Разработка открытого урока на тему: "Духовное одиночество гения"

Разделы: МХК и ИЗО


Цели и задачи:

  • приобщить учащихся к творчеству великого русского поэта А.С. Пушкина;
  • продолжить формирование у школьников навыков анализа живописных и стихотворных произведений искусства – воспитывать у детей чувство гордости русским национальным искусством;
  • развивать у учащихся нестандартное, личностное видение шедевров мирового значения.

Дополнительный материал к уроку:

Картины:

  • И.Е. Репин – “А.С. Пушкин в присутствии Г.Р. Державина читает “Воспоминания о Царском селе””;
  • О.А.Кипринский – “Портрет А.С. Пушкина”;
  • В.А. Серов – “А.С. Пушкин в деревне”;
  • Н.П.Ульянов – “А.С. Пушкин с женой на придворном балу”;
  • А.Брюлолов – “Портрет Н.Н. Пушкиной”;
  • А.А.Горбов – “Дуэль А.С. Пушкина с Дантесом”.

Стихи:

А.С. Пушкин

  • “Кипренскому” (Любимец моды легкокрылой…)
  • “Поэт” (Пока не требует поэта…)
  • “Я пережил свои желанья…”

Ход урока:

I Информация учителя

Вступительное слово учителя о значении творчества А.С. Пушкина для мировой культуры.

Установочная проблема:

Взгляд на жизнь и творчество Пушкина с точки зрения духовного одиночества гения.

Проблемные вопросы для творческого анализа к классу:

  1. Действительно ли гений обречён на духовное одиночество в своём творчестве и в своей жизни?
  2. Тяготит ли гения духовное одиночество или иногда он сам к нему стремится?
  3. Как влияет духовное одиночество на жизнь, на судьбу конкретной личности, особенно личности гениальной?

Вопросы к классу:

  1. Как трактует современная философия понятие “гений”?
  2. Кого из плеяды (мировой) светлых гениев вы знаете?
  3. Как вы понимаете слова “светлый гений”?
  4. Как вы относитесь к творчеству Пушкина?
  5. Как повлияло на вас творчество поэта?

Вывод:

Сверходарённость А.С. Пушкина способствует перерождению человеческой души, насыщая её добротой, чистотой, красотой, светом.

II Анализ картины И.Е. Репина “А.С. Пушкин в присутствии Г.Р. Державина читает “Воспоминания о Царском селе”.

Вопросы к классу:

  1. Какому событию посвящена эта картина?
  2. Кто является центром композиции? Почему?
  3. Как выделил художник композиционный центр?
    (Все взгляды персонажей картины направлены на Пушкина. Фигура поэта помещена почти на пересечении диагоналей картины. Он одет в чёрное и выделяется на светлом фоне – явление контраста)
  4. Какими художественными приёмами Репин выделил фигуру Державина? Почему он акцентирует внимание на Г.Р. Державине?
    (Державин стоит, хотя за столом все сидят. Взгляд зрителя привлекает красный сюртук Гаврилы Романовича. Фактически он является вторым композиционным смысловым центром)
  5. Как воспринимают стихи юного Пушкина зрители?
    (На бытовом уровне; сидят развалившись, кое–кто обменивается светскими сплетнями).
  6. Кто из гостей понял, какое великое событие (рождение нового гения) свершилось?
    (Недаром художник акцентирует внимание на Державине. Только он понял, как одарен Пушкин).
  7. Как ведет себя Г.Р. Державин?
    (Несмотря на старость, он вскочил, наклонился вперед и всматривается в юного поэта, приставив щитком руку к глазам).
  8. Каким изображен А.С. Пушкин?
    (Вдохновленным; взгляд направлен вверх, как будто он видит другой духовный мир. Его поза раскрытая. Он горд сознанием своей поэтической силы).
  9. Похожи ли чувства Пушкина и Державина на реакцию гостей? Почему
    (Пушкин и Державин – люди духовно богаты. Они в отличии от других, слишком хорошо знают ценность истинного творчества).
  10. Почему плакал Державин и от чего плакал в одиночестве после выступления Пушкин?
    (Державин плакал от сознания того, что родился новый необыкновенно одаренный поэт. Пушкин чувствует тоньше и глубже остальных людей).
  11. Изображен ли кто–нибудь рядом с Пушкиным?
    (Аура одиночества)
  12. Почему мальчик–поэт предпочел пережить свое душевное состояние в одиночестве?
    (Мальчик–поэт понял, что никто не сможет разделить с ним то душевное потрясение, тот восторг, которые он пережил во время своего выступления).

Вывод:

Чувства Пушкина острее, глубже, выше, полнее, чем чувства толпы. Подростком, на интуитивном пока уровне, он понял, что обречен творить и ощущать, мыслить в одиночестве, так как обладает уникальным даром, стоит на гораздо более высокой ступени духовного развития, чем все остальные люди.

III Анализ портрета А.С. Пушкина художника О.А. Кипренского

1. Информация учителя о самобытной интерпретации образа поэта великим художником

Чтение стихотворения А.С. Пушкина “Кипренскому”.

