Технологией ИОСО предусмотрено деление учебного процесса на два блока:
- блок изучения нового материала, “лекционный”;
- блок самостоятельной работы – лабораторный.
В основу данного деления на блоки положена трехуровневая психологическая закономерность организации обучения.
На первом уровне обеспечивается понимание (осознание, осмысление, обобщение).
На втором – усвоение (разнообразные виды повторения), а на третьем – применение (формирование и совершенствование умений, стандартное и творческое применение).
Урок – лекция или (блок изучения нового материала) – этап понимания.
Ключевая роль на этом этапе принадлежит учителю, который при объяснении новых знаний демонстрирует учащимся собственное понимание, усвоение и применение излагаемого им учебного материала. Психологический смысл данного требования заключается в умении педагога осуществить перевод (переформулирование) содержащейся в тексте (учителя, учебника) информации на язык самого учащегося (внутренний опыт ребенка).
Появляется новое понятие – школьная лекция.
В чем принципиальное отличие школьной лекции от вузовской?
В ходе школьной лекции задачи запоминания, усвоения, применения новой познавательной информации, решаются одновременно в рамках одного урока. В этой связи структура и методика лекционных занятий по технологии ИОСО, меняются.
Рекомендуется следующий вариант школьной лекции.
№ п/п | ЭТАПЫ ШКОЛЬНОЙ ЛЕКЦИИ | Затраты времени в минутах |
1 2 3 4 5 6 |
Психологический настрой деятельности Объяснение нового материала Закрепление материала Групповая работа по усвоению нового учебного материала Индивидуальная работа по применению нового учебного материала. Подведение итогов и рефлексия. Комментирование дифференцированных заданий. (ИОП) |
2 мин. 15 мин. 3-5 мин. 10 мин. 5 мин. 5 мин. |
ВСЕГО | 40 мин. |
Психолого-дидактические особенности рекомендуемых этапов школьной лекции.
Психологический настрой на деятельность. Вводится вместо организационного момента, предусмотренного в традиционном уроке. Принципиально возможным здесь является то, что учитель должен обеспечить в течении двух минут психологическую установку на предстоящую учебную деятельность – сегодня вы узнаете о том-то, научитесь тому-то, в результате – будете уметь то-то. Не следует тратить время на выяснение отсутствующих учеников на занятии, коллективных записей даты, формы работы, темы занятия (это можно сделать заранее).
Объяснение нового материала. Здесь следует обратить внимание на временной отрезок, в который должен уложиться учитель- 15 мин. Психологической сутью данного требования к учителю, является несколько оснований, связанных тем, что: у школьников (как и у взрослых) имеются возрастные особенности в объемах памяти и внимания. При монологической речи учителя, дети способны воспринимать информацию в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей не более 25 мин (от 15 мин. в начальной школе до 40 мин. в старших классах).
Соблюдая требования “15 минут” учитель должен продемонстрировать учащимся четкость, ясность, логику изучаемого материала или явления.
Закрепление нового материала. В течении 5 минут учитель проводит итоги изложенной им информации, обращая внимание учащихся на ключевые понятия темы, тем самым концентрируя внимание учащихся на логике изучаемого материала. (Алгоритм, выраженный в таблице, схеме, опоре – используемый при объяснении и закреплении нового материала). Образной иллюстрацией данного утверждения является американская пословица: “Расскажи ты мне и я забуду, покажи- и я запомню, привлеки меня и я пойму.”
Групповая работа по усвоению (повторению) нового учебного материала. На данном этапе меняется позиция учителя, он становится организатором усвоения школьниками изложенного им учебного материала в группах. Ключевым видом деятельности здесь является повторение того, что на предыдущих этапах объяснял учитель, с помощью: учебника, конспекта, учебного пособия.
Работая в группах, ученики осмысливают, уточняют, воспроизводят, обобщают, а, в конечном счете, переводят во внутренний план умственных действий новую для себя информацию.
Индивидуальная работа по применению нового материала.
Каждый ученик работает на индивидуальном уровне по закреплению изучаемого материала. Учитель контролирует правильность учебных действий школьников, по мере необходимости оказывает помощь отдельным учащимся в выполнении индивидуальной программы.
Рефлексия, подведение итогов и комментирование заданий. Учитель предлагает каждому ученику оценить свою работу на уроке с помощью сигнальных карточек (Рис.1, 2, 3).
