Модульно-рейтинговая система оценки знаний учащихся на уроках делопроизводства как одна из развивающих технологий обучения

Разделы: Технология


Вступление

Современный учебный процесс в школе, а тем более в лицее, немыслим без ново-адекватных видов и форм образования. Он требует применения новых развивающих технологий обучения, в частности, к оценке учебной деятельности.

На одной из таких технологий – модульно-рейтинговой системе оценки знаний, применяемой мною, я и хочу остановиться.

Внедрение этой системы обусловлено необходимостью интенсификации учебной деятельности и активизации познавательной активности, учащихся через возможность получить отметку.

Всякая оценка предполагает диагностику оцениваемого объекта. Согласно модульно-рейтинговой системе оценки знаний весь курс, или учебная дисциплина делится на модули. В течение одного модуля за все виды учебной работы (самостоятельные работы, тесты, контрольные работы, выполнение домашних заданий, участие в олимпиадах и т.д.) учащийся набирает баллы. По завершении модуля проводится контроль знаний, который может, проходит в виде тестирования, контрольной работы или любого другого способа проверки знаний. Каждому модулю присваивается свой рейтинг. В любой момент времени можно подвести итоги рейтинга и определить место ученика среди других по усвоению дисциплины. Изучение каждого модуля заканчивается контролем качества усвоения материала, и выставлением учащемуся оценки (балла). Итоговая оценка определяется суммой баллов, набранной учеником по итогам всех модулей.

В модульно-рейтинговой системе не существует “отличников”, “ударников” и т.д., а есть первый, второй, сотый учащийся по уровню достигнутых учебных результатов.

О главном

Специфика обучения в лицее заключается в том, что учебный процесс приближен к вузовской системе занятий: спаренные уроки, лекции, семинары, коллоквиумы, практикумы, ежемесячная аттестация. Большая часть наших выпускников становятся студентами Братского Государственного Технического Университета (и не только), где качественность проверки знаний на большинстве кафедр осуществляется введением модульно-рейтинговой системы.

С элементами модульно-рейтинговой системы я решила познакомить учащихся на уроках делопроизводства в 11-м классе, с целью осуществления осознанной подготовки их обучению в вузах.

Мною был заведомо взят не целый курс, а один, достаточно обширный раздел делопроизводства - “Информационно-справочные документы”.

Итак, для получения зачета по данному разделу в виде оценки, учащемуся необходимо набрать определенное количество баллов, в соответствии с разработанными модулями и выполненными им работами (учитываются все виды работ). Каждый балл ученик должен “заработать”.

В модульно-рейтинговой системе контроля, наряду с положительными учебными баллами, существуют и отрицательные, которые соответственно вычитаются из набранной суммы, так называемые дисциплинарные баллы.

Организации рейтинг-контроля предшествовало конструирование модулей.

Вот как выглядит матрица 70-бальной модульно-рейтинговой системы по рассматриваемой теме.

Модульно-рейтинговая таблица оценки знаний учащихся
по теме “Информационно-справочные документы”

Проблемный модуль

Количество баллов

УЧЕБНЫЕ БАЛЛЫ (+)

1 Выполнение практических заданий по составлению конкретного вида документа (6 зад.)  

Справка

0-4

Докладная записка

0-5

Акт

0-7

Протокол

0-7

Служебное письмо

0-7

Телефонограмма

0-4

2 Учебно-познавательная активность на уроках; самостоятельно-индивидуальная работа (решение кроссвордов, тестов, диктанты; выполнение дополнительных заданий; доклады, сообщения; работа с учебной литературой)

0-4

3 Итоговая контрольная работа

0-16

4 Присутствие на уроках / наличие лекций

0-2 (8 ур.)

ДИСЦИПЛИНАРНЫЕ БАЛЛЫ (-)

1 Пропуск урока (по неуважительной причине)

3

2 Опоздание на урок (по неуважительной причине)

1

3 Предупреждение за нарушение дисциплины на уроке

2

4 Удаление с занятия

5

Для эффективного применения модульно-рейтинговой системы с целью ее объективности мною были разработаны задания разного уровня сложности.

Первый уровень – это составление документа в соответствии с изучаемой темой. Это задание учащиеся получают, прослушав лекционный материал. Для составления документа им разрешается пользоваться лекциями, учебником. Выполнение заданий на этом уровне является обязательным для всех учащихся.

В качестве примера приведу несколько заданий по составлению документов, по темам “Справки личного и служебного характера” и “Служебные письма”.

Составить справку с места работы начальнику производственного отдела открытого акционерного общества “БрАЗ” г. Братска о том, что он работал в ОАО “БрАЗ” в должности начальника производственного отдела с 12 ноября 1993 года по 13 мая 1999 года и уволен в связи с уходом на пенсию. Справка оформляется для предоставления в ЖКХ по месту жительства и подписывается исполнительным директором М.М.Павловым.

Недостающие реквизиты оформите самостоятельно.

