Подготовка будущего учителя к использованию информационных технологий

Разделы: Информатика, МХК и ИЗО


Специфика профессиональной деятельности будущего учителя образовательной области “Технология” характеризуется умением внедрять в предметную область компьютерные технологии.

Внедрение персональных компьютеров в учебный процесс, безусловно, требует высокого педагогического мастерства учителя, определенного педагогического поиска в разработке методики, направленной на повышение эффективности обучения. В соответствии с этим должна быть решена проблема подготовки специалиста, владеющего современной вычислительной техникой в различных аспектах: от подготовки к уроку при создании текстового материала с помощью ПК до повышения профессионального уровня посредством глобальных коммуникационных систем.

Курс ИТ предусматривает не только изучение программных продуктов различного назначения, но и методику использования ИТ в процессе профессиональной подготовки учителя. Основные критерии отбора учебного материала:

  1. должен учитывать будущую профессиональную направленность;
  2. должен быть по возможности индивидуализирован, соответствовать интересам, склонностям и способностям студентов;
  3. должен позволить интегрировать полученные знания и умения в области ИТ со знаниями и умениями, полученными при изучении специальных учебных дисциплин.

Изучение программного продукта проводится на протяжении нескольких занятий в зависимости от учебной программы. Опыт работы показывает, что задания для студентов должны быть составлены таким образом, чтобы продемонстрировать как можно больше возможностей программы и использования ее в будущей профессиональной деятельности. Самостоятельная работа студента организована с учетом особенностей индивидуальных заданий – творческий характер и частичный информационный дефицит, что способствует изменению характера познавательной деятельности в сторону самостоятельности и поискового характера. Студенты должны научиться оценивать ресурсы компьютерной техники и различать реально возможное и целесообразное в ее использовании.

Сильной мотивационной основой для студентов является работа над заданиями по актуальной теме с прикладной и межпредметной направленностью. Работа над такими заданиями позволяет предложить интересный вид учебной деятельности, познакомить с современными идеями и имитировать в учебном процессе деятельность, которая осуществляется в реальной профессиональной жизни.

Такую работу мы организовали, например, в среде Power Point, изучение которой предусмотрено рабочей программой. Студенты самостоятельно работают над созданием учебных презентаций по школьным предметам: ИЗО, технология и черчение, которые понадобятся нашим выпускникам. Перед практической работой на ПК студенты разрабатывают план-конспект урока, при этом учитывают следующие моменты: с какой целью, для решения каких задач будет использовано экранное средство (видеопроектор); в какой части урока наиболее целесообразно показать этот материал: для постановки проблемы в начале урока, в качестве иллюстративного материала при изложении новой темы, при закреплении нового материала, в целях активизации познавательной деятельности учащихся и организации их самостоятельной работы или при проверке домашнего задания. План-конспект урока печатается в текстовом редакторе Word, учитывая все правила редактирования документа и на последнем уроке на защите учебной презентации раздается ксерокопия каждому. В итоге такой работы у студентов накапливается банк планов-конспектов с учебными слайдами.

Примеры учебных работ студентов:

В настоящее время многие известные фирмы разрабатывают высококачественные программные продукты учебного назначения, но часто эти яркие и эффектные продукты вступают в противоречие с психолого-педагогическими требованиями, с педагогической целосообразностью, а подчас они не учитывают национального компонента. Современному педагогу нужен не готовый учебный материал, а некоторые доступные программы, которые он может использовать в качестве красочных иллюстраций своих идей и методов и которые более органично вписались бы в традицию использования пособий, подбираемых педагогом для своего занятия. Поэтому особое внимание уделяется созданию учебных сайтов (обучающих программ) по школьным темам, используя Web-технологию текстового редактора Word.

Наш колледж имеет художественно-графическую направленность, поэтому студенты должны иметь навыки по созданию художественных работ с использованием компьютера. Знакомство с возможностями графических редакторов позволяет студентам легко выполнять творческие работы (обложки книг, народные орнаменты, декорации к сказкам, дидактические рисунки и т.д.), связанные с такими спецпредметами, как рисунок, живопись, композиция. После изучения возможностей этих редакторов студентам предлагается задача по созданию учебных заданий для школьников по выбранной теме ИЗО, графического дизайна или черчения.

