Игра "Мир вокруг нас"

Разделы: Биология, География, Внеклассная работа


Игра для 5-го класса, идущего по государственной программе (авторский коллектив под руководством В.В. Пасечника). Учебник В. М. Пакулова, Н.В. Иванова Природа (неживая и живая). Проводится в конце второй четверти как обобщение пройденного материала в актовом или спортивном зале школы.

Играть можно с параллельными классами или разбив один класс на две команды. Игра состоит из шести туров.

Цель игры – обобщить знания полученные детьми по окружающему миру в течение первого полугодия, обращая особое внимание на главные понятия тем и их логические взаимосвязи + провести ее в подвижной форме, т.к. дети маленькие, а игра проводится после уроков. Время игры 1 час.

Необходимое оборудование

  • Набор цветной бумаги (для надписи понятий)
  • Маркер или компьютер (с их помощью делаем надписи на листах цветной бумаги)
  • 16 стульев (непосредственно для игры + стулья для жюри).
  • Три стола.

Первый тур

Составь логическую цепочку из данного набора понятий (какое понятие из какого вытекает).

Необходимое оборудование

  • Карточки с написанными понятиями: природа, тело, смесь, вещество, молекула, атом, электрон, протон (для разных команд можно выбрать разные цвета карточек).
  • Расставленные в определенном порядке стулья.

Инструкция детям

  1. На столе для каждой команды лежат карточки с понятиями в перевернутом виде, из которых нужно будет составить логическую цепочку.
  2. Рядом со столом выстроены стулья по числу звеньев цепочки, т.е. по числу понятий.
  3. Команда подошла к столу.
  4. По команде жюри члены детской команды перевернули карточки и составили на столе логическую цепочку.
  5. Раздали звенья логической цепочки (карточки) восьмерым членам команды.
  6. Ребята с карточками должны сесть на стулья как можно быстрее, сохраняя логическую последовательность в понятиях.
  7. Встать со стула нельзя для того, чтобы исправить ошибку.
  8. Выигрывает тот, кто быстрей и правильней все выполнит.

Ключ

Второй тур

Построить модель солнечной системы.

Необходимое оборудование

  • Карточки с написанными понятиями: Солнце, Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон, астероиды, кометы, метеориты, естественные спутники, вселенная, искусственные спутники, луноходы, маленькие планеты, ядро, хвост.

Инструкция детям

  1. На столах в перевернутом виде лежат карточки, на которых написаны понятия, относящиеся к строению солнечной системы, и другие (лишние) понятия.
  2. Подойти к столу и по команде жюри перевернуть карточки.
  3. Выбрать карточки с названиями частей солнечной системы.
  4. Раздать карточки членам команды.
  5. Из ребят построить модель солнечной системы, расположив детей в определенном порядке, соответствующем порядку действительного расположения частей солнечной системы (лучше, если в детской группе будет один руководитель, который будет всех расставлять на определенные места).
  6. Время для подготовки 5 минут.

Ключ

Третий тур

Оболочки Земли.

Необходимое оборудование

  • 6 стульев расставленных зигзагообразно.
  • Карточки с написанными понятиями
Литосфера
2 штуки
Атмосфера
2 штуки
Гидросфера
2 штуки
Биосфера
2 штуки
1. Каменная оболочка
2 штуки
1. Воздух
2 штуки
1. Вода
2 штуки
1. Жизнь
2 штуки
2. Литосферные плиты
2 штуки
2. Озоновая дыра
2 штуки
2. Озеро
2 штуки
2. Береза
2 штуки
3. Материковая кора
2 штуки
3. Лучи солнца
2 штуки
3. Река
2 штуки
3. Человек
2 штуки
4. Океаническая кора
2 штуки
4. Безвоздушное пространство
2 штуки
4. Подземные воды
2 штуки
4. Комар
2 штуки
5. Горные породы
2 штуки
5. Кислород
2 штуки
5. Океан
2 штуки
5. Бактерия
2 штуки
6. Полезные ископаемые
2 штуки
Облака
2 штуки
6. Ледник
2 штуки
6. Водоросль
2 штуки

Выбрать по 4 человека из каждой команды, которые будут играть роль оболочек, держа в руках соответствующие карточки с названиями оболочек.

На каждом стуле лежат 4 карточки (одно понятие из литосферы, одно из атмосферы, одно из гидросферы, одно из биосферы), в перевернутом виде.

Схема расположения детей и стульев приведена для одной команды (для второй команды такая же схема).

