Литературный журнал

Разделы: Литература, Начальная школа


Наша школа уже более десяти лет работает по программе Г.Н.Кудиной и З.Н.Новлянской “Литература как предмет эстетического цикла”. Её цель – приобщить ребёнка к чтению и пониманию художественной литературы через собственное литературное творчество и читательское сотворчество. Для этого с первых шагов обучения первоклассники входят в роли “автора” и читателя– “критика”.

До недавнего времени художественным литературным творчеством дети занимались не в общеобразовательной школе, а лишь в специальных кружках и студиях, куда поступали только те дети, кто проявил соответствующие способности или, по крайней мере, склонность к сочинительству. Сейчас это положение заметно меняется. Я, благодаря программе литературы Г.Н.Кудиной и З.Н. Новлянской, вместе с детьми, занимаюсь полноценным литературным творчеством. И все ребята оказываются способными к этому, хотя, может быть, и не в одинаковой степени.

Детское художественное творчество является условием развития читателя: “от маленького писателя к большому читателю”– так афористично формулировала М.А.Рыбникова этот принцип; необходимость “бывания” в авторской позиции для развития читателя подчеркивал М.М.Бахтин (концепция которого легла в основу курса “Литература как предмет эстетического цикла”). Собственный писательский опыт обогащает читателя пониманием авторских задач и замыслов.

С психологической точки зрения, есть все основания для того, чтобы младшего школьника ввести в художественное творчество. У него развита сюжетно–ролевая игра и игра – драматизация, в которой он и автор, и герой, и актёр. Младший школьник ещё во многом “первооткрыватель”, ему присуще чувство новизны и удивления в отношении к окружающему миру. Эта “детская свежесть взгляда”–одно из важных условий для художественного творчества. Школьник очень чувствителен к языку как к материалу литературы. Ему не безразлично звучания, ритмичность, смысловые оттенки слова.

Важным этапом обучения в курсе литературы является написание детьми авторских работ–сочинений. Об этом хотелось рассказать подробнее.

Видов сочинений, которые пишут наши дети, много. Это и “детская публицистика”, и работы детей, которые основаны на наблюдениях за реальностью (явлениями и предметами окружающей жизни: всматривание, вслушивание, выявление характерных признаков), и работа детей в разных жанрах устного народного творчества (через наблюдения за построением художественного текста), и сочинения “с точки зрения”.

Сочинения, которые создаются детьми на уроках и дома по задачам, поставленным учителем, обязательно анализируются ими на последующих уроках “Обсуждений сочинений”. На них в особой атмосфере теплоты общения, которую создаёт учитель, конструктивно обсуждаются сочинения, написанные детьми. Ребята задают вопросы автору работы, оценивают то, что хорошо удалось и стараются помочь советами, если что–то не получилось в работе. Доброжелательность, стремление понять точку зрения автора, только конструктивная критика, доказанная словами текста сочинения, создают атмосферу творчества, воспитывают любовь к художественной литературе, учат, не боясь непонимания собственных ошибок, раскрыть себя. Всё это создаёт мотивацию для продолжения творчества и попыток создания новых и новых работ.

За творческие работы–сочинения я никогда не ставлю отметок. В первом классе оценка содержания была только положительная при условии полной добровольности написания. Во втором и третьем классе – зачётная система.

При выполнении творческих работ я не оцениваю грамотность, чтобы не ставить детей “в рамки”, не ограничивать полёт фантазии незнанием написания того или иного слова. Это условие прямо противоположно требованию традиционной методики, но вполне соответствует психологическим законам творчества: ребёнок не может удержать одновременно несколько разных и сложных задач. Оценка грамотности убивает творчество. Более того, в первом классе, пока не все дети могут писать, я разрешаю взрослым записывать сочинения детей, но не вмешиваясь в творческие поиски, а выполняя технически трудную для детей работу.

Особую роль в оценке сочинений играет систематический выпуск “литературных журналов”. Задача этих журналов, прежде всего, мотивационная. Они позволяют детям осознать смысл своей авторской работы, понять, что сочинение пишется не для учителя, а имеет общественный резонанс – публикацию. Его читают сами дети и их родители, а также ребята из других классов школы, учителя. В первом классе в журнале “публикуются” все написанные детьми сочинения. В последующих классах в журналы помещаются лучшие детские работы. Причём, эти работы выбирают сами дети, на уроках – обсуждениях сочинений. До третьего класса мы с ребятами выпускали журналы по каждой теме сочинения отдельно, а, начиная с третьего класса, сочинения группируются в сборники в соответствии с видом творческих задач: журнал “ Читательские мнения”(критика), “Размышления о жизни”( детская публицистика), и журнал сочинений художественных жанров ( заглавия для этого сборника придумывают сами дети).

