Тема: контроль усвоения знаний и умений учащихся по темам:
терминология швейных работ,
машиноведение и материаловедение,
конструирование и моделирование.
Задача: самостоятельная деятельность учащихся по повторению и закреплению знаний и умений.
Цели:
1) Формирование навыков самоанализа, само- и взаимоконтроля.
2) Развитие познавательной активности и самостоятельности, направленной на поиск, обработку и усвоение информации.
3) Воспитание ответственности перед коллективом, критического отношения к достигнутому результату.
Дидактическое оснащение урока
Карточки программированного опроса, карточки-задания “Конструкторское лото”, шаблоны чертежа втачного короткого рукава, шаблоны чертежа основы переда лифа, плакат “Детали швейной машины”, задания-тесты (варианты 15), ведомости учета результатов игры, опросные листы, контрольные карточки, карточки“ключи” (с правильными ответами), карточки с номерами от 19 (для экспрессопроса по плакатам), кружочки или квадратики (по 20 шт) для “Конструкторского лото”.
Описание игры
Достоинство данной игры в том, что через эмоции сопереживания, внимание учащихся концентрируется на ответе “сильного”учащегося, прошедшего отборочный тур, в результате чего лучше усваивается и закрепляется учебный материал. А установка в начале урока на то, что им самим придется оценивать свои знания и знания одноклассников, вызывает чувство ответственности каждого члена команды за общий результат, побуждает к более строгому само- и взаимоконтролю.
Класс делится на две команды таким образом, чтобы в каждую команду входили сильные и слабые ученики. Выбираются два ассистента-контролера, которые ведут учет результатов игры.
Столы в классе расставляются в два ряда плотно друг к другу так, чтобы команды сидели напротив. На доске пишется тема и цели урока, план игры, порядок выставления баллов и критерии оценок.
Устанавливаем, что в отборочных турах максимальный балл пять, плюс еще пять баллов тому, кто ответил правильно первым. А в “своей игре” за каждый следующий правильный ответ баллы добавляются по нарастающей:
1т |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1б |
2б |
4б |
7б |
10б |
14б |
19б |
25б |
32б |
40б |
В итоге “игрок”, ответивший на все 10 тестов, сможет набрать 40 баллов и +10 баллов за отборочный тур. Следовательно, чтобы стать “отличником”, необходимо набрать 50 баллов за “игровым” столом.
В течение 2 ч уроков за игровым столом могут побывать от 510 учащихся, в зависимости от сложности заданий и затратой времени на их выполнение. Учащиеся, не попавшие за “игровой стол” и проигравшие все варианты заданий вслед за каждым “игроком”, прошедшим отборочный тур, получают за каждый правильный ответ по 1 баллу.
Задания для отборочных туров и варианты тестов подобраны таким образом, что учащимся приходится выполнять различные задания по всем пройденным темам программы. А картина усвоения учебного материала и пробелы в знаниях видны по опросным листам учащихся и сводной ведомости команд.
Опросный лист
Класс, Ф. И. учащихся
Номер варианта |
Отб. тур, баллы |
Номера вопросов в варианте с правильными ответами |
Сумма баллов по вариантам |
Самооценка |
Оценка, учся контрра |
Оценка учителя |
|||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||||||
1 |
|||||||||||||||
Итого сумма, баллы |
Сводная ведомость учета результатов игры (по командам)
№ п/п |
Ф. И. учся, номер команды |
“Своя игра”, баллы |
Сумма баллов по вариантам |
Сумма баллов за игру |
Средний балл за игру |
Оценка, учся контрра |
Оценка учителя |
||||
1В |
2В |
3В |
4В |
5В |
|||||||
1 |
План урока
I. Организационный момент.
II. Объявление темы и цели урока.
III. Объяснение плана и правил игры.
Ход игры
1 отборочный тур
Тема: “Терминология швейных работ”
Для сокращения затрат времени на проверку результатов тестирования, используется безмашинный метод программированного опроса и взаимоконтроль учащихся. Учащимся раздаются карточкитесты на установление соответствия. В каждой карточке слева даны 10 вопросов, а в правой 10 кодированных ответов. Каждому учащейся предлагается заполнить контрольную карточку, на которой по вертикали расположены номера вопросов, а по горизонтали номера ответов. Учащиеся находят правильный ответ и отмечает его знаком + в клетке на пересечении нужных строк и столбиков. Для проверки у ассистентов имеется карточка “ключ”, которая представляет собой копию контрольной карточки, где клетки с правильными ответами вырезаны. Такой шаблон накладывается на карточку учащейся и через прорези, которые совпадают с правильными ответами, подсчитывается их количество и делится на 2 (подсчет баллов). Результаты записываются в опросные листы учащихся.