Инструкция детям

  1. Существуют 4 оболочки Земли. Поэтому от каждой команды выбираем по 4 человека, которые будут играть роль оболочек. Оболочки выстраиваются в линеечку по обе стороны от стола жюри.
  2. На стульях стопками лежат карточки с понятиями, относящимися к оболочкам Земли.
  3. 1 человек из команды подбегает по очереди к каждому стулу, начиная с самого дальнего, и снимает сверху с каждого стула 1 лист.
  4. Подбегает к оболочкам и отдает им соответствующие понятия.
  5. Оболочка может дать одну подсказку ребенку, который распределяет понятия.
  6. Выигрывает та команда, которая быстрее и правильнее выполнит задание.

Четвертый тур

Демонстрация явлений природы.

Необходимое оборудование

  • Карточки двух цветов (количество карточек соответствует числу игроков команды, для половины команды карточки одного цвета, а для другой половины команды другого цвета).
  • Карточки со знаками + и – (количество карточек соответствует числу игроков команды, для половины команды карточки со знаком плюс, а для другой половины команды карточки со знаком минус).

Инструкция детям

(Задание на тур объясняется заранее, т.к. этот тур является домашним заданием, время на его подготовку 10 минут.)

  1. Каждой команде дается заранее явление природы, которое они должны продемонстрировать, а друга команда должна это явление угадать.
  2. 1 команда – диффузия. Половине команды вручаются карточки одного цвета, а другой половине другого. Две группы детей в зависимости от цвета карточек становятся друг напротив друга, а затем по команде начинают смешиваться. 1 команда, перед тем как показывать явление, комментирует его: "Мы показываем одно из свойств жидкостей или газов".
  3. 2 команда – силы притяжения. Половине команды вручаются карточки со знаком плюс, а другой половине со знаком минус. Две группы детей в зависимости от цвета карточек становятся друг напротив друга, а затем по команде начинают смешиваться. 2 команда, перед тем как показывать явление комментирует его: "Мы показываем простейшее электрическое явление".
  4. Выигрывает та команда, которая нагляднее выполнит задание.

Пятый тур

Из данного набора предметов выбрать те, которые объясняют свойства твердых тел и свойства жидкостей и газов.

Необходимое оборудование

  • Стол, на котором вперемешку лежит оборудование для двух команд.
  • Два пустых стола для каждой команды.
Первая команда Вторая команда
Оборудование Свойства твердых тел Оборудование Свойства жидкостей и газов
Два одинаковых бруска по форме и объему Сохранение формы и объема твердых тел 3 колбы разной формы и графин с водой, мерный стакан Жидкости сохраняют объем
Резиновая лента и груз Деформация Графин с водой (пролили), тряпка Жидкости не сохраняют форму
Линейка Деформация Шарик воздушный, колба с пробкой Газы принимают форму того сосуда, в котором находятся
Пластилин, воск Пластичность    
Ластик Упругость    

Инструкция детям

  1. Выбрать из каждой команды по 4 человека.
  2. По 4 человека из каждой команды подходят к столу, на котором вперемешку лежит оборудование для двух команд, и выбирают необходимое для них.
  3. С необходимым оборудованием каждая команда подходит к своему столу, и начинают подготовку к демонстрации опытов.
  4. Выигрывает та команда, которая быстрее и правильнее выполнит задание.

Шестой тур

Кто больше назовет понятий по темам: электричество и воздух?

Необходимое оборудование

  • Прыгалки 2 штуки.

Инструкция детям

  1. Каждая команда выстраивается в одну колонку в затылок друг за другом.
  2. Первый человек из команды берет прыгалки и называет известное ему понятие и тему, к которой оно относится (берутся две темы: электричество и воздух) и делает один прыжок в прыгалку.
  3. Такое же действие повторяет следующий игрок и т.д.
  4. Выигрывает та команда, которая больше назовет понятий и тем и выполнит это без ошибок.

Ключ

Тема: Электричество

Понятия

Тема: Воздух

Понятия

Наэлектризованные тела,
ненаэлектрилизованные тела
Воздух
Положительный заряд (отрицательный) Кислород
Отталкивание Азот
Притяжение Углекислый газ
Электрическая сила Свойства воздуха:
занимает все пространство, сжимаемость, упругость
Изолятор Вес воздуха
Проводник Давление воздуха
Электрический заряд Магдебургские полушария
Молния Плотность и разряженность воздуха
Гром Торричелли
Молнеотвод Единица измерения давления
Электрическая цепь Величина атмосферного давления