Сочинения детей – это тот кладезь, который не иссякает с годами. К нему нужно относится очень бережно, с большой отзывчивостью. Когда я начала работать по этой программе, то тревожилась, что у меня может не получиться такого результата, как говорили об этом авторы программы. Но как только мы начали с ребятами разговор на уроках литературы, я почувствовала огромную отдачу, заинтересованность детей. Они очень легко делились своими ощущениями, настроением о прочитанном или услышанном. С большим удовольствием писали сочинения, разыгрывали драматизации, участвовали в коллективной–творческой работе.

Я никогда не подгоняю их, чтобы они быстрее сдавали работы, именно в срок. Дети с нетерпением ждут урока обсуждения сочинений, где они в доброжелательной обстановке проводят критический анализ своих работ. В третьем классе я пошла дальше и ввела на уроках – обсуждениях групповую работу по анализу сочинений. Группа из 4–х человек получает сочинения написанные ребятами, которые в этой группе не участвуют. Предварительно мы со всем классом вспоминаем и фиксируем на доске авторские задачи, которые стояли перед детьми как перед авторами. По этим задачам дети анализируют в группе полученные сочинения, а затем выступают перед классом, доказывая авторским текстом, свои мысли, суждения по решению творческих задач и фиксируя “+” или “–”, справился ли автор с задачами, поставленными перед ним. Иногда на обсуждение сочинений у нас уходят два урока, но я времени не жалею. После этого мы отбираем те сочинения, которые войдут в сборник.

Литературные журналы, которые рождаются у нас после изучения тем, стали уже традиционными. Сами дети печатают их в компьютерном классе и рисуют иллюстрации, чтобы было интересно читать.

К сожалению, в третьем классе мы с ребятами прощаемся. Они переходят в среднюю школу, а там программа Г.Н. Кудиной и З.Н. Новлянской “ Литература как предмет эстетического цикла” не продолжается. И вот перед нами ещё 7 лет назад встал вопрос: “ Как же быть с литературными журналами?” Ребята хотели забрать своё творчество с собой. И у нас в школе родилась прекрасная традиция. Мы вместе с родителями (при их помощи и поддержке) в конце третьего класса создаём литературный журнал детских работ с первого по третий класс. Название у него необычное: “Самый лучший, единственный и неповторимый сборник творческих работ, написанный и нарисованный детьми для детей и их родителей сада–школы “Росток”. Такой литературный журнал с пожеланиями от учителей и всех взрослых, которые окружают ребят с первого по третий класс, их работами, которые входили во все предыдущие журналы, каждый ученик получает на память по окончании третьего класса. Надо видеть глаза ребят и родителей, когда они берут в руки этот журнал. Они светятся искорками счастья и неповторимой гордости за то, что этот журнал – их творчество! Ведь авторские работы всех ребят представлены в нём, по всем изученным темам курса, и не единожды. Дети уходят от нас во взрослую жизнь, но, бывая в гостях, очень часто говорят нам, что читают и перечитывают сочинения, созданные нами в начальной школе, вспоминают наши уроки творчества, свои удачи и плечо друзей, которые всегда были готовы помочь.

Очень здорово, что есть такая замечательная программа, которая даёт возможность раскрыть творческие способности детей. Пусть не у всех это получается, но ребёнку даётся шанс, и он может им воспользоваться. Попробовать себя как автора, критика, слушателя, зрителя, актёра, теоретика. Уроки литературы – это самые любимые уроки у моих детей.

Два года назад мы с учителями нашей школы решили, что есть все предпосылки для создания школьного литературного журнала. Ведь наши ребята много сочиняют и не по темам курса. В школьный литературный журнал вошли следующие рубрики:

  1. Самое лучшее с уроков литературы.
  2. Когда приходит вдохновенье,
  3. Пишу я сам без принужденья...
  4. Сочиняю со всей семьей.
  5. Заявленная тема.
  6. Критические статьи.
  7. Смешинки из наших сочинений.

