Тема: Имя числительное
Цель: создать условия, при которых дети выявили бы новую часть речи по его грамматическому значению, определили, чем она отличается от других частей речи, смогли сформулировать правило об имени числительном и умели находить имена числительные в списке слов. Умение работать в группах.
Оборудование: робот (Сам Самыч), таблицы, маркеры, листы A4.
Тип урока: постановка учебной задачи.
I. Создание ситуации успеха.
На доске дана группа слов: печаль, зимушка, играет, десять, книга, радостная, мерзнут, десяток, круглый, играет.
Сам Самыч предлагает сгруппировать слова по частям речи.
II. Постановка учебной задачи.
Учитель: Как вы определили части речи? Что такое часть речи?
Дети доказывают, как они определили части речи по их грамматическому значению.
У учащихся возникли разногласия по определению частей речи у слов десяток и десять.
Учитель: Какой вопрос возник у нас?
Учащиеся: К какой части речи отнести слова десять и десяток?
III. Решение учебной задачи.
Учитель: Слова десять и десяток можно отнести к одной части?
Дети доказывают, по какой грамматической модели построено каждое слово. Дети доказали то, что слово "десяток" имеет грамматическое значение рода, числа и падежа и определили, что это существительное.
Учитель: А что именно называет слово "десять"? Действие, предмет, признак предмета или что-то другое?
Учащиеся: Слово "десять" называет количество предметов.
Учитель: Посмотрим, есть ли у этого слова грамматическое значение числа? Давайте запишем два предложения.
Над крышей летают десять голубей.
Над крышей летает десять голубей.
Дети делают вывод, что слово десять не имеет значение числа.
Учитель: Проверим, есть ли у слова десять грамматическое значение рода? Можно ли по - русски сказать этот десять голубей или эта десять голубей.
Дети: Нет.
Учитель: Какой можно сделать вывод?
Дети: Слово "десять" значения рода не имеет.
Учитель: Давайте сравним такие предложения:
Над крышей летают десять голубей.
Над крышей летало больше десяти голубей.
Учитель: Какое грамматическое значение ты обнаружил у слова "десять"?
Дети: Значение падежа.
Учитель: Какой вывод можно сделать?
Дети : Слова десяток и десять построены по разным грамматическим моделям. Разные у них и общие грамматические значения, хотя имеют одно и то же лексическое значение и обозначают количество.
Учитель: Можно ли слово "десять" отнести к имени существительному, прилагательному, глаголу?
Дети: Нет.
Учитель: Сформулируйте в группах определение новой части речи.
Дети фиксируют, что слово "десять" не имеет значение числа, рода, но имеет значение падежа. Слово "десять" обозначает количество и отвечает на вопрос сколько?
Дети предлагают свои названия новой части речи. Один учащийся говорит, что такая часть речи в русском языке называется ИМЕНЕМ ЧИСЛИТЕЛЬНЫМ.
На доске появляется таблица.
Учитель: Где место этой части речи на схеме Сам Самыча?
IV. Измеритель урока.
Учитель: А теперь, ребята, Сам Самыч предлагает поработать в группах и найти из группы слов, те слова, которые обозначают имя числительное. Тройка, три, трое, сто, тройной, утроить, сотня, тысяча, миллион.
V. Рефлексия урока.
С какой частью речи мы сегодня познакомились?
Что называется именем числительным?