 

Составить письмо-извещение редакционно-издательского отдела ЗАО “Бизнес-школа” зав.кафедрой экономики БрГТУ П.Р.Шумковой о выпуске учебных пособий (почтовые адреса отправителя и получателя указать самостоятельно). В письме отправитель извещает о том, что ЗАО “Бизнес-школа” выпускает в свет в 2004 году учебное пособие “Делопроизводство в бухгалтерии”, в котором освещаются требования к составлению и оформлению служебных документов и правила работы с ними. Заказ книги можно осуществить по телефону 33-09-09. Письмо подписывает начальник РИО А.В.Гаврилов. Вместе с письмом отправляются образцы документов на 20 л. в 1 экз. Недостающие реквизиты оформить самостоятельно.

На втором уровне – учащиеся получают более сложное задание по составлению документа. При его выполнении ученики должны не просто грамотно оформить документ, учитывая его формуляр, но и применить навыки по составлению текстовых фрагментов документа.

Например, по теме “Справки личного и служебного характера” учащиеся должны оформить справку для предоставления по месту работы родителей о том, что они учатся в лицее.

По темам “Докладные записки” и “Протокол” задания могут быть следующими:

Составить докладную записку секретаря-референта Соколовой Н.Н. руководителю предприятия об утере работником Смирновым С.С. письма-запроса, поступившего в адрес предприятия два месяца назад.

 

Составить протокол заседания спортбюро, на котором рассматривался вопрос о работе шахматной секции за 2002 год. На заседании было заслушано выступление одного из членов спортбюро, который остановился на недостатках, имеющихся в работе шахматной секции. После обсуждения было принято решение признать работу шахматной секции удовлетворительной, членам спортбюро оказать практическую помощь в повседневной работе.

Текущий рейтинг-контроль теоретических знаний учащихся я провожу путем ответов на вопросы в начале урока. Содержание вопросов несложное: ученикам необходимо лишь воспроизвести теорию, изложенную на предыдущем уроке. Для контроля обучения мною разработаны тесты разного уровня сложности в соответствии с уровнем интеллектуализации учащихся. Поэтому ученики, пропустившие хотя бы один урок, сразу начинают испытывать трудности в понимании смысла вопросов или тестов, не говоря уж об ответах на них или решении их. Ответы на вопросы или решение тестов осуществляется каждым учеником на отдельном листке, который сдается спустя 5-20 минут (в зависимости от объема задания) учителю. Оценка правильности ответов и информирование учащихся о набранном рейтинге производится на следующем уроке.

Урок-зачет (контрольная работа) является наиболее ответственным периодом контроля знаний и умений учащихся, требует максимальной организации и систематизации контроля. Учащиеся заранее проинформированы, какие задания контрольной работы могут дать им максимальный или минимальный рейтинг. Для более четкой организации рейтинг-контроля учащимся предлагаются разные варианты заданий.

Итоговая оценка по теме “Информационно-справочные документы” выставляется по суммарному рейтингу всех баллов, полученных учащимися по каждому отдельному модулю, по следующим критериям.

Критерии учета знаний

Отлично > 70 баллов
Хорошо 50-69 баллов
Удовлетворительно 30-49 баллов
Неудовлетворительно < 29 баллов

Причем, мною были заведомо завышены нижние границы от максимально возможного количества баллов для получения оценки. При подсчете итогового рейтинга в пределах 10-15% от максимально возможного количества баллов каждый учащийся имеет возможность поднять свой рейтинг в результате собеседования с преподавателем или выполнением дополнительных контрольных заданий.

Таким образом, учащиеся, имея в своем распоряжении таблицу баллов по каждой из указанных в модульно-рейтинговой таблице позиций, могут самостоятельно решить, выгодно ли ему пропустить занятие или не выполнить домашнее задание, то есть установить для себя верхний предел (рейтинг).

Основным условием внедрения модульно-рейтинговой системы является широкая информированность учащихся о результатах количества баллов, заработанных ими. Фиксация всех видов рейтинга производится в специальном журнале с указанием даты, вида и характера задания и полученного показателя рейтинга. В журнал заносятся индивидуальные рейтинги учащихся, а также замечания, сделанные в процессе наблюдения за работой учащихся. Для учащихся заводится специальная ведомость, которая вывешиваются в классе.

Личное мнение

Как и все новое, модульно-рейтинговая система требует избирательного подхода со стороны преподавателя. Элементы рейтингового контроля нужно вводить, чтобы учащиеся были готовы к такой форме контроля в вузе.

Проанализировав результаты, я пришла к выводу, что данная система оценки еще в начале изучения данного раздела определяет конечный результат, заставляет упорно трудиться. Эта система оценки заинтересовала учащихся своей необычностью, новизной, расширила диапазон времени сдачи пройденного материала, повысила самостоятельность ребят, что в их возрасте очень важно. Опросив 25 человек, я сделала вывод, что большинство учащихся выступают за данную систему оценки. 70% признали ее справедливее, чем обычная оценка, подтвердив, тем самым ее объективность.

Модульно-рейтинговая система оценки предоставила ученикам возможность: работать самостоятельно, то есть ученики могут самостоятельно выбирать себе нагрузку (стимул для сильных учеников), получать помощь у учителя и одноклассников, уменьшает вероятность случайной оценки, так как ведется оценивание всех форм работы на протяжении изучения темы.

Кроме фиксированного учета знаний и справедливого оценочного результата, модульно-рейтинговая система развивает демократичность, объективность, инициативность, здоровое соперничество в учебно-образовательном процессе, стремление активно и содержательно обучаться, поскольку быть лидером и занимать высшую шкалу рейтинга - всегда престижно...