Осень — это "унылая пора" или "очей очарование"?

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цели:

1) образовательная – познакомить учащихся с программой Microsoft PowerPoint и её возможностями;
2) развивающие – развивать творческие способности учащихся, расширять кругозор, развивать способности к самостоятельному поиску информации;
3) воспитывающие – воспитывать чувство уважения и ответственности перед товарищами.

Занятие проводится в IV этапа. I – III этапы подготовительные, IV этап – основной.

План:

I этап. На этом этапе идёт знакомство учащихся с программой PowerPoint, её возможностями. Учатся создавать слайды, работать над их оформлением. Знакомятся с понятием “презентация”.

II этап. Начинается с экскурсии “Осенние изменения в природе”. Во время

экскурсии учитель предлагает ответить учащимся на вопрос: Осень – это “унылая пора” или “очей очарование”? Учащиеся обмениваются своими мнениями.

Учитель: “Ребята, а где мы можем встретить описание осени?”

Дети: “Осень описывали в своих произведениях поэты и писатели”. (Примеры)

Дети: “Осень изображают художники”.

Дети: “Многие композиторы посвятили свои произведения осени”.

Далее занятие проводится в компьютерном классе.

Учитель предлагает детям подготовить и выполнить слайды по направлениям:

  • осень в поэзии;
  • осень в народном календаре;
  • осень в изображении художников;
  • изображение осени в музыке.

Учащиеся делятся на микрогруппы, выбирают направление работы. Проводится конкурс на создание титульного слайда.

Рис.1

III этап. Учащиеся собирают материалы по своим направлениям. Проводятся

консультации с учителем. Пишут сочинения “Люблю ли я осень?”. Готовят

рисунки на осеннюю тему в программе Paint. Оформляют слайды.

Рис.2

Рис.3

IV этап. Заключительный.

Презентация работ учащихся на тему: Осень – “унылая пора” или “очей очарование?”

Ход занятия:

  1. Вступительное слово учителя.
    • Мы с вами сегодня проводим заключительное занятие, которое посвящаем одному из времён года – осени. У К. Д. Ушинского есть рассказ “Четыре желания”, в котором мальчик Митя хотел, чтобы зима, весна, лето, осень никогда не кончались. В каждом времени года он находил свои прелести, увлекательные занятия. Вот я хочу спросить у вас: А вы любите осень?

    Ответы детей. Зачитываются сочинения.

    • У А. С. Пушкина есть такие строки: Унылая пора! Очей очарование!
    • Кто помнит дальше? (Чтение наизусть отрывка из стихотворения А. С. Пушкина “Осень”.)
    • Мы с вами на прошлом занятии пытались ответить на вопрос: Осень – это “унылая пора” или “очей очарование”? Вы подготовили свои работы и теперь готовы их представить.
  2. Представление работ учащихся.
  3. Слайды демонстрируются с помощью проекционной системы, одновременно учащиеся ведут комментирование.

    1 группа. Рассказывают о названиях осенних месяцев в народном календаре, представляют пословицы, поговорки об осени.

    Рис.4

    2 группа. Изучали описание осени в поэзии.

      • Какие поэты посвятили свои стихи осени?
      • Из каких произведений вы брали строчки к слайдам?
      • Какое стихотворение вам больше запомнилось?

    Представляют слайды.

    Рис.5

    3 группа. Рассказывают об изображении осени художником Левитаном на картинах “Золотая осень” и “Осенний день в парке”.

    Рис.6

    Рис.7

    4 группа. Готовят слайд и представляют изображение осени в музыке П. И. Чайковского “Времена года” и Антонио Вивальди “Времена года. Осень”.

      Кратко рассказывают о биографиях композиторов, о творчестве и истории создания данных музыкальных произведениях.

      Прослушивание музыки.

    • Какие картины вы представили под эту музыку?
    • Какие чувства испытали?
    • Отличается ли музыкальное изображение осени у П.И. Чайковского от изображения осени у А. Вивальди?
    • В чём вы заметили отличие?

    Рис.8

    Рис.9

      • Как много вы нашли интересного об осени! Какие интересные создали слайды!
      • Какой вывод вы сделали для себя, для вас осень – “унылая пора” или все-таки “очей очарование”?
  4. Представление выставки рисунков.
    • Какой программой вы пользовались, выполняя рисунки?
    • Какими инструментами?
    • Как выбирали нужный цвет?
    • Как прорисовывали мелкие детали?
    • Какое настроение преобладает на ваших рисунках?
  5. Подведение итогов.
    • Готовясь к этому занятию, что нового узнали для себя?
    • Какими видами информации вы пользовались?
  6. Вручение памятных грамот.