Урок русского языка в 3-м классе по теме "Имя числительное"

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Тема: Имя числительное

Цель: создать условия, при которых дети выявили бы новую часть речи по его грамматическому значению, определили, чем она отличается от других частей речи, смогли сформулировать правило об имени числительном и умели находить имена числительные в списке слов. Умение работать в группах.

Оборудование: робот (Сам Самыч), таблицы, маркеры, листы A4.

Тип урока: постановка учебной задачи.

I. Создание ситуации успеха.

На доске дана группа слов: печаль, зимушка, играет, десять, книга, радостная, мерзнут, десяток, круглый, играет.

Сам Самыч предлагает сгруппировать слова по частям речи.

II. Постановка учебной задачи.

Учитель: Как вы определили части речи? Что такое часть речи?

Дети доказывают, как они определили части речи по их грамматическому значению.

У учащихся возникли разногласия по определению частей речи у слов десяток и десять.

Учитель: Какой вопрос возник у нас?

Учащиеся: К какой части речи отнести слова десять и десяток?

III. Решение учебной задачи.

Учитель: Слова десять и десяток можно отнести к одной части?

Дети доказывают, по какой грамматической модели построено каждое слово. Дети доказали то, что слово "десяток" имеет грамматическое значение рода, числа и падежа и определили, что это существительное.

Учитель: А что именно называет слово "десять"? Действие, предмет, признак предмета или что-то другое?

Учащиеся: Слово "десять" называет количество предметов.

Учитель: Посмотрим, есть ли у этого слова грамматическое значение числа? Давайте запишем два предложения.

Над крышей летают десять голубей.
Над крышей летает десять голубей.

Дети делают вывод, что слово десять не имеет значение числа.

Учитель: Проверим, есть ли у слова десять грамматическое значение рода? Можно ли по - русски сказать этот десять голубей или эта десять голубей.

Дети: Нет.

Учитель: Какой можно сделать вывод?

Дети: Слово "десять" значения рода не имеет.

Учитель: Давайте сравним такие предложения:

Над крышей летают десять голубей.

Над крышей летало больше десяти голубей.

Учитель: Какое грамматическое значение ты обнаружил у слова "десять"?

Дети: Значение падежа.

Учитель: Какой вывод можно сделать?

Дети : Слова десяток и десять построены по разным грамматическим моделям. Разные у них и общие грамматические значения, хотя имеют одно и то же лексическое значение и обозначают количество.

Учитель: Можно ли слово "десять" отнести к имени существительному, прилагательному, глаголу?

Дети: Нет.

Учитель: Сформулируйте в группах определение новой части речи.

Дети фиксируют, что слово "десять" не имеет значение числа, рода, но имеет значение падежа. Слово "десять" обозначает количество и отвечает на вопрос сколько?

Дети предлагают свои названия новой части речи. Один учащийся говорит, что такая часть речи в русском языке называется ИМЕНЕМ ЧИСЛИТЕЛЬНЫМ.

На доске появляется таблица.

Учитель: Где место этой части речи на схеме Сам Самыча?

IV. Измеритель урока.

Учитель: А теперь, ребята, Сам Самыч предлагает поработать в группах и найти из группы слов, те слова, которые обозначают имя числительное. Тройка, три, трое, сто, тройной, утроить, сотня, тысяча, миллион.

V. Рефлексия урока.

С какой частью речи мы сегодня познакомились?

Что называется именем числительным?