Урок "Певцы народной жизни"

Разделы: Литература


ТЕМА: Певцы народной жизни. (Сопоставление стихотворений Н.А.Некрасова “Размышления у парадного подъезда” и Г. Тукая “Дача”).

ЦЕЛИ:

  • знакомство с жизнью и творчеством русского и татарского поэтов;
  • формирование навыков анализа лирических произведений;
  • умение выразительно читать поэтический текст;
  • подготовка учащихся к понятию “антитеза”;
  • проведение сопоставления между образами крестьян в стихотворении Некрасова и Тукая;
  • воспитание любви к истории отечества, родного края.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • стенгазета, посвященная жизни и творчеству Н.А.Некрасова;
  • стенгазета, посвященная жизни и творчеству Г.Тукая;
  • диапроектор;
  • диапозитивы “Волга в творчестве Н.А.Некрасова”;
  • портрет Николая I;
  • стихотворение Некрасова “Размышления…”;
  • стихотворение Тукая “Дача”;
  • рисунки учеников к стихотворениям;
  • карта Республики Татарстан;
  • магнитофон с записью русской и татарской мелодии.

ЭПИГРАФ: “ Я лиру посвятил народу своему” (Н.А.Некрасов)

ХОД УРОКА:

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

1. Сообщение темы и целей урока .

- Здравствуйте, садитесь. Сегодня на уроке нам предстоит обратиться к творчеству великих русского и татарского поэтов с целью сопоставления стихотворений Н.А. Некрасова “ Размышления у парадного подъезда ” и  Г.Тукая “ Дача ”. Выявить, с какой целью поэты обратились к теме крестьянства, провести параллели между образами крестьян. Поэтому работать мы будем рядами, разделившись на две команды.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ОПРОС ПО ТЕМЕ.

-Приходилось ли нам встречаться с произведениями, в которых затрагивалась тема жизни крестьян? Кто является авторами этих произведений? Коротко расскажите о образах крестьян и их угнетателях.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ УРОКА.

1. -Чтобы понять, с какой целью поэт обратился к написанию данной темы, нужно знать его биографию. Послушаем выступление учеников, противоположных команд.

  • 1-я команда. Великий русский поэт Н.А. Некрасов родился 10 декабря 1821 года (портрет) в местечке Немирове, Каменец – Подольской губернии.

Его отец, Алексей Сергеевич (портрет), небогатый помещик, выйдя в отставку, а он служил майором, вместе семьёй поселился в родовом имении Грешнево (стенгазета).

Мать поэта, Елена Андреевна, нередко вступалась за крестьян, когда отец угрожал им расправой. Тогда доставалось и ей.

В Грешнево, неподалёку от Волги, прошло детство поэта.

Господскому сыну не разрешалось играть с крестьянскими детьми, но он убегал к ним через свою лазейку.

Однажды он бродил по берегу Волги и вдруг услышал какие-то стоны. Вслед за тем он увидел бурлаков, которые стонали от невыносимо тяжёлой работы. Эта картина взволновала юного поэта до слёз.

В этом впечатлительном мальчике появилась “страстность к чужому страданию”, которая и сделала его великим поэтом.

В 1832 году будущий поэт вместе с братом Андреем поступают в Ярославскую гимназию, но в 1837 Николай уходит из неё. Едет в Петербург с целью поступить в университет.

В 1840 году с помощью друзей печатает сборник стихов “Мечты и звуки”. Знакомится с русским критиком В.Г. Белинским.

В 1846 году Некрасов вместе с четой Панаевых едет в Казанскую губернию к помещику Григорию Толстому, который жил в деревне Ново – Спасское (ныне Алексеевский район). Раздобыв немного денег взаймы, Некрасов вместе с Панаевым берёт в аренду журнал “Современник”. В это же время он продолжает работать над темой тяжёлой жизни крестьянства. Пишет “Школьник”, “Забытая деревня”, “Несчастные”. Цензура стала строго следить за изданием “Современника”. Правительство решило уничтожить ненавистный журнал.

В начале 50-х Некрасов сильно заболел – рак спинного мозга. Но он не теряет зря времени, а приступает к написанию поэмы “Кому на Руси жить хорошо”. В свет выходит сборник “Стихотворения Некрасова” (1856 г.).