В отборочном туре выигрывает ученица, которая первой правильно выполнит задание.
Карточка программированного опроса
№ |
Термины |
№ |
Ответы (определения) |
1 |
Сметать | 1 |
Соединить детали примерно равные по величине, строчкой постоянного назначения. |
2 |
Стачать | 2 |
Временно соединить детали по определенному контуру. |
3 |
Отутюжить | 3 |
Проложить
две машинных строчки, закрепляя разутюженные припуски шва. |
4 |
Вметать | 4 |
Прикрепить подогнутый срез детали потайными стежками. |
5 |
Настрочить | 5 |
Уложить припуски шва на одну сторону и закрепить их в таком положении. |
6 |
Разутюжить | 6 |
Временно соединить две детали, примерно равные по величине. |
7 |
Притачать | 7 |
Проложить строчку при наложении одной детали на другую для их соединения. |
8 |
Подщить | 8 |
Раложить припуски шва на две стороны и закрепить их в таком положении. |
9 |
Заутюжить | 9 |
Соединить мелкие детали с крупными строчкой постоянного назначения. |
10 |
Расстрочить | 10 |
Удалить замины на изделие, выполнить окончательную влажнотепловую обработку. |
Карточкашаблон (“ключ”) к теме: “Терминология швейных работ”. Вариант №1
№ п/п |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1 |
||||||||||
2 |
||||||||||
3 |
||||||||||
4 |
||||||||||
5 |
||||||||||
6 |
||||||||||
7 |
||||||||||
8 |
||||||||||
9 |
||||||||||
10 |
Своя игра
Ученица, успешно прошедшая отборочный тур, приглашается за “игровой стол”, где ей предлагается ответить на 10 тематических тестов. В соответствии с правилами игры учащаяся может воспользоваться 2 подсказками:
50x50 (убрать 2 неверных ответа);
помощь друга или команды;
ответив на 5ый вопрос, получает первую несгораемую сумму 10 баллов;
ответив на 10ый вопрос вторую несгораемую сумму 10 баллов.
Каждому участнику команд предлагается ответить на эти же вопросы самостоятельно, обводя кружком свой вариант ответа в контрольной карточке ( ответы с исправлениями не засчитываются). В это же время учитель ведет “диалог” с игроком, выясняя путем наводящих вопросов, насколько хорошо он знает учебный материал по данной теме. В результате чего, получает более полный и подробный ответ на каждый вопрос. И так игра продолжается пока ученица не ответит на все 10 вопросов или не “сойдет с дистанции”, отказавшись от дальнейшей игры или дав неправильный ответ. А участники команд, сидящие напротив друг друга, обмениваются контрольными карточками и проверяют правильность ответов.
Получив от ассистентов карточку “ключ”и приложив ее к контрольной карточке, сверяют с правильными ответами и зачеркивают красной пастой неверные. Подсчитывают количество правильных ответов и баллов, записывают результаты в опросные листы соперников, а ассистенты в сводную ведомость. Затем проводится следующий отборочный тур и разыгрывается 2 вариант тематических заданий в той же последовательности и в соответствии с правилами игры. И так проигрываются все варианты вслед за каждым игроком, прошедшим отборочный тур.
“Своя игра”
Вариант 1
1). То ли геометрическая фигура, то ли силуэт в одежде
a) круг
b) квадрат
c) трапеция
d) конус
2). То ли звук, издаваемый руками, то ли вид ткани
a) хруст
b) хлопок
c) щелчок
d) стук
3). То ли деталь платья, то ли ответвление протока реки
a) лиф
b) воротник
c) рукав
d) кокетка
4). Размер женских юбок определяется по мерке:
a) CT
b) Сб
c) Дбр
d) Сг
5). Длина стежка в швейной машине зависит от работы механизма:
a) иглы
b) зубчатой рейки
c) челнока
d) нитепритягивателя
6). Волокна растительного и животного происхождения относятся к группе
a) химические
b) искусственные
c) натуральные
d) синтетические
7). Слабину в конце вытачек необходимо
a) приутюжить
b) сутюжить
c) оттянуть
d) отутюжить
8). При снятии мерок в половинном размере записывают
a) Вг
b) Шг
c) Шп
d) Дтп
9). Основная (нагрудная) вытачка перенесена в линию переда на чертеже (Рис.1)
10). Мерка длины переда до талии показана на рисунке под цифрой (Рис.2)
a) 6
b) 5
c) 4
d) 7
Карточка “ключ”
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
a b c d |
a b c d | a b c d | a b c d | a b c d | a b c d | a b c d | a b c d | a b c d | a b c d |
2 отборочный тур
Тема: “Конструирование”
Раздаются:
- карточки “Конструкторское лото” (вместо цифр написаны символы, обозначающие мерки);
- контрольные карточки, которые необходимо заполнять в процессе игры;
- комплекты кружков из плотной бумаги.
