Игра для 5-го класса, идущего по государственной программе (авторский коллектив под руководством В.В. Пасечника). Учебник В. М. Пакулова, Н.В. Иванова Природа (неживая и живая). Проводится в конце второй четверти как обобщение пройденного материала в актовом или спортивном зале школы.
Играть можно с параллельными классами или разбив один класс на две команды. Игра состоит из шести туров.
Цель игры – обобщить знания полученные детьми по окружающему миру в течение первого полугодия, обращая особое внимание на главные понятия тем и их логические взаимосвязи + провести ее в подвижной форме, т.к. дети маленькие, а игра проводится после уроков. Время игры 1 час.
Необходимое оборудование
- Набор цветной бумаги (для надписи понятий)
- Маркер или компьютер (с их помощью делаем надписи на листах цветной бумаги)
- 16 стульев (непосредственно для игры + стулья для жюри).
- Три стола.
Первый тур
Составь логическую цепочку из данного набора понятий (какое понятие из какого вытекает).
Необходимое оборудование
- Карточки с написанными понятиями: природа, тело, смесь, вещество, молекула, атом, электрон, протон (для разных команд можно выбрать разные цвета карточек).
- Расставленные в определенном порядке стулья.
Инструкция детям
- На столе для каждой команды лежат карточки с понятиями в перевернутом виде, из которых нужно будет составить логическую цепочку.
- Рядом со столом выстроены стулья по числу звеньев цепочки, т.е. по числу понятий.
- Команда подошла к столу.
- По команде жюри члены детской команды перевернули карточки и составили на столе логическую цепочку.
- Раздали звенья логической цепочки (карточки) восьмерым членам команды.
- Ребята с карточками должны сесть на стулья как можно быстрее, сохраняя логическую последовательность в понятиях.
- Встать со стула нельзя для того, чтобы исправить ошибку.
- Выигрывает тот, кто быстрей и правильней все выполнит.
Ключ
Второй тур
Построить модель солнечной системы.
Необходимое оборудование
- Карточки с написанными понятиями: Солнце, Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон, астероиды, кометы, метеориты, естественные спутники, вселенная, искусственные спутники, луноходы, маленькие планеты, ядро, хвост.
Инструкция детям
- На столах в перевернутом виде лежат карточки, на которых написаны понятия, относящиеся к строению солнечной системы, и другие (лишние) понятия.
- Подойти к столу и по команде жюри перевернуть карточки.
- Выбрать карточки с названиями частей солнечной системы.
- Раздать карточки членам команды.
- Из ребят построить модель солнечной системы, расположив детей в определенном порядке, соответствующем порядку действительного расположения частей солнечной системы (лучше, если в детской группе будет один руководитель, который будет всех расставлять на определенные места).
- Время для подготовки 5 минут.
Ключ
Третий тур
Оболочки Земли.
Необходимое оборудование
- 6 стульев расставленных зигзагообразно.
- Карточки с написанными понятиями
Литосфера
2 штукиАтмосфера
2 штукиГидросфера
2 штукиБиосфера
2 штуки1. Каменная оболочка
2 штуки1. Воздух
2 штуки1. Вода
2 штуки1. Жизнь
2 штуки2. Литосферные плиты
2 штуки2. Озоновая дыра
2 штуки2. Озеро
2 штуки2. Береза
2 штуки3. Материковая кора
2 штуки3. Лучи солнца
2 штуки3. Река
2 штуки3. Человек
2 штуки4. Океаническая кора
2 штуки4. Безвоздушное пространство
2 штуки4. Подземные воды
2 штуки4. Комар
2 штуки5. Горные породы
2 штуки5. Кислород
2 штуки5. Океан
2 штуки5. Бактерия
2 штуки6. Полезные ископаемые
2 штукиОблака
2 штуки6. Ледник
2 штуки6. Водоросль
2 штуки
Выбрать по 4 человека из каждой команды, которые будут играть роль оболочек, держа в руках соответствующие карточки с названиями оболочек.
На каждом стуле лежат 4 карточки (одно понятие из литосферы, одно из атмосферы, одно из гидросферы, одно из биосферы), в перевернутом виде.
Схема расположения детей и стульев приведена для одной команды (для второй команды такая же схема).
Инструкция детям
- Существуют 4 оболочки Земли. Поэтому от каждой команды выбираем по 4 человека, которые будут играть роль оболочек. Оболочки выстраиваются в линеечку по обе стороны от стола жюри.
