Современный социальный заказ системе образования связан с формированием у выпускников личностных качеств, которые были бы адекватны ситуации динамических изменений, происходящих в обществе. Это навыки системного анализа, определенность собственной позиции, способность к критическому мышлению. Результативность обучения в современных условиях во многом связана с осознанием необходимости замены малоэффективных вербальных, объяснительно-иллюстративных способов новыми развивающими, личностно-ориентированными приемами. Многообразие таких приемов представлены в образовательных технологиях Открытого образования «Дебаты» и «Критическое мышление в процессе чтения и письма».
Возможности применения элементов технологий Открытого образования показаны на примере конкретного урока по зоологии 8 класса « Многообразие Паукообразных ».
Цель
- Познакомить учащихся с многообразием представителей класса Паукообразные.
Задачи
- Образовательные
- Закрепить и актуализировать ранее изученный материал о строении Паукообразных и Ракообразных.
- Познакомиться с многообразием Паукообразных.
- Развивать лингвистические способности учеников.
- Воспитательные
- Развивать коммуникативные навыки: терпимость, способность прислушиваться к мнению окружающих, признавать множественность подходов к решению проблемы.
- Продолжать формирование интереса и любви к животным.
- Развивающие
- Формировать умение сопоставлять факты и делать выводы.
- Развивать логику и критическое мышление.
Оборудование
- Таблицы с изображением пауков;
- Четыре различных текста о пауках;
- Листы бумаги, фломастеры, магниты.
ХОД УРОКА
Класс разделен на 4 группы учащихся, сидящих за отдельными «круглыми столами».
Ход урока | Методы и формы работы | ||||||
1. Введение Повторение классификации типа Членистоногие Отличительные особенности строения представителей классов Ракообразные и Паукообразные: отделы тела, количество ног, наличие усиков, строение и количество глаз (3 мин.) |
Беседа | ||||||
2. Основная часть Многообразие пауков. Скорпионы – У каждой группы на столе текст об одном представителе класса Паукообразные: обыкновенный крестовик, южнорусский тарантул, каракурт, скорпион. |
Работа в группах | ||||||
Ученикам предлагается ознакомиться с
материалом внутри группы и подготовить краткий
рассказ о пауке на 2 минуты. Тезисы предлагается
написать на листе (составить кластер). – Ознакомление, обсуждение, обмен мнениями в группах. Работа над тезисами. Подбор иллюстраций. – Представление результатов работы каждой группы. Последним выступает представитель группы, подготовившей рассказ о скорпионе. – Учитель обращает внимание учеников на необычность внешнего строения и образа жизни скорпиона. Предлагает два тезиса для обсуждения: «Скорпионы – Ракообразные животные». «Скорпионы – Паукообразные животные». |
Использование элементов технологии Открытого образования «Критическое мышление в процессе чтения и письма» в ходе работы с текстами | ||||||
– Две группы подбирают аргументы в
пользу первого тезиса, остальные в пользу
второго. Аргументы предлагается написать на
листах. – Работа в группах. – Представление результатов работы. Представители групп выходят с листами, на которых написаны аргументы в пользу тезиса. Листы закрепляются на доске магнитами (записи должны быть разборчивыми и понятными). Выступают по очереди. Выступающие стараются не повторять сказанного предыдущими. Учитель на доске составляет сводную таблицу: |
Использование элементов технологии Открытого образования «Дебаты» | ||||||
|
|||||||
3. Обобщение Подведение итогов. Выводы: 1. Паукообразные – класс типа Членистоногие, включающий многообразных представителей. 2. Скорпион – паук, так как основные признаки, по которым биологи относят членистоногих к классу Паукообразные совпадают. 3. Скорпион – нетипичный паук, поэтому класс Паукообразные делится на два отряда: Пауки и Скорпионы. |