Он выходит с периодичностью раз в четверть. Ребята с удовольствием читают и обсуждают его. Каждый номер ждут с нетерпением.

А теперь я хочу привести некоторые сочинения моих ребят, созданные в разные годы обучения по программе Г.Н. Кудиной и З.Н. Новляненой “Литература как предмет эстетического цикла”:

Никонов Владимир 1 класс

“Надо ли, чтобы все желания исполнялись?’

У каждого человека есть много желаний. Они бывают разные: большие и маленькие, плохие и хорошие, полезные и вредные, добрые и злые. Но главное, чтобы исполнялись только хорошие и добрые желания. Потому что нет ничего лучше добра. Даже когда хорошее желание в мечтах, уже становишься сам добрее. А плохие желания пусть останутся несбыточными.

Плотникова Оля 1 класс

“Воспоминания старой обуви.’

В прихожей на полочке стояли туфельки. Они были старенькие, поношенные.

– Опять сегодня Оля не обует нас, – подумали туфельки. В школу она ходит в новеньких, в нас ходить уже неудобно. А было время... На фабрике, где нас сделали, мы были самыми модными и блестящими, как наши сестрички. Нас упаковали в красивую коробку и отправили в магазин. Там мы не долго задержались. Однажды в магазин вместе с мамой пришла наша будущая хозяйка – девочка Оля. Мы ей понравились, а главное пришлись прямо по ноге и нас купили. Что за жизнь началась. Нас берегли, надевали только по торжественным случаям и праздникам. Мы лихо отплясывали вокруг елочки и на праздник 8 Марта. После этого нас бережно протирали и укладывали на полочку. Но вот наступило лето. Нас стали одевать чаще, почти каждый день. Мы уже ходили в школу и в магазин, и просто гулять. У детских ножек есть одна особенность, которой нет у нас – они растут. А мы нет. И вот ножкам стало тесно в нас. Надо покупать другие. И снова все повторится по кругу. В этом и есть смысл жизни нас – туфелек – помогать детям ходить. Ведь без обуви далеко не уйдешь. Вот, значит какие мы важные. Значит наша жизнь прожита не зря, и это нас радует.

Погребняк Екатерина 2 класс

Потешка

Будет Маша рисовать,
Дай–ка, мама, нам тетрадь.
Нарисуем зайку,
Зайку – попрыгайку.
Нарисуем свинку, серенькую спинку.
Ну а это что такое?
Что за чудище морское?
Это – рыба – кит.
В госте к Машеньке спешит.

Хачатурян Элина 2 класс

Потешка

Три – таташки, три – тата
Мы танцуем до утра.
Мы танцуем до утра.
Три – тата, три – тата.
Хлопаем в ладошки
Раз, два, три.
Поднимаем ножки
Раз, два, три.
Головой качаем,
Неваляшки мы.
Глазками моргаем, как мы хороши!

Плотникова Оля 2 класс

Потешка

Ой, ты, котик, ты наш котик,
Котик – тепленький животик.
Приходи к нам ночевать,
Нашу деточку качать.
Наша Оля маленькая,
Маленькая – удаленькая.
Оленька не хочет спать,
Хочет с котиком играть.

Асфяндяров Дамир 2 класс

Считалка

Наш мальчишка – молодец.
Скушал целый огурец.
Огурец был непростой,
В нем был ключик золотой.
Кому ключик попадет,
Тот у нас водить пойдет!

Майшев Роман 2 класс

Скороговорка

В шестой шалаш внесли багаж,
В шалаш внесли не наш багаж.

Булгаков Петр 2 класс

Скороговорка

Мыши шипели, шушукались, шумели.

Дробышев Артем 2 класс

Небылица

Жили–были ежики
На елочку похожие.
Раз решили два ежа
Причесаться “под ужа”.
Один сидит, стрижется,
Весь лес над ним смеется!
А другой как увидал,
Так со страху убежал.
И теперь наш лысый еж
С колобком печеным схож.

Зиброва Александра 3 класс

Отзыв о сказке В.М. Гаршина “Лягушка – путешественница’

Мне эта сказка нравится. С ее героиней можно веселиться и грустить. В этой сказке есть поучительные моменты. Я хочу вам зачитать один из них: “Тут лягушка уж не выдержала и, забыв всякую осторожность, закричала изо всей мочи:

  • Это я! Я! – и кубарем полетела на землю”.