Вопросы к классу:

  1. Какое значение творчеству Кипренского придает Пушкин?
    (По рождению Кипренский – крепостной, Пушкин – родовитый дворянин. Несмотря на это, поэт обращается к нему как к равному, как к творцу, очень высоко оценивая дар художника)
  2. В каком тоне поэт в этом стихотворении говорит о себе?
    (“Питомца чистых муз” – он видит в себе прежде всего поэта. “Это зеркало мне льстит” – он “даже несколько умаляет свое достоинство”)
  3. Как вы понимаете слова “человек камильфо”?
    (Пушкин был “человеком камильфо – имел изящный кабинет, прекрасно говорил по–французски, ухаживал за руками, имел хорошую родословную)
  4. Был ли Пушкин зависим от общества, в котором жил?
    (Быть можно дельным человеком
    И думать о красе ногтей.
    К чему бесплодно спорить с веком?
    “Евгений Онегин”)
  5. Только ли светского молодого человека мы видим на портрете, денди первой половины XIX века?
    (В первую очередь на портрете изображен поэт. Плоскость взгляда устремлена вверх. У него лицо мыслящего одаренного человека)
  6. Какая статуэтка изображена за плечом поэта?
    (Полигимния, муза поэзии)
  7. Почему Кипренский помещает на портрете статуэтку Полигимнии?
    (Он изображает поэта, не просто обычного человека)
  8. Куда смотрит поэт? Почему он не глядит на зрителя, на нас с вами?
    (Он принадлежит другому миру, миру поэзии)
  9. О чем говорит жест его рук?
    (Душевная замкнутость. Он не с нами, он – в себе).

2. Чтение и анализ стихотворения А.С. Пушкина “Поэт”, датированного тем же 1827 годом, что и картина.

Вопросы к классу:

  1. Как живет поэт, пока “не коснулась божественная лира” его слуха?
    (Как и все обычные люди)
  2. Как ведет себя поэт, когда “божественный глагол до слуха чуткого коснется”? Похоже ли его поведение на поведение других людей?
    (Бежит от людей, чуждается их, тоскует в их обществе, ищет одиночества)

Вывод:

В моменты высшего озарения, вдохновения поэту одиночество нужно, необходимо.

IV Анализ картины В.А. Серова “А.С. Пушкин в деревне”

Вопросы к классу:

  1. Статична или динамична композиция картины?
    (Композиция динамична)
  2. Почему Серов изобразил Пушкина скачущим на коне все вперед и вперед?
    (Творчество и жизнь – всегда движение)
  3. Почему Пушкин один?
    (Равным поэту не был никто из его окружения)
  4. У поэта были друзья? Назовите их.
    (Ни один из друзей поэта не мог подняться до его уровня, полноценно и равноправно войти в его внутренний духовный мир)
  5. Почему впереди на дороге – пустота?
    (Пушкин – первопроходец в литературе, первый новатор, преобразователь русского языка)
  6. Почему позади всадника никого нет? (Единственность Пушкина, отсутствие настоящих последователей)
  7. Почему дорога, по которой скачет поэт не прямая гладкая, а извилистая, в ухабах.
    (Дорога – жизнь и творческая, и просто человеческая. Жизнь Пушкина трудна, тяжела – ссылки, непонимание властей, потеря друзей, в частности, декабристов, и так далее).
  8. Каков колорит картины? Почему он сумрачен, суров?
    (Тяготы жизненные испытания и так далее)
  9. Почему над головой Пушкина лучи солнца, свет?
    (Светлый гений, солнце русской поэзии)
  10. Какие чувства вы испытываете к Пушкину, изображенному на картине?
  11. Как вы думаете, одиночество духовное Пушкину в тягость?
    (В интерпретации В. Серова)

Вывод:

Наступает трагическое время для Пушкина. Духовное одиночество тяготит и терзает душу поэта, подталкивает его к преждевременной гибели.

V Анализ картины Н.П. Ульянова “Пушкин с женой на придворном балу”

Демонстрируется портрет Н.Н. Гончаровой кисти Брюллова

Вопросы к классу:

  1. Какие чувства выражает лицо Пушкиной?
    (Самолюбование, радость перед балом)
  2. Кто стоит на лестнице, отраженной в зеркале?
    (Высшие сановники, приближенные царя, они отражаются в зеркале, как будто живут в мире, который является лишь отражением истинной духовной реальности)
  3. Почему художник изображает лестницу?
    (Иерархия власти, ее ступени, вплоть до самого царя)
  4. Как смотрят власть предержащие на поэта?
    (Высокомерно, с презрением, с уничтожающим любопытством следя за душевной драмой гения. Они – “пятою рабскою поправшие обломки”, многоглавая гидра, уничтожающая Пушкина. Сначала, в момент восхождения новой звезды они равнодушны, теперь происходит травля “неугодного” поэта)
  5. Каков взгляд Пушкина?
    (Понимающий и принимающий вызов света, трагичный)
  6. Пушкин вдвоем с женой. Но вместе ли они?
  7. Пушкин в толпе людей. Но с людьми ли он?

Вывод:

Драма духовного одиночества остра и глубока. Поэт одинок среди людей, мало того – затравлен бездарностями, близок к гибели.

VI Анализ картины А.А. Горбова “Дуэль А.С. Пушкина с Дантесом”

1. Анализ стихотворения “Я пережил свои желанья…” А.С. Пушкина

Вопросы к классу:

  1. Какие чувства выразил поэт в этом произведении?
    (Обреченность, душевную опустошенность, трагедию духовно одинокой личности)
  2. На каком дереве он “запоздалый лист”?
    (Дерево жизни)

2. Анализ картины А.А. Горбова

Вопросы к классу:

  1. Кто изображен на картине?
    (Пушкин, Дантес, Данзас, д'Аршак)
  2. Как ведет себя Дантес?
    (Холоден, спокоен, совершенно не понимает, что случилась великая трагедия для России)
  3. Почему Пушкин откинул назад лицо?
    (Одиночество смерти)
  4. Каков колорит картины? Почему он такой?
    (Грустный, холодный. Гаснет звезда, уходит гений)

Вывод:

Духовное одиночество А.С. Пушкина спровоцировало его жизненную трагедию. Он творил и страдал для того, чтобы мир стал лучше, и мир убил его, не поняв и до конца не признав при жизни.