Рис. 1. Я усвоил все. | Рис. 2. Я понял, но не все. | Рис. 3. Я не усвоил. |
Учитель обращает внимание учеников на выявленные в ходе контроля типичные затруднения по теме, отвечает на вопросы. После чего, комментирует содержание фрагментов – заданий по уровням.
Предлагаю конкретный урок.
Урок-лекция. Римская – католическая церковь. Крестовые походы в XI-XIII веках.
(Материал лекции включает в себя целую главу учебника).
Сегодня мы увидим, как, с точки зрения католической церкви и средневекового человека, бог делил всех людей на 3 сословия. Каждое сословие реализовало свое предназначение. Это было важной особенностью средневековья.
Мы выстроим логические цепочки между двумя сословиями – духовенством и рыцарством.
БЛОК-СХЕМА
Рис. 4.
Вывод:
1. В эпоху средневековья складываются 3 сословия, каждое с точки зрения католической церкви выполняет свое предназначение. (“Те, кто молится”, “те, кто воюет”, “те, кто трудится”.)
2. Переход из одного сословия в другое невозможен.
3. Итогом борьбы католической церкви и феодалов за всемирное господство стало:
а) развитие торговли;
б) распад Византийской империи;
в) приобщение к восточной культуре: (ветряные мельницы)- технические изобретения, особенности быта – (горячие бани), выращивание с/х культур- (рис, гречиха, лимоны, абрикосы, арбузы).
I. Закрепление нового материала.
Возвращение к БЛОК-СХЕМЕ (Рис. 4). Акцентирую внимание на новые слова.
Демонстрирую будущий ответ ученика на оценку “отлично”.
II. Групповая работа – повторение в парах моего рассказа по алгоритму.
III. Индивидуальная работа по применению нового материала.
1. Назовите понятие, которое соответствует данному определению.
Особый сбор, шедший в пользу церкви:
А) десятина;
Б) церковный собор;
В) церковная подать.
2. Назовите понятие, которое соответствует данному определению.
Грамота освобождающая “преступников” от угрызения совести, обещавшая прощение грехов.
А) покаяние;
Б) церковная подать;
В) индульгенция.
3. Выберите определение, которое соответствует данному понятию.
Инквизиция:
А) особый церковный трибунал, учрежденный для борьбы против еретиков.
Б) Запрет к ростовщичеству.
В) Исповедь.
4. Найдите лишнее.
Историки считают, что причинами крестовых походов были:
А) рост населения в западной Европы;
Б) религиозный подъем, стремление освободить Гроб Господень;
В) вторжение норманнов;
Г) желание папства укрепить свою власть и влияние;
Д) жажда богатства, добычи.
IV. Ребята, оцените свою работу на уроке.
(Поднимают сигнальные карточки).
Кому что не понятно?
Кто не разобрался, может подойти ко мне на перемене.
Теперь обратимся к индивидуально-ориентированному плану (ИОП).
См. ниже.
ИСТОРИЯ Средних веков |
||||||||
Источ- ник |
Срок | Темы лаб. работ |
Задания | Индиви- дуальное задание |
Отметка о выпол- нении |
Подпись учителя |
||
3 | 4 | 5 | ||||||
Тема 5. Католическая церковь в XI-XIII в. Крестовые походы | ||||||||
§ 15, 16 |
1. Лекция Могущество католи- 2. Мини-
Лаб. работа- таблица Крестовые походы Консуль- Сдача зачета |
1. § 15, В.1, 2, 5 2. § 16 В.1, 2, 4, 5 Таблица – “Крестовые походы” Задание в рабочей тетради 98 К/р |
1. § 15, В. 3, 4, 5, 6 2. § 16, В. 3, 4, 5, 7 Таблица – “Крестовые походы” Задание в рабочей тетради 98 К/р |
1. § 15. В., 4, 5, 8, 9 2. § 16, В. 4, 6, 7, 10 Таблица в тетради – “Крестовые походы” Задание в раб тетради. 98 К/р |
||||
ВЫПИСАТЬ В ТЕТРАДЬ. ЗНАТЬ ВСЕМ ОБЯЗАТЕЛЬНО: Сословия, исповедь, десятина, священные реликвии, мощи, индульгенции, католическая церковь, фанатизм, догматы, чистилище, еретики, инквизиция, орден, крестоносцы, дож. |
При выполнении заданий использую:
- Е.А. Крючкова. Рабочая тетрадь по истории средних веков. 6 кл., М., Просвещение, 2003.
- Е.В.Агибалова, Г.М. Донской. История средних веков. 6 кл., М., Просвещение, 2002. (Вопросы к параграфу).