В какие–то моменты она умиротворенная и счастливая. Но черты характера лягушки противоречивы, и в другие моменты она хвастливая и самолюбивая.

Но сам автор относится к героине положительно. Он жалеет ее, когда она падает с большой высоты, и по–доброму смеется над ней, когда эта врунишка рассказывает чужим лягушкам о своих “приключениях”. Как она побывала на юге, и у нее были собственные утки.

Так что это очень поучительная сказка.

Тугаева Вера 3 класс

Отзыв о сказке Андерсена “Гадкий утенок’

Это произведение очень грустное, хоть и начинается: “Хорошо было за городом”. В нем жалко утенка. А к курице, гусям, уткам, коту и т.д. рассказчик относится с насмешкой и считает, что птичий двор похож на базар: “Батюшки! Что тут был за шум и гам! Две семьи дрались из–за одной угриной головки, и, в конце концов, она досталась кошке!” Особенно жалко утенка, когда он застыл в воде. Но к счастью, все обошло его лучшей стороной. Я представляю, какие еще испытания предстали бы перед ним. Естественно, автор не хотел доводить читателя до слез и не стал описывать все его злоключения. Ох, столько пришлось терпеть только для того, чтобы узнать, что ты лебедь! Может иной читатель и проронит слезинку. Бедный утенок!

Тугаева Вера 3 класс

Стилизация волшебной сказки “Волшебная поляна”

В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь. Вот женился он на девице. Она умная была и красивая. Однажды захворала царица. Искусные доктора ее лечили, а вылечить не могут. Вот пришла бабушка и говорит:

  • Я могу вылечить вашу жену, только постройте терем для нас.

Так и сделали. Долго ли коротко ли, а царю на царицу охота посмотреть. Вошел он в терем расписной и видит: ни милой его, ни бабушки нет.

А царица тем временем, в лес пошла, с бабушкой гулять. Завела ее бабка, бросила на поляне, а сама исчезла. Зарыдала царица и села на пень, а он в стул обернулся. Удивилась царица. Что за поляна? Пока царица думала, уж и ночь пришла. Легла она в траву шелковую и уснула. На утро просыпается в шатре, и стол там стоит накрытый. Поела царица, попила и вышла из шатра, а он в траву опять превратился. Еще больше царица удивилась. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. А царица в то время домой захотела, а идти не знает куда. Думает, что делать: “вот бы мне ковер–самолет”.

И в тот же миг она уже в воздухе оказалась. Поняла она, что поляна волшебная. Прилетела домой. Все обрадовались.

И устроил царь пир на весь мир. А бабку нашли да наказали. Вот тебе сказка, а мне бубликов связка.

Осипова Анна 3 класс

“Январская лыжня”.

На зимних каникулах в январе я отдыхала у бабушки. За её двором был небольшой лесок. В один ясный морозный день я решила сходить на лыжах по лесу. Погода была замечательной, солнце, казалось, выше над горизонтом, чем обычно. Когда я подошла к лесу,то увидела чью–то лыжню. Я захотела пройтись по ней, ведь не зря её кто–то проложил именно здесь. Вначале я ничего особенного не заметила, лишь следы собаки, которые петляли возле лыжни. Я поняла, что это охотничья лыжня. Чуть проехав, у меня расстегнулось крепление. Я нагнулась и увидела чьи– то следы. Они пересекали лыжню и обрывались у дерева. Следы были маленькими, с ямками от остреньких коготков. Это, наверное, беличьи следы. Дальше я стала присматриваться. Здесь длинные узкие следы – это охотник гнал зайца. Следы уходили вглубь леса, в другую сторону от лыжни. Значит – заяц убежал. Я всё ещё думала о зайце, но услышала писк, он доносился сверху. Подняв голову, я увидела, как между веток тревожно летают клесты. Было понятно, что они испугались меня. Я ушла, чтобы их не волновать. Лыжня привела меня к озеру. Вокруг была тишина, и лишь лёгкий ветер нарушал её шорохом ветвей. Я посмотрела на часы: уже поздно, и повернула домой. Потом я думала об этом лесе. Моему удивлению не было предела. Как много можно прочитать вдоль бегущей строки январской лыжни, на белых страницах зимнего леса.

На следующий день я не могла покататься. Лыжню засыпало снегом. Как жаль! Но впечатление об этом дне останется надолго в моей памяти.