Организационный момент.
Введение в тему.
Сегодня я вам расскажу очень интересную сказку. Вот послушайте.
Однажды вышел домовенок Кузенька на крылечко, посмотрел вокруг и удивлённо отметил, что кругом снег лежит, дуют холодные северные ветра, а Анютка, внучка бабы Насти, прочитала на календаре … апреля.
- На улице зима, а апрель, какой месяц? (Весенний).
- Ребята, а как Кузенька определил, что на улице зима?
Удивился Кузенька и бегом к своему другу Лешику, который жил за речкой Безымянной. Разбудил он дружка своего и стал расспрашивать, что же случилось, почему Весна не спешит в его родную деревеньку. Рассказал Лешик, что Дрёма Дремотная, бабка болотная усыпила Весну! Вот и не пришла она ещё к Кузеньке в деревеньку.
Призадумался домовёнок и решил идти на болото к Дрёме Дремотной, Весну будить.
—Ребята, вы догадались, о чём мы с вами будем говорить?
Собрал домовёнок котомку, положил в неё: волшебную книгу (Азбуку), ватрушки и бутылочку парного молочка. Осмотрел хозяйство и отправился в дальний путь.
Объяснение нового материала.
Перешёл речку Безымянку, а тут откуда ни возьмись на него Летучие мыши набросились, не дают даже шагу шагнуть. Остановился Кузька и спрашивает:
- Что это вам, Летучие мыши, от маленького домовёнка понадобилось?
А мыши просят его помочь, прочитать странное письмо.
Задание.
— прочитать пословицы;
— объяснить их смысл;
“Не пугай, зима, весна всё равно придёт”.
“Весна напоит – осень накормит”.
— Сколько весенних месяцев вы знаете?
— Назовите их.
Ребята, в народе каждый месяц имеет ещё одно название, связанное с наиболее яркими изменениями в природе. В каждом из них есть и свои народные приметы, которые сложились из многолетних наблюдений.
Любопытно стало Кузеньке, открыл он свою Волшебную Азбуку, сел на пенёк и стал читать Летучим мышам про весенние месяцы.
Март – протальник.
Апрель – снегогон.
Май – травень.
(Дети читают самостоятельно).
Прочитал это домовёнок, убрал Азбуку в котомку и дальше зашагал.
А на пути у него возник лес густой, непроходимый, волшебный.
Растение первоцветы.(Проверка домашнего задания)
Пригорюнился Кузенька: - Ой, беда, беда, огорчение! Как же мне через этот дремучий лес пробраться?
И вдруг слышит голосок тоненький:
- Расскажи волшебному лесу о растениях, которые весной цветут, и быстро пройдёшь по лесной тропинке.
Полистал домовёнок Азбуку и не нашёл ничего подходящего.
- Ой, беда, беда, огорчение! Что же теперь делать?
Давайте поможем Кузеньке.
Дети рассказывают о первоцветах (ольха, ива, сон-трава, мать-и-мачеха, одуванчик).
Тема охраны редких лекарственных трав.
Лес расступился и перед Кузенькой показалась узенькая лесная тропинка.
— Спасибо, ребята! – крикнул домовёнок и весело побежал по лесной тропинке сквозь густые заросли.
Добежал до окраины леса Кузя и увидел, что впереди непроходимое болото, только изредка виднеются кочки, покрытые травой, а на самой большой сидит Дрёма Дремотная, бабка болотная и крепко спит.
Домовёнок понял, что если он будет кричать, то Дрёма его не услышит. А подобраться к ней можно только, наступая на кочки болотные. Но на каждой кочке загадка. И чтобы наступить на неё, надо отгадать эту загадку.
(Дети отгадывают загадки)
Маленький мальчишка В сером армячишке По дворам шныряет, Крохи собирает. |
В серой шубке перовой И в морозы он герой, Скачет, на лету резвиться, Не орёл, а всё же птица. |
Окраской – сероватая, Повадкой – вороватая, Крикунья хрипловатая – Известная персона. Кто она? |
Чёрен я пером от роду, В поле погулять люблю. И на радость свекловодов Долгоносиков люблю. |
Кто в беретке ярко-красной, В чёрной курточке атласной? На меня он не глядит, Всё стучит, стучит, стучит. |
Спинкою зеленовата, Животиком желтовата, Чёрненькая шапочка И полоска шарфика. |
Прилетел в резной дворец Серый в крапинку певец.
|
Он прилетает каждый год Туда, где домик ждёт. Чужие песни петь умеет, А всё же голос свой имеет. |
Чернокрылый красногрудый, И зимой найдёт приют: Не боится он простуды- С первым снегом Тут как тут! |
Длиннохвостая она, Со спины черным – черна, Брюхо белое да плечи, Тарахтенье вместо речи. Хоть кого увидит – вмиг Подымает стрекот- крик. |
Белая птица Над морем кружиться. |
По лужам он важно бродит, Из воды сухим выходит, Носит красные ботинки, Дарит мягкие перинки. |
Спереди шильце, Сзади – вильце, Сверху – чёрное суконце, Снизу – белое полотенце. |
— Как, вы думаете, что за последняя загадка у нас осталась? (Надо разделить этих птиц на зимующих и перелётных.)
Птицы |
|
Зимующие |
Перелётные |
— Каких птиц называют зимующими, а каких перелётными?
— Почему? (Объясни.)
Прыгнул Кузька на большую кочку, крикнул Дрёме Дремотной, бабке болотной прямо в ухо.
Проснулась Дрёма, посмотрела вокруг и говорит:
— Стара я стала, крепко уснула! Чуть весну не проспала!
Оглянулся домовёнок, а вокруг всё от зимнего сна просыпается, знать и Весну Дрёма пробудила. Поблагодарил он старушку и в припрыжку побежал домой. Бежит, а сам всё примечает, как Весна по земле к его деревеньке идёт.
— Как вы думаете, ребята, что заметил домовёнок Кузька пока бежал домой.
(Объяснить, какие изменения произошли в неживой природе с наступлением весны)
Итог урока.
— Чем мы сегодня на уроке занимались?
— Что нового узнали?
Домашнее задание.
Возьми (срежь) веточку и поставь её в комнате в воду. Понаблюдай, как будут набухать почки. Что появится из почек?
Подумай!
- Почему снег раньше тает в городе, чем за городом?
- Как образуется сосулька?
- Почему весной может идти и дождь, и снег?
- Почему дождь бывает чаще ,чем снег?
Проверь себя!
(Изменения в неживой природе.)
- Как с приходом весны изменилась температура воздуха?
- Что происходит весной со снегом? Почему?
- Почему весной появляются ручьи? Куда они текут?
- Как с приходом весны изменились небо и облака?
- В каких местах появляются первые проталины?
- Что такое ледоход? Почему опасны шалости на реке во время ледохода?
- Что происходит весной с почвой?