- На стульях стопками лежат карточки с понятиями, относящимися к оболочкам Земли.
- 1 человек из команды подбегает по очереди к каждому стулу, начиная с самого дальнего, и снимает сверху с каждого стула 1 лист.
- Подбегает к оболочкам и отдает им соответствующие понятия.
- Оболочка может дать одну подсказку ребенку, который распределяет понятия.
- Выигрывает та команда, которая быстрее и правильнее выполнит задание.
Четвертый тур
Демонстрация явлений природы.
Необходимое оборудование
- Карточки двух цветов (количество карточек соответствует числу игроков команды, для половины команды карточки одного цвета, а для другой половины команды другого цвета).
- Карточки со знаками + и – (количество карточек соответствует числу игроков команды, для половины команды карточки со знаком плюс, а для другой половины команды карточки со знаком минус).
Инструкция детям
(Задание на тур объясняется заранее, т.к. этот тур является домашним заданием, время на его подготовку 10 минут.)
- Каждой команде дается заранее явление природы, которое они должны продемонстрировать, а друга команда должна это явление угадать.
- 1 команда – диффузия. Половине команды вручаются карточки одного цвета, а другой половине другого. Две группы детей в зависимости от цвета карточек становятся друг напротив друга, а затем по команде начинают смешиваться. 1 команда, перед тем как показывать явление, комментирует его: "Мы показываем одно из свойств жидкостей или газов".
- 2 команда – силы притяжения. Половине команды вручаются карточки со знаком плюс, а другой половине со знаком минус. Две группы детей в зависимости от цвета карточек становятся друг напротив друга, а затем по команде начинают смешиваться. 2 команда, перед тем как показывать явление комментирует его: "Мы показываем простейшее электрическое явление".
- Выигрывает та команда, которая нагляднее выполнит задание.
Пятый тур
Из данного набора предметов выбрать те, которые объясняют свойства твердых тел и свойства жидкостей и газов.
Необходимое оборудование
- Стол, на котором вперемешку лежит оборудование для двух команд.
- Два пустых стола для каждой команды.
Первая команда | Вторая команда | ||
Оборудование | Свойства твердых тел | Оборудование | Свойства жидкостей и газов |
Два одинаковых бруска по форме и объему | Сохранение формы и объема твердых тел | 3 колбы разной формы и графин с водой, мерный стакан | Жидкости сохраняют объем |
Резиновая лента и груз | Деформация | Графин с водой (пролили), тряпка | Жидкости не сохраняют форму |
Линейка | Деформация | Шарик воздушный, колба с пробкой | Газы принимают форму того сосуда, в котором находятся |
Пластилин, воск | Пластичность | ||
Ластик | Упругость |
Инструкция детям
- Выбрать из каждой команды по 4 человека.
- По 4 человека из каждой команды подходят к столу, на котором вперемешку лежит оборудование для двух команд, и выбирают необходимое для них.
- С необходимым оборудованием каждая команда подходит к своему столу, и начинают подготовку к демонстрации опытов.
- Выигрывает та команда, которая быстрее и правильнее выполнит задание.
Шестой тур
Кто больше назовет понятий по темам: электричество и воздух?
Необходимое оборудование
- Прыгалки 2 штуки.
Инструкция детям
- Каждая команда выстраивается в одну колонку в затылок друг за другом.
- Первый человек из команды берет прыгалки и называет известное ему понятие и тему, к которой оно относится (берутся две темы: электричество и воздух) и делает один прыжок в прыгалку.
- Такое же действие повторяет следующий игрок и т.д.
- Выигрывает та команда, которая больше назовет понятий и тем и выполнит это без ошибок.
Ключ
Тема: Электричество | Понятия |
Тема: Воздух | Понятия |
Наэлектризованные тела, ненаэлектрилизованные тела |
Воздух | ||
Положительный заряд (отрицательный) | Кислород | ||
Отталкивание | Азот | ||
Притяжение | Углекислый газ | ||
Электрическая сила | Свойства воздуха: занимает все пространство, сжимаемость, упругость |
||
Изолятор | Вес воздуха | ||
Проводник | Давление воздуха | ||
Электрический заряд | Магдебургские полушария | ||
Молния | Плотность и разряженность воздуха | ||
Гром | Торричелли | ||
Молнеотвод | Единица измерения давления | ||
Электрическая цепь | Величина атмосферного давления |