Примеры учебных заданий

  • По теме “Жанр портрета”.

Нарисовать свой портрет в графическом редакторе Paint (рис.1, 2).

Рисунок 1

Рисунок 2

Установить на ученических компьютерах отсканированные фотографии детей или можно сразу на уроке сфотографировать на цифровом аппарате и загрузить в компьютер. Ученики, используя вспомогательные линии, учатся рисовать портрет. При выполнении этого задания учащиеся учатся строить пропорции лица человека. Прививаются навыки построения портрета.

  • Раскраска. Передать с помощью цвета состояние времени года.

На ученических компьютерах устанавливаются готовые линейные рисунки (рис. 3).

Рисунок 3

Дети, используя палитру, раскрашивают рисунок (рис. 4 - осень, рис. 5 - лето).

Рисунок 4

Рисунок 5

Преподавание курса ИТ основано на том, чтобы сделать каждого нашего выпускника грамотным пользователем компьютерной техники и компетентным в области применения новых информационных технологий обучения для развития собственных творческих способностей, удовлетворения познавательных и профессиональных потребностей.

Цвет – основа языка живописи

(I четверть “Язык изобразительного искусства”)

Цели и задачи урока:

– Дать понятие о цвете его характеристике, видах, цветовом круге, первичные навыки работы в графическом редакторе Paint, научить использовать инструменты в рисовании, применять теоретические знания на практике.
– Развить зрительное восприятие, наблюдательность, память, формировать изобразительные способности.
– Воспитать дисциплинированность, аккуратность, внимательность, деловое отношение к ПК, чувство эстетики, любовь к природе.

Задачей последнего занятия первой четверти является знакомство с живописью как одним из видов изобразительного искусства и особенностями языка художественной выразительности – цветом.

Начать урок можно например так:

Тема нашего урока : Цвет – основа языка живописи.

Среди всех видов изобразительного искусства живопись пользуется наибольшей популярностью. Если произведения скульптуры представляют собой объёмные тела, графики – большей частью чёрно-белые рисунки, то живопись воплощает образы действительности в их красочном многообразии с помощью красок, наносимых на холст. Образы живописи очень наглядны и убедительны для воспринимающего их зрителя.

Предложенные упражнения включают отработку техники живописного письма при параллельном решении творческой задачи. Предложим детям вспомнить какие-либо произведения живописи. Это необходимо для того, чтобы следующим звеном логической связи стал вопрос о языке живописи, её выразительных средствах. Действительно, в ответах дети упомянут и цвет, и композицию, и колорит, и, может быть, характер мазка (фактуру).

В результате педагогу остаётся обобщить ответы детей и назвать основные средства художественной выразительности – цвет, фактуру, колорит (слайд №2).

Цвет – это один из признаков видимых нами предметов, осознанное зрительное ощущение. Все вы слышали о цветовом круге, в природе существует 7 основных цветов. Их последовательность легко запомнить по фразе: Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан, то есть красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Эти цвета присутствуют и в природном явлении – радуге, которая бывает после дождя.

Цвета условно делятся на тёплые и холодные (слайд №4)

Тёплые цвета (слайд №5) – Красный, оранжевый, жёлтый (напоминают о солнце, тепле, огне)

Холодные цвета (слайд №6) – Зелёный, голубой, синий, фиолетовый - цвета воды, льда, металла (напоминают о холоде)

К основным характеристикам цвета относятся: цветовой тон, насыщенность, светлота (слайд №7).

Цветовой тон (слайд №8) – ассоциируется с окраской хорошо знакомых предметов. Многие наименования цветов произошли прямо от объектов с характерным цветом: песочный, морской волны, вишнёвый, шоколадный, малиновый, изумрудный и т. д.. Цветовой тон определяется названием цвета (жёлтый, красный, синий и т.д.) и зависит от его места в спектре.

