Урок математики в 3-м классе с использованием технологии развивающего обучения

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

1) образовательные: закрепить знание таблицы умножения и деления 2-7, об увеличении чисел на несколько единиц и в несколько раз, о порядке выполнения действий, отработка умения решать задачи с недостающими данными и задач на развитие логики, закрепление умений и навыков в работе по образцу и в сходных условиях, перенос знаний в новые условия, продолжить работу по формированию вычислительных навыков.
2) развивающие: развивать логическое мышление, умение анализировать предложенные задачи и выделять главное, логически строить план решения, развитие самостоятельности, умения преодолевать трудности, воли, способности, навык общения.
3) воспитательные: продолжение работы по воспитанию взаимопомощи, культуры общения, способствующей созданию благоприятного психологического климата, воспитанию внимания, самоконтроля, аккуратности, интереса к предмету.

Oборудование:

наглядные пособия для доски – рисунок Знайки и Незнайки;
шляпа с широкими полями;
шарфик для того, чтобы завязывать глаза;
магнитофонная запись песни “Дважды два четыре”;
карточки с записанными на них примерами;
геометрические фигуры – квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, на обороте которых записаны математические выражения;
рабочие тетради; учебник по математике для 3 класса четырёхлетней нач. школы, часть 1. (Авторы: М.И.Моро, М.А.Бантова и др., “Просвещение”, АО “Московские учебники”, Москва, 2000.)

Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности.

У.:Сегодняшний урок мы начнём с музыки.

(звучит запись песни "дважды два четыре ").

У. Кто мне скажет тему нашего урока?

Д. Мы будем продолжать изучение таблицы умножения.

У. Правильно, наш урок посвящён таблице умножения.

Сообщение целей и задач урока.

У. Рассмотрите примеры. Значение каких выражений вы знаете?

Д. Те, в которых один из множителей меньше или равен 7.

У. Решите те задания, которые сможете:

Работа в группах:

8х4 =
7х5=
9х3=
3х8=
8х8=
3х7=

7х4 =
7х9=
7х7=
9х9=
7х6=
9х7=

(таблица на доске)

У. -Значение каких выражений затрудняемся найти?

Д.

9х9=,
8х8=.

У. – Почему?

Д. – Не изучали таблицу на 8 и на 9.

У. – Как решили 9х3?

Д. – 3х9

У. – Какое правило применяли?

Д. – От перестановки множителей произведение не меняется.

У. – Что помогает быстро решить примеры?

Д. – Коллективное обсуждение. Знание таблицы умножения

Хором: Таблицу умножения учим с уважением!

У. Сегодня мы будем закреплять наши знания таблицы умножения в устном счёте, при решении задач, примеров, в самостоятельной работе. Начнём?

Устный счет.

Ну-ка, в сторону карандаши!
Ни костяшек, ни ручек, ни мела.
Устный счёт. Мы творим это дело
Только силой ума и души.

У. Перед тем, как начать устный счёт, откроем гостям секрет: какие действия прячет предлог в?

Д. – Умножение и деление.

У. – Предлог на?

Д. – Сложение и вычитание.

У. - Если ответ верный, вы улыбнётесь, мы рады за товарища; если нет - вы нахмуритесь, т. к. огорчены за друга.

– сыну 8 лет, отец в 4 раза старше, сколько лет отцу? 32 года.
– бабушке 60 лет, внук в 10 раз моложе, сколько лет внуку? 6 лет.
– высота берёзы 9 м, дом на 3 м выше, чему равна высота дома? 12 м.
– на полке 16 книг, а на столе - 4, во сколько раз меньше книг на столе? в 4 раза.
– найди четвёртую часть от 8; третью часть от 9; восьмую часть от 48?2,3,6.

Молодцы!

Повторение.

У. -Перед вами сказочная "живая" шляпа. Из какого она произведения?

Д. -“Живая шляпа”.

У. -Кто автор?

Д. -Николай Николаевич Носов.

У. -Да, Н.Носов написал рассказ "Живая шляпа".

Мы сегодня ещё встретимся с его героями, а сейчас вы будете доставать из шляпы фигуры, глаза завязаны, на ощупь определять, что это за фигура. Если отгадаете верно, то решаете на доске пример из шляпы.

У. -Повторим порядок действий.

Д. Повторяют порядок действий в выражениях со скобками и без них.

По мере доставания из шляпы треугольника, прямоугольника, круга и квадрата, на обороте которых приклеены записи выражений, на доске появляется запись:

32 : 8 : 2= 2
60 - 36 : 6 : 2 = 57
32 : (8 : 2) = 8 (60 - 36) :6 : 2 = 2

У. – Рассмотрите внимательно выпражения. Почему разные ответы?

Д. – Изменился порядок действий.

У. – Почему изменился порядок действий?

Д. – В записи выражений появились скобки.

У. – придумай сам пример:

_ : _ - _ : _ =  _ х _ + _ х _ = (Работа в группах.)

Физкультминутка.

Руки ставим все вразлёт,
Получаем вертолёт,
У винта кручение,
Найдём произведение!

Решение задач.

У. А произведение мы сейчас найдём при решении задач.

Из чего состоит задача?

Д. Из условия, того, что известно, и вопроса, того, что требуется найти.

У. Прочитайте внимательно текст задачи:

Запись на доске:

"Маляру выдали для побелки 24 кг мела в двух пакетах, причём в одном пакете мела в два раза меньше, чем в другом.

Сколько килограммов мела в каждом пакете?

У. Незнайка сделал схему так: (рисунок)

1. ___

2. ___ ___ ___

А Знайка по-другому:

1. ___

2. ___ ___

У. Кто из них прав?

Д. Знайка.

У. Почему?

Д. Знайка правильно показал, что во втором пакете в 2 раза больше.

У. Объясните Незнайке его ошибку.

Д. Надо убрать один лишний отрезок, тогда будет в 2 раза больше.

У. Обозначьте вопрос.

Колл. решение. Проверка.

У. Используем произведение?

Д. Да, во втором действии, так как сказано, что в 2 раза больше.

Самостоятельная работа.

У. А теперь вы самостоятельно решите задачу. Вы берите то, что вам удобно: схему или краткую запись.

стр.50, № 12.

На первой полке стояли 4 книги, а на второй в два раза больше. Сколько книг было всего?

Фронтальная проверка.

У. Как решить задачу одним действием?

Д. 4 надо умножить на 3. Так решить помогает схема.

Подвение итогов.

У. Наш урок подошёл к концу. Вы работали дружно, слаженно, организованно. Дома вы ещё раз повторите таблицу умножения.

Д/з: стр.50,№14. (примеры)