуществлять контроль над их усвоением;
3) осуществлять совместную работу с семьёй;
4) привлекать различных специалистов (медиков, психологов, социальных педагогов и др.)
В нашей гимназии создана система социально-педагогической работы по формированию навыков здорового образа жизни, состоящая из следующих блоков: социально-психологический, базовое образование, внеклассная работа и досуг. Разработана программа “Здоровый образ жизни” на 2002–2005 гг., гимназия имеет статус городского миницентра по позитивной профилактике употребления психоактивных веществ (ПАВ) и формированию навыков здорового образа жизни, которая направлена на учащихся, педагогов и родителей. В целях повышения эффективности вся профилактическая работа обязательно нуждается в психологической и социальной разработке, научно-методической экспертизе.
Работа гимназии в данном направлении стала носить систематический характер с 1999 г., до этого она была, как и во многих школах, эпизодической. Необходимость постоянной работы по формированию здорового образа жизни была обусловлена всё более ухудшающимся как индивидуальным, так и общественным здоровьем россиян.
Основой деятельности является созданная нормативно-регламентирующая база.
Наиболее важно создание команды, осуществляющей профилактическую программу. При этом большую роль играет личность организатора и руководителя. В превентивном обучении и воспитании (особенно с подростками) необходимо учитывать, что они склонны слушаться тех, кого любят и уважают. Активность и эрудированность педагога, а также его умение вызвать доверие, уважение и интерес учащихся способствуют повышению эффективности данной работы.
Формирование навыков здорового образа жизни на уроках происходит интегрировано через различные предметы (биология, ОБЖ, экология, география, химия, литература, музыка, физическая культура, изобразительное искусство, история, обществознание, и т.д.) в течение учебного года с использованием разных форм урока (ролевые игры, дискуссии, кооперативное обучение), что значительно повышает эффект работы по формированию ценностных установок к здоровью, т.к. информация передаётся как учителем, так и самими учащимися , а для класса она становится более значима.
С 2001 г. внедрены специальные программы превентивного образования “Полезные привычки” (1–4 кл.), “ Полезные навыки” (5–9 кл.) и с 2003 г. – “Полезный выбор” (10–11 кл.), которые направлены на овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, формирование здоровых установок, навыков ответственного поведения, социальной и личностной компетентности с 1 по 11 класс. Это программы универсальной (первичной) профилактики употребления ПАВ, целью которых в долгосрочной перспективе является предупреждение или отсрочка употребления ПАВ. Созданы они группой российских специалистов по инициативе Международной некоммерческой организации “Проект ХОУП”, осуществляющей программы в области образования и имеющие гриф “Допущено Министерством образования Российской Федерации”. В программах тесно переплелись современная педагогика, практическая психология и идеи медицинской профилактики. Частью программ является оценка эффективности ежегодного курса через пре- и пост-тесты, которые показывают увеличение качественного показателя в среднем на 57%, а количественного – на 60% (нижняя граница нормы – 30%). Полученные в результате превентивного обучения положительные сдвиги в знаниях, установках и, главное, вербальном поведении демонстрируют важность и необходимость формирования установок и поведенческих навыков подрастающего поколения. В целом, учащимся нравятся “Полезные привычки, навыки, выбор”, а в результате превентивного обучения уровень знаний, отрицательных установок по отношению к употреблению ПАВ и навыков вербального поведения возрастает.
Неотъемлемой частью системы формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни является внеклассная работа и дополнительное образование, т.к. данная профилактика должна быть частью всей системы воспитания. Ежегодно в апреле в гимназии проводится неделя – акция “ Мы – за здоровый образ жизни”, в течение которой реализуется комплекс мероприятий с использованием разных форм, соответствующих возрасту детей: единый классный час, библиотечная выставка, конкурс плакатов, спортивные соревнования, “круглые столы”, деловая игра-конференция “Здоровье нации”, дискуссионный клуб, волонтёрское движение, обращение к мэру города об ограничении рекламы табака на улицах города, брейн-ринг, “пятиминутки здоровья” (старшеклассники – младшим) и т.д. с привлечением различных специалистов. Учащиеся активно участвуют во всех мероприятиях, что, несомненно, повышает эффективность формирования навыков здорового образа жизни. Позитивную роль играет физкультурно-оздоровительная работа, реализуемая через уроки и внеклассные мероприятия (спортивные секции, соревнования), а также через дополнительное образование в детско-юношеской спортивной школе (находящейся на территории гимназии), которая пользуется у наших учащихся большой популярностью. Среди них заметно уменьшилось число курящих, нет токсикоманов и наркоманов, а также зависимых от алкоголя. На школьных дискотеках ребята не курят и не употребляют алкоголь. Курить сигареты среди подростков становится не престижным.
