Применение технологий Открытого образования "Критическое мышление в процессе чтения и письма" и "Дебаты" на уроках биологии"

Разделы: Биология, Общепедагогические технологии

Класс: 8

Ключевые слова: зоология, образовательные технологии «Дебаты» и «Критическое мышление, пауки, ракообразные, морфологическое строение


Современный социальный заказ системе образования связан с формированием у выпускников личностных качеств, которые были бы адекватны ситуации динамических изменений, происходящих в обществе. Это навыки системного анализа, определенность собственной позиции, способность к критическому мышлению. Результативность обучения в современных условиях во многом связана с осознанием необходимости замены малоэффективных вербальных, объяснительно-иллюстративных способов новыми развивающими, личностно-ориентированными приемами. Многообразие таких приемов представлены в образовательных технологиях Открытого образования «Дебаты» и «Критическое мышление в процессе чтения и письма».

Возможности применения элементов технологий Открытого образования показаны на примере конкретного урока по зоологии 8 класса « Многообразие Паукообразных ».

Цель

  • Познакомить учащихся с многообразием представителей класса Паукообразные.

Задачи

  • Образовательные
  1. Закрепить и актуализировать ранее изученный материал о строении Паукообразных и Ракообразных.
  2. Познакомиться с многообразием Паукообразных.
  3. Развивать лингвистические способности учеников.
  • Воспитательные
  1. Развивать коммуникативные навыки: терпимость, способность прислушиваться к мнению окружающих, признавать множественность подходов к решению проблемы.
  2. Продолжать формирование интереса и любви к животным.
  • Развивающие
  1. Формировать умение сопоставлять факты и делать выводы.
  2. Развивать логику и критическое мышление.

Оборудование

  • Таблицы с изображением пауков;
  • Четыре различных текста о пауках;
  • Листы бумаги, фломастеры, магниты.

ХОД УРОКА

Класс разделен на 4 группы учащихся, сидящих за отдельными «круглыми столами».

Ход урока Методы и формы работы
1. Введение
Повторение классификации типа Членистоногие
Отличительные особенности строения представителей классов Ракообразные и Паукообразные: отделы тела, количество ног, наличие усиков, строение и количество глаз (3 мин.)
Беседа
2. Основная часть
Многообразие пауков. Скорпионы
– У каждой группы на столе текст об одном представителе класса Паукообразные: обыкновенный крестовик, южнорусский тарантул, каракурт, скорпион.
Работа в группах
Ученикам предлагается ознакомиться с материалом внутри группы и подготовить краткий рассказ о пауке на 2 минуты. Тезисы предлагается написать на листе (составить кластер).
– Ознакомление, обсуждение, обмен мнениями в группах. Работа над тезисами. Подбор иллюстраций.
– Представление результатов работы каждой группы. Последним выступает представитель группы, подготовившей рассказ о скорпионе.
– Учитель обращает внимание учеников на необычность внешнего строения и образа жизни скорпиона. Предлагает два тезиса для обсуждения:
«Скорпионы – Ракообразные животные».
«Скорпионы – Паукообразные животные».
Использование элементов технологии Открытого образования «Критическое мышление в процессе чтения и письма» в ходе работы с текстами
– Две группы подбирают аргументы в пользу первого тезиса, остальные в пользу второго. Аргументы предлагается написать на листах.
– Работа в группах.
– Представление результатов работы.
Представители групп выходят с листами, на которых написаны аргументы в пользу тезиса. Листы закрепляются на доске магнитами (записи должны быть разборчивыми и понятными).
Выступают по очереди. Выступающие стараются не повторять сказанного предыдущими.
Учитель на доске составляет сводную таблицу:
Использование элементов технологии Открытого образования «Дебаты»
Аргументы в пользу тезиса: «Скорпионы – Паукообразные животные» Аргументы в пользу тезиса: «Скорпионы – Ракообразные животные»
1. Морфологическое строение:
– отделы тела: головогрудь и брюшко;
– количество ног: 4 пары;
– 4 пары простых глаз;
– наличие ядовитых желез;
– наличие трахей и легочных мешков.
1. Морфологическое строение:
– членистое брюшко;
– наличие клешней;
– отсутствие паутинных желез;
– плотный хитиновый покров, напоминающий панцирь.
2. Поведение и жизнедеятельность:
– охотится;
– убивает жертву при помощи яда;
– дышит атмосферным воздухом;
– живорождение.
2. Поведение и жизнедеятельность:
– не плетет паутину;
– внешне больше походит на рака, а не на паука.
 
3. Обобщение
Подведение итогов.
Выводы:
1. Паукообразные – класс типа Членистоногие, включающий многообразных представителей.
2. Скорпион – паук, так как основные признаки, по которым биологи относят членистоногих к классу Паукообразные совпадают.
3. Скорпион – нетипичный паук, поэтому класс Паукообразные делится на два отряда: Пауки и Скорпионы.