Цели:
1) образовательная – познакомить учащихся с программой Microsoft PowerPoint и её возможностями;
2) развивающие – развивать творческие способности учащихся, расширять кругозор, развивать способности к самостоятельному поиску информации;
3) воспитывающие – воспитывать чувство уважения и ответственности перед товарищами.
Занятие проводится в IV этапа. I – III этапы подготовительные, IV этап – основной.
План:
I этап. На этом этапе идёт знакомство учащихся с программой PowerPoint, её возможностями. Учатся создавать слайды, работать над их оформлением. Знакомятся с понятием “презентация”.
II этап. Начинается с экскурсии “Осенние изменения в природе”. Во время
экскурсии учитель предлагает ответить учащимся на вопрос: Осень – это “унылая пора” или “очей очарование”? Учащиеся обмениваются своими мнениями.
Учитель: “Ребята, а где мы можем встретить описание осени?”
Дети: “Осень описывали в своих произведениях поэты и писатели”. (Примеры)
Дети: “Осень изображают художники”.
Дети: “Многие композиторы посвятили свои произведения осени”.
Далее занятие проводится в компьютерном классе.
Учитель предлагает детям подготовить и выполнить слайды по направлениям:
- осень в поэзии;
- осень в народном календаре;
- осень в изображении художников;
- изображение осени в музыке.
Учащиеся делятся на микрогруппы, выбирают направление работы. Проводится конкурс на создание титульного слайда.
III этап. Учащиеся собирают материалы по своим направлениям. Проводятся
консультации с учителем. Пишут сочинения “Люблю ли я осень?”. Готовят
рисунки на осеннюю тему в программе Paint. Оформляют слайды.
IV этап. Заключительный.
Презентация работ учащихся на тему: Осень – “унылая пора” или “очей очарование?”
Ход занятия:
- Вступительное слово учителя.
- Мы с вами сегодня проводим заключительное занятие, которое посвящаем одному из времён года – осени. У К. Д. Ушинского есть рассказ “Четыре желания”, в котором мальчик Митя хотел, чтобы зима, весна, лето, осень никогда не кончались. В каждом времени года он находил свои прелести, увлекательные занятия. Вот я хочу спросить у вас: А вы любите осень?
- У А. С. Пушкина есть такие строки: Унылая пора! Очей очарование!
- Кто помнит дальше? (Чтение наизусть отрывка из стихотворения А. С. Пушкина “Осень”.)
- Мы с вами на прошлом занятии пытались ответить на вопрос: Осень – это “унылая пора” или “очей очарование”? Вы подготовили свои работы и теперь готовы их представить.
- Представление работ учащихся.
- Какие поэты посвятили свои стихи осени?
- Из каких произведений вы брали строчки к слайдам?
- Какое стихотворение вам больше запомнилось?
- Какие картины вы представили под эту музыку?
- Какие чувства испытали?
- Отличается ли музыкальное изображение осени у П.И. Чайковского от изображения осени у А. Вивальди?
- В чём вы заметили отличие?
- Как много вы нашли интересного об осени! Какие интересные создали слайды!
- Какой вывод вы сделали для себя, для вас осень – “унылая пора” или все-таки “очей очарование”?
- Представление выставки рисунков.
- Какой программой вы пользовались, выполняя рисунки?
- Какими инструментами?
- Как выбирали нужный цвет?
- Как прорисовывали мелкие детали?
- Какое настроение преобладает на ваших рисунках?
- Подведение итогов.
- Готовясь к этому занятию, что нового узнали для себя?
- Какими видами информации вы пользовались?
- Вручение памятных грамот.
Ответы детей. Зачитываются сочинения.
Слайды демонстрируются с помощью проекционной системы, одновременно учащиеся ведут комментирование.
1 группа. Рассказывают о названиях осенних месяцев в народном календаре, представляют пословицы, поговорки об осени.
2 группа. Изучали описание осени в поэзии.
Представляют слайды.
3 группа. Рассказывают об изображении осени художником Левитаном на картинах “Золотая осень” и “Осенний день в парке”.
4 группа. Готовят слайд и представляют изображение осени в музыке П. И. Чайковского “Времена года” и Антонио Вивальди “Времена года. Осень”.
Кратко рассказывают о биографиях композиторов, о творчестве и истории создания данных музыкальных произведениях.
Прослушивание музыки.