Ежегодно проводимые мониторинги по выявлению учащихся “группы риска” и с аддиктивным поведением, а также по изучению динамики употребления ПАВ (прогресс и регресс) помогают социальному педагогу и педагогу-психологу наметить формы и методы избирательной профилактики (тренинги, индивидуальная работа) с разными группами учащихся, что даёт позитивный результат и по данным опросов, и по поведенческим навыкам. Отмечается значительное снижение количества учащихся с асоциальным и девиантным поведением, с социально-психологическими проблемами. Более эффективно стал проходить процесс позитивной социализации.
С 2001 г. на базе гимназии ведётся экспериментальная работа по апробации программ превентивного образования в регионе, а с 2002 г. – комплексное исследование по проблеме “Социальные механизмы формирования аддиктивного поведения и стратегия их профилактики”. Результаты исследования могут быть представлены для совместной работы со специалистами из других регионов.
Результативно участие школьников в творческих конкурсах и научных конференциях.
В 2001 г. Областной центр профилактики ВИЧ/СПИДа проводил городской конкурс сочинений “ВИЧ/СПИД. Мне не всё равно, а тебе?”, где автор заняла 1 место. В 2003 г. на областной конференции “Юность. Наука. Культура.” научно-исследовательская работа “ Подросток и наркотик. Кто кого?” заняла 4 место, получила высокую оценку экспертов и одна из немногих опубликована в научном сборнике по материалам конференции.
Школа и родители должны быть партнёрами. В гимназии проводится работа с родителями по формированию в семье ценностного отношения к здоровью, где предоставляется информация по вопросам, влияющим на их собственное здоровье и здоровье детей. Цель предоставления этой информации состоит в том, чтобы помочь понять влияние определённого поведения на их детей. Формы проведения данной работы может быть разной: индивидуальные консультации, тематические родительские собрания, уроки для родителей (в рамках программ “Полезные привычки, навыки, выбор”), тренинги, конференции. .
Самостоятельным направлением является профилактическая работа с педагогическим коллективом, которая имеет информативный и обучающий характер, с целью повышения компетентности в вопросе формирования установок и навыков здорового образа жизни, а также ценностного отношения к своему здоровью, т.к. педагоги являются реальными значимыми другими лицами для учащихся и берут на себя частичное выполнение профилактических обязанностей. Это семинары, педсоветы, заседания научных кафедр и научно-методического совета гимназии, индивидуальные консультации. На базе гимназии для педагогов, психологов, социальных педагогов других образовательных учреждений проводятся курсы повышения квалификации, семинары-тренинги, информационно-обучающие семинары городского и областного значения, по профилактике употребления ПАВ и превентивному обучению (совместно с МОУ “Информационно-методическим центром” и институтом переподготовки и повышения квалификации работников образования). Опыт работы гимназии по данному направлению неоднократно обобщался в выступлениях на городских, областных и Всероссийских семинарах и конференциях, а также в публикациях по материалам конференций и областном научном журнале “Северная Двина”. Разработаны методические рекомендации для педагогов, памятки для родителей и подростков по профилактике употребления ПАВ.
Гимназия тесно сотрудничает с Северным государственным медицинским университетом, Поморским государственным университетом, Центром планирования семьи, центром профилактики ВИЧ/СПИДа, подростковым наркологическим центром “Душа”, которые участвуют в проведении мониторингов, дискуссионных клубов, классные часов, родительских собраниях, педсоветах. Волонтёрское движение и различные акции организуются и проводятся в рамках мероприятий городского значения совместно с Архангельским областным центром медицинской профилактики и программой “Тасис”.
Социально-педагогическая работа в гимназии по формированию ценностного отношения к здоровью из эпизодической перешла на уровень системы. В данной работе мы хотим показать, что выстраивание такой комплексной системы поддается копированию и вполне реализуемо.