Конспект урока окружающего мира по теме "Что такое кровь?"

Разделы: Начальная школа


Тема. Что такое кровь?

Оборудование. Учебники Вахрушева “Окружающий мир” 4класс, кроссворды для каждого, таблицы, картон, пластилин.

Цели урока.

  1. Формировать у учащихся новые понятия о составе крови. Развивать у учащихся понятие о клеточном строении, взаимосвязи строений и функций.
  2. Формировать умения анализировать, выдвигать гипотезы и предположения, переносить знания в новые ситуации.
  3. Воспитание активности, внимательности, любознательности, показ важности и общественной значимости знаний и физического здоровья человека.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания с помощью кроссворда.(рис. 1)
    Рисунок 1
  3. Постановка проблемы и актуализация знаний.
  4. Сценка.

    Исполнители: ученик и ученица, учитель.

    У ученицы перевязан палец, она плачет.

    Учитель: Ренат, что случилось?

    Ученик: Мы сегодня в “Короля и принцессу” играли, я королем был, а принцессой Аню хотели выбрать. А эта Ленка из 4 Б подскочила и кричит: “Я принцессой буду, потому что у меня кровь голубая!” Я говорю: “Докажи!” – а она: “Пускай Анечка и доказывает, а настоящих принцесс и так видно!” и ушла. Неужели у нее и вправду кровь голубая?

    Ученица: А потом я поранилась. Оказывается у меня на самом деле кровь не голубая. И еще я испугалась, потому что видела фильм о том, как раненный в ногу боец погибал от потери крови. И спасло его только переливание крови другого человека. Неужели кровь имеет такое большое значение для работы нашего организма?

    Учитель: Давайте, ребята попробуем ответить на вопросы ваших товарищей.

    Для этого расскажите мне:

      • Что приводит кровь в движение? (Движение крови обеспечивает сердце)
      • Какие типы сосудов тебе известны? (Кровь движется от сердца по артериям, которые разветвляются на тонкие капилляры, а затем собираются в вены, которые идут снова к сердцу)
      • Как называется группа клеток, выполняющих общую задачу в организме? (Ткань)
      • Чтобы мышцы и кости смогли выполнять определенную работу, клетки должны быть соединены или разрознены? (Соединены)
      • А кровь – это уникальная ткань. Ее клетки не соединены друг с другом, а плавают в жидкой кровяной плазме.
  5. Практическая работа.
  6. Работа с рисунком на странице 32 учебника.

      • Давайте рассмотрим, из каких частей состоит кровь и какие клетки крови встречаются.

    Кровь, как один громадный сложный караван кораблей, где каждый корабль выполняет свою работу. Красные – это торговые корабли, белые – военные, а плоские - ремонтные. Все наши кораблики плывут по прозрачному желтоватому морю – плазме. Как же выглядят красные кораблики, которые называются …( красные кровяные тельца).

    Учитель показывает с помощью красного пластилина форму двояковогнутого диска и предлагает детям наклеить красные пластилиновые шарики на ранее приготовленные листы картона (плазма).

      • А красные они потому, что содержат вещество красного цвета – гемоглобин. Это кораблики, которые перевозят товар. А какой? (Кислород). А куда? (К клеткам). А в клетках они сделают обмен и повезут …(Углекислый газ). Куда? (В легкие).
      • Как же будет чувствовать себя человек, у которого уменьшается количество красных кровяных телец? Об этом нам расскажет Катя.

    Ученица делает короткий доклад об анемии.

    А теперь выполним физкультминутку:

    Встать, руки в стороны, как будто ладошками раздвигаем стены.

    Вдох, наклон вперед, смотрим вперед.

    Выдох, опускаем руки и голову.

      • Мы часто с вами делаем эту физпаузу. Но, пожалуй, только теперь вы сможете объяснить пользу этого упражнения.

    (не наклоняя сразу голову, кровь встречает преграду в шейном отделе, а когда опускаем голову, кровь, богатая кислородом, устремляется в мозг и питает его, заставляя работать продуктивнее.)

  7. Продолжение объяснения нового материала.
      • Какие еще клетки мы видим на рисунке? (Белые кровяные тельца). Это военные кораблики. Они защищают наш организм от микробов, возбудителей болезней. Они в отличие от красных кровяных телец не имеют цвета и могут передвигаться как амебы. При попадании в организм бактерий эти клетки начинают скапливаться вокруг и пожирают их. Возьмите белый и черный пластилин и изобразите это сами на своих работах.

    В это время ученик рассказывает о лейкозе.

    Рассматривание лучших работ и показ с одновременным объяснением.

      • Скопление мертвых клеток тканей, бактерий и погибших в этой борьбе белых кровяных телец образуют густую желтоватую жидкость, называемую гноем. На месте разрушенной ткани образуется новая – рубцовая.

    Показ таблиц с изображением уничтожения бактерий белыми кровяными тельцами.

      • Какие клетки мы еще не рассмотрели? (Кровяные пластинки). Роль этих корабликов в караване – ремонт повреждений. Как же это происходит? Когда Аня поранилась, с проникшими внутрь микробами стали бороться белые кровяные тельца, а в это время наши помощники – кровяные пластинки стали своими телами заслонять поврежденную часть. Их скопление мы можем наблюдать, когда кровь в ранке становиться темной и вязкой. При этом мы говорим “кровь свернулась” и, благодаря этой работе кровяных пластинок, любая рана не вызывает потери всей крови. Но есть заболевания, когда свертываемость крови нарушается. Это заболевание называется гемофилией. У больных гемофилией любая даже небольшая рана может привести к смерти.
      • А теперь изобразим процесс свертывания крови на своих картинках. Один из вас поможет мне изобразить на большой картинке.
  8. Самостоятельная работа.
  9. Выполнение заданий 1 и 2 на странице 33 с последующей взаимопроверкой.

    Индивидуальная работа по карточкам для сильных учеников.(рис. 2)
    Рисунок 2

  10. Итог.
    • А теперь попробуем ответить на вопросы Рената и Ани. Бывает ли у людей голубая кровь? (Нет) Конечно, нет. Просто раньше богатые люди заслонялись от солнечных лучей и поэтому отличались цветом кожи от загоревших на полях работников. Сквозь их белую кожу просвечивали синие сосуды и казалось, что у них течет голубая кровь. Они очень этим гордились.
    • Действительно ли кровь имеет большое значение в жизни человека?

На доске вывешиваются таблички и поясняются детьми (рис. 3)
Рисунок 3

    • Для чего у нас часто берут анализ крови и врачи сидят, что-то рассматривают в микроскоп, что-то считают, записывают? (Чтобы исследовать и высчитать необходимое количество клеток крови)
    • Нужно ли сдавать анализ крови, если врач выписал направление? (Обязательно, чтобы на ранних стадиях обнаружить заболевание и вовремя начать лечение)

Домашнее задание.

Страницы 32–33 учебника (пересказ), ответы на вопросы.