Учитель произносит название или назначение мерки, а ученицы находят и закрывают нужный символ в карточкелото, одновременно записывая символы мерок в контрольную карточку в той же последовательности, в какой они перечисляются.
Используя карточку “ключ”, участники команд смогут быстро взаимно проверить друг друга, и подсчитав количество баллов, записать результаты в опросные листы.
Выигрывает в этом туре тот, кто первым правильно накроет все символы “Конструкторского лото”.
5 баллов получают те учащиеся, кто написал все символы мерок правильно;
4 балла от 16 17 , 3 балла от 12 15 , 2 балла от 8 11, 1 балл от 4 7 правильных ответов.
Конструкторское лото
СТ |
СГ |
ШГ |
ВПК |
ДТП |
ОЗАП |
|||
СГ |
СБ |
ШС |
ВГ |
ДР |
ОП |
|||
СГ |
СШ |
ЦГ |
ШП |
ДС |
ДИ |
Карточка “ключ”
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
СГI |
CТ |
ЦГ |
ШС |
СГII |
CБ |
ШГ |
ДТС |
СГIII |
ШП |
ВГ |
ДИ |
ОП |
СШ |
Озап |
ДПТ |
ДР |
ВПК |
3 отборочный тур
Тема: “Моделирование”
Каждой ученице предлагается выполнить, используя шаблон чертежа основы переда лифа, перенос нагрудной вытачки:
в линию бока;
в линию горловины;
в линию низа;
в линию проймы;
в линию середины переда.
Учитывается время выполнения, точность, аккуратность и самостоятельность.
4 отборочный тур
Тема: “Машиноведение”
Готовятся вопросы по теме “наименование и назначение деталей швейной машины”. Вывешивается плакат “детали швейной машины”, на котором изображены 9 рисунков различных частей швейной машины.
Ведущий называет наименование или назначение детали, а ученицы поднимают карточку с номером того рисунка, на котором находится эта деталь. Каждая ученица сама ведет учет правильных ответов и, подсчитав количество полученных баллов, записывает в свой опросный лист.
Ассистенты ведут учет тех, кто первым поднимает карточку с правильным ответом. Выигрывает та ученица, которая более других первой поднимает карточку с правильным номером.
5 отборочный тур
Учащимся предлагается решить кроссворд, ответив на 10 вопросов по нескольким темам программы:
1 | |||||||||||
8 | 5 | 7 | |||||||||
9 | 3 | 4 | 6 | ||||||||
2 | |||||||||||
По вертикали:
1. Пусто как в дырявом …
2. Лучшая подруга иголки.
3. Из волокна получается, никогда не кончается.
4. Веселые сестрицы нить перебирают, свитер собирают.
5. У кошки брюшко, а у иголки …
6. Неосыпающийся край ткани.
7. Он бывает стойкой, а также отложной и даже меховой.
По горизонтали:
2. Два конца, два кольца, посередине гвоздик.
8. Работаешь, спустя …
9. Шляпа для пальца.
I. Подведение итогов игры.
Ассистенты подводят итоги игры и объявляют победителей. Побеждают учащаяся и команда, набравшая большее количество баллов за “игровым столом”.
II. Обобщающая беседа.
Выставление оценок за урок.
Учитель предлагает каждой ученице дать самооценку по результатам работы:
1. Какие темы вы хорошо усвоили.
2. Какие вопросы необходимо повторить.
3. Какую оценку вы поставили себе за урок?Затем учитель дает свою оценку прошедшей игре, отмечает самых активных и эрудированных участниц команд.
III. Домашнее задание.
Составить кроссворд по пройденным темам, используя загадки, пословицы и поговорки.
Разработать тесты (тематические).