8 января 1878 года поэт скончался. В центре своего творчества Некрасов поставил крестьянина.

  • 2-я команда. Габдулла Тукай родился 26 апреля 1886 года в деревне Кушлавыч Казанской губернии (ныне Арский район) в семье муллы. Отец умирает, когда мальчику исполняется шесть месяцев. Мать выходит замуж за муллу из соседней деревни и уезжает, оставив мальчика на попечение старухи Шарифы. Вскоре он попадает в дом дедушки, где и без того было много ртов. Нищета вынуждает деда отдать мальчика проезжему ямщику, чтобы тот передал его в Казани кому - нибудь на воспитание. Так Габдулла попадает в дом Мухамметвали. Через два года родители заболевают, и мальчик попадает в дом крестьянина Сагди. Именно здесь он познаёт будни крестьянской жизни. Здесь зарождается любовь к отчизне, к народу.

В 1895 году Тукай попадает в Уральск в семью сестры отца. Живёт вместе с прислугой. В этот период он зачитывается произведениями Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Крылова, Толстого.

В 1905 году поступает наборщиком в газету “Уралец”.

Судьба родного народа, думы простых людей – вот что волнует его.

В 1907 году возвращается в Казань. Ни на минуту не угасла вера Тукая в свой народ. В этот период он пишет “Гнёт”, “Дача”, “Осенние ветры”, “Чего не хватает сельскому люду?”.

Нищета и голод, преследовавшие его в детстве, подорвали его здоровье. Тукай болен туберкулёзом. Но болезнь не остановила его. До последнего часа он писал стихи, статьи.

2 апреля 1913 года поэт скончался, так и не увидев результата революционной борьбы татарского народа.

  1. Итак, подведём итог  выступлениям. Команды задают друг другу вопросы, подготовленные заранее.

  • Как Некрасов познакомился с жизнью крестьян? Какие моменты биографии говорят об этом?
  • Какие тяготы жизни пришлось испытать Тукаю, оставшись сиротой?

Вопрос учителя: Итак, почему поэты обратились к теме крестьянства?

2. Слово учителя.

- История создания произведения зачастую связана с каким-нибудь интересным фактом из жизни. Именно так произошло с написанием стихотворения Николая Некрасова “Размышления у парадного подъезда”. Послушаем эту историю от докладчика из 1-й команды.

В 1860 году за границей в газете “Колокол” (показ обложки) впервые было напечатано стихотворение, которое издатель газеты, а это был Герцен, сопроводил примечанием: “Мы очень редко помещаем стихи, но такого рода стихотворение нет возможности не поместить”. В газете стихотворение напечатано под названием “У парадного крыльца”.

Толчком к созданию произведения послужили непосредственные наблюдения Некрасова. Вот что пишет об этом его друг и помощник А.Я. Панаева: “Я встала рано и, подойдя к окну, заинтересовалась крестьянами, сидевшими на ступеньках лестницы парадного подъезда в доме, где жил министр государственных имуществ. Была глубокая осень, утро было холодное и дождливое. По всем вероятиям, крестьяне желали подать какое-нибудь прошение и спозаранку явились к дому. Швейцар, выметая лестницу, прогнал их; они укрылись за выступом подъезда и переминались с ноги на ногу, прижавшись у стены и промокая на дожде.

Я пошла к Некрасову и рассказала ему о виденной мною сцене. Он подошёл к окну в тот момент, когда дворники дома и городовой гнали крестьян прочь, толкая их в спину. Некрасов сжал губы и нервно пощипывал усы; потом быстро отошёл от окна и улёгся опять на диване. Через два часа он прочёл мне стихотворение “У парадного подъезда”.

Просматривается диапозитив № 16 – Некрасов наблюдает сцену у парадного подъезда.

  • А теперь послушаем историю создания стихотворения Тукая “Дача”.

Ни на минуту не угасала вера Тукая в свой народ, в нём он видел свои идеалы, в нём черпал вдохновение. Думы народа, радость и горе заливали мир его поэзии. В 1911 году всё Поволжье охватил страшный голод. Основную причину голода поэт видел в том, что народ был ограблен богачами. Такую сцену, когда богач пользуется своим положением, можно было наблюдать в каждом порту, он заказывал себе целый пароход. Может быть Тукаю довелось наблюдать сцену, которую он опишет в стихотворении.

3. Команды задают друг другу вопросы по выступлениям:

  • С чем связано написание Некрасовым стихотворения “Размышления у парадного подъезда”? (Написание Некрасовым стихотворения связано с его личными наблюдениями подобной сцены).
  • Как отреагировал Некрасов на сцену у парадного крыльца?
  • К кому и с какой целью пришли крестьяне? (К министру иностранных имуществ с прошением).
  • Кто наблюдал эту сцену вместе с Некрасовым? (А.Я. Панаева).
  • Связана ли история создания стихотворения Г.Тукая “Дача” с конкретным историческим фактом? (Этот факт не известен. Поэтому нам приходится догадываться, что Тукай просто передал обстановку тяжёлой жизни крестьян).

5. Словарная работа. Слова записаны на доске.

Прежде чем приступить к изучению произведений, мы должны усвоить значение некоторых слов, это необходимо для правильного понимания смысла. Каждой команде было дано задание найти в тексте непонятные слова и объяснить их значение противоположной команде.

  • 1-я команда.

Швейцар – сторож около входных дверей.

Армячишко – крестьянская верхняя одежда из грубого сукна.

Чернь – так господствующие классы пренебрежительно называли простой народ.

Пилигримы – странники, путники.

Харчевня – дешёвая закусочная.

Лепта – здесь: мелкие деньги.

Щелкопёр – бумагомаратель.

  • 2-я команда по стихотворению Тукая “Дача”.

Франт – человек, любящий наряжаться, щёголь.

Расфрантился – нарядился.

Спесь – надменность, высокомерие.

6. Знакомство с произведением.

Выразительное чтение чтецом из 1-й команды стихотворения Н.Некрасова “Размышления у парадного подъезда”.

- Просмотр диапозитива к стихотворению Некрасова (крестьяне у парадного подъезда).

Выразительное чтение чтецом из 2-ой команды стихотворения Г.Тукая “Дача”.

7. Костюмеры приготовили по одному костюму. Вам нужно отгадать, образ какого персонажа из стихотворения представлен перед вами.

  • Не перепутал ли костюмер некоторые детали одежды?

8. Физ. минутка.

9. Анализ стихотворений.

  • Какие чувства переполняют вас при чтении стихотворений Некрасова и Тукая?
  • Сходна или различна тема стихотворения Некрасова “Размышления у парадного подъезда” и стихотворения Тукая “Дача”? Сформулируйте её. (Тема стихотворений сходна. В них говорится о безрадостной жизни народа и праздной жизни богачей.
  • Найдите в тексте лирических произведений описание крестьян, прочтите.
  • Какими предстают перед нами крестьяне? (В лохмотьях).
  • А одинаково ли настроение крестьян? (В произведениях, изображённых татарским поэтом больше решимости, они уже не верят богачам. А в стихотворении Некрасова крестьяне забиты, смиренны.
  • С чем это связано? (Стихотворение Некрасова было написано в 1858 году, когда народ повиновался самодержавию. Стихотворение Тукая писалось в другой обстановке, обстановке подъёма сил крестьянства).
  • Встречается ли в стихотворении Некрасова призыв к “пробуждению” народа ото сна? Прочитайте эту строчку. (“Ты проснёшься, исполненный сил…”).
  • Встречаются ли в стихотворениях противоположные по смыслу слова? Дополните надпись на доске: Н.Некрасов “Размышления…”

1. Парадный подъезд в торжественные дни – (в обычные дни).
2. Владелец роскошных палат – (крестьяне, бурлаки…).

Г.Тукай “Дача”.

1. Расфрантившийся богач – (угнетённый народ).

10. Юные художники представляют нашему вниманию свои работы.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

  • Оценки за урок.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

  • Выразительное чтение стихотворений Н.А.Некрасова

“Размышления…” и Г.Тукая “Дача”.

  • Сопоставление стихотворений Н.А.Некрасова “Памяти Добролюбова” и Г.Тукая “Светлой памяти Хусаина”.