Насыщенность цвета (слайд №9)представляет собой изменение насыщенности ахроматических цветов при добавлении серой краски. если в какой-либо цвет добавить серую краску, цвет станет меркнуть, изменится его насыщенность.

Светлота (слайд №10) качество, присущее как хроматическим, так и ахроматическим цветам. Светлоту не следует путать с белизной (как качеством цвета предмета). Любые цвета и оттенки, независимо от цветового тона, можно сравнить по светлоте, то есть определить, какой из них темнее, а какой светлее.

Можно изменить светлоту цвета, добавив в него белила или воду, тогда красный станет розовым, синий – голубым, зелёный - салатовым и т. д. (слайд №11).

Все цвета делятся на 2 группы (слайд №12)

Одну группу составляют ахроматические цвета: чёрный, белый и все оттенки серого (от самого тёмного до самого светлого) - это так называемые нейтральные света (слайд №13).

К другой группе относятся хроматические цвета – все цвета, кроме чёрного, белого и серых, то есть красный, жёлтый, синий, зелёный, розовый, голубой, малиновый и т. д. (слайд №14).

Существенную роль в живописи играет объединение цветов. Обычно объединяются между собой те цвета, которые равны по светлоте и которые близки по цветовому тону.

Гармоничное сочетание, взаимосвязь, тональное объединение различных цветов в картине называется колоритом.

Колорит – это общая эстетическая оценка цветовых качеств произведения искусства, характер взаимосвязи всех цветовых элементов произведения, его цветовой строй, богатство и согласованность цветов.

В широком смысле колорит – это задуманное художником цветовое сочетание, с помощью которого он создаёт художественный образ.

В зависимости от преобладающей в нём цветовой гаммы, колорит может быть холодным, тёплым, светлым, тёмным (слайд №15)

Например, в картине А.К. Саврасова “Летний пейзаж с мельницами” – тёплый колорит (слайд №16); М.А. Врубеля “Царевна – лебедь” – холодный колорит (слайд №17); А.К. Саврасова “Сельский вид” – светлый колорит (слайд №18); И.К. Айвазовского “Лунная ночь на Капри” – тёмный колорит (слайд №19).

Фактура также является активным средством выразительности всех видов изобразительного искусства.

Фактура – это характер поверхности художественного произведения, её обработки. Фактура передаётся характером мазка, а также способом взаимодействия разных живописных слоев.

Характером мазка можно передать плановость, настроение, отношение к изображаемому мотиву. Например, пастозный, густой мазок обеспечивает фактурность поверхности и выражает мощь, темперамент. Прозрачный, лессировочный мазок вызывает ощущение лёгкости, воздушности.

Например, Ван Гог “Спальня Винсента в Арле” (слайд №20)

Многоцветие природы по-своему радует нас во все времена года.

Каждому времени года соответствует определённая палитра сочетающихся друг с другом красок (показать слайды №21, 22, 23, 24, 25, 26).

Весной природа одевается в нежные не слишком яркие наряды. Весенняя палитра состоит из мягких пастельных тонов: кремового, розового, абрикосового, голубого, светло-жёлтого, охристого.

Краски лета сочные, яркие и радостные. Палитру составляют такие цвета, как травянисто-зелёный, алый, малиновый, синий, тёмно-жёлтый, оранжевый.

Осеннюю палитру составляют краски с тёплым основным тоном, словно излучающие свет. Очень эффектно выглядят композиции, построенные на контрастах синего и оранжевого, жёлтого и фиолетового, красного и жёлтого, тёмные красно-коричневый, бордовый и фиолетовый цвета ярче и заметнее в сочетании со светлыми охристыми тонами, основную цветовую гамму может дополнить зелёный цвет хвои.

Для зимней палитры характерны светлые оттенки голубого, фиолетового, сияющие синеватые тона льда, ясные, чёткие, лаконичные. Нежные цвета, удачно сочетающиеся с нейтральными серыми оттенками.

В конце урока проводится тестирование для